Проектируем бизнес-процессы правильно - пошаговый алгоритм.
Здравствуйте, меня зовут Александра Гостева и я помогаю предприятиям становиться эффективнее. В прошлых статьях я дала вам план по анализу текущих процессов, сегодня мы доберемся до основного – как правильно проектировать процессы.
В практике и в литературе по процессам я встречала два подхода к проектированию. Опишу оба и потом расскажу, какой из них использую в работе и почему. Но, думаю, это хорошая тема для дискуссии.
Первый шаг – определение и моделирование функций.
Функция в данном случае – это любое действие, которое совершают исполнители. Например, в продажах это – позвонить клиенту, внести клиента в CRM, выслать коммерческое предложение и т.д. Лучше всего на данном этапе концентрироваться именно на функциях, а не на исполнителях, так как в ходе оптимизации возможно будет необходимо перераспределить обязанности между сотрудниками. И это будет легче делать, если не привязываться изначально к людям.
Итак, те два подхода, о которых я говорила выше.
Первый подход.
Первый подход состоит в том, что после анализа текущего процесса команда анализирует результаты и прорисовывает оптимальный процесс, смотрит, где можно автоматизировать, где можно запараллелить процессы, где перераспределить обязанности между сотрудниками.
После моделирования нового процесса команда сравнивает его с текущим процессом и определяет, какие мероприятия нужно провести, чтобы достичь нового оптимального процесса (прийти из точки А в точку Б). Также смотрят какой будет эффект от внедрения изменений (экономия, увеличение эффективности), что позволит снизить сопротивление при внедрении у сотрудников и убедить руководителей в необходимости данных изменений.
Второй подход.
Суть та же, но немного другая последовательность. После анализа процессов составляется перечень выявленных проблем, и команда обсуждает возможные варианты решения. В ходе этих обсуждений рождается план мероприятий по улучшению процесса и схема оптимального процесса. На мой субъективный взгляд, это более рабочая схема, так, именно обсуждая проблемы и пути их решения, можно придумать более эффективный способ протекания процесса.
В основном в ходе проектирования процессов будет некий симбиоз этих двух подходов.
Второй шаг – проектирование на физическом уровне.
Сложный термин, который простыми словами обозначает продумать как физически будут выполняться эти операции – вручную, автоматически, и так, и так, кто исполнители, какую инфраструктуру нужно использовать. Степень детализации описания можно выбрать самостоятельно в зависимости от задач - можно укрупненно описать «внести в CRM», можно сделать пошаговый план что-куда нажимать и какие данные вбивать.
Третий шаг – определение бизнес-правил.
Мы этот термин уже рассматривали в прошлых статьях, но на всякий случай приведу пример. Например, закупку до 10 000 руб. исполнитель согласовывает со своим непосредственным руководителем, свыше – с руководителем финансового отдела через процедуру тендера.
Часто бывает ситуация, когда количество бизнес-правил только усложняет процесс, поэтому всегда имейте ввиду, что оптимально будет применение бизнес-правил только там, где это действительно необходимо. Мой любимый девиз «необходимое, но достаточное».
Четвертый шаг – определение необходимой IT-инфраструктуры.
Часто оптимизация процессов предполагает определенную степень автоматизации. Могу дальше больше сказать, что сейчас часто именно желание автоматизировать процессы или внедрить какое-то программное обеспечение приводит компании к анализу и оптимизации процессов. Например, если компания решила внедрить ERP или Битрикс, начать ей придется именно с анализа и оптимизации процессов.
Поэтому, если вы хотите часть действий автоматизировать, необходимо продумать каким способом, с использованием каких программ вы планируете это сделать, чтобы учесть это при разработке процесса.
Перед тем как остановиться на какой-то определенной модели вам нужно ответить на следующие вопросы:
· Какое программное обеспечение наилучшим образом соответствует требованиям процесса?
· Существуют ли какие-либо ограничения в текущей инфраструктуре, которые могут повлиять на разработку модели?
· Какие сроки внедрения?
· Каковы будут последствия внедрения модели для организации?
· Возможно ли поэтапное внедрение модели?
· Каковы затраты на внедрение данной модели?
· Могут ли поставщики помочь с внедрением?
Пятый шаг – составление плана внедрения.
Это тот план, с которым необходимо работать на всем этапе анализа и проектирования процесса, куда должны быть внесены все возникающие в ходе дискуссии проблемы и предложения.
Обязательно после завершения проектирования процесса проверьте, что все вопросы учтены.
Шестой финальный шаг – тестирование процесса.
Перед тем как внедрить новый процесс в действие, его нужно протестировать, чтобы проверить, что он работает как задумано и выявить возможные проблемы. Проверить процесс можно через имитацию выполнения или опытную эксплуатацию.
Если тестирование прошло удачно, и вы поняли, что новым процессом достигаете поставленных целей, поздравляю! Можно внедрять процесс
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, пишу про процессы и повышение эффективности.
Александра Гостева