Виртуальные центры компетенций и платформы интернета вещей: что нужно российским нефтяным компаниям в пандемию

Цифровизация может помочь нефтяникам уже сейчас, в частности, в рамках сделки по снижению добычи нефти ОПЕК+, считает технический директор компании «Геонафт» (входит в группу компаний «Цифра») Юрий Петраков.

COVID-19 и ускорение процессов цифровизации в нефтегазовых компаниях

На сегодняшний день оценивать влияние пандемии COVID-19 на процессы цифровизации в нефтегазовых компаниях еще рано. Объективно это можно будет сделать не ранее, чем через полгода.

Если говорить про текущую ситуацию, то ускорение цифровизации произошло прежде всего на уровне коммуникаций. При этом стало очевидно, что не все нефтегазовые компании с технической точки зрения оказались готовы к работе на «удаленке». В этом смысле многие компании столкнулись с тем, что выстроенные системы и регламенты не позволяют оперативно реагировать на внешние факторы и затрудняют адаптацию бизнеса к новым условиям – необходимость наличия удаленного доступа и «работа из дома» – яркие тому примеры. Позволить себе быстрый переход к новым правилам ведения бизнеса смогли не все. По этой причине появляются разрывы в выстроенных рабочих цепочках отношений и взаимодействия как внутри компании, так и с внешними участниками.

Постепенно все коммуникации так или иначе переходят в цифровой вид. Сейчас все учатся открывать доступ к коллективным средствам работы, а надо открывать доступ к реальным производственным данным.

Большинство программ по цифровизации крупнейших нефтегазовых компаний реализуются на прежнем уровне, и даже появляются новые инициативы. Пришло понимание, что надо минимизировать человеческий фактор как самое уязвимое звено в условиях пандемии. Но новые инициативы запускаются крайне выборочно, поскольку большинство компаний секвестрируют свои бюджеты в среднем на 30%.

Для IT-компаний целостность и непрерывность производственного процесса и бизнес-отношений с партнерами является приоритетом. Поэтому такие компании со своей стороны приложили все усилия, чтобы рабочий процесс заказчиков не прерывался ни на секунду: обеспечили партнеров необходимым специализированным ПО, предоставили удаленное обучение и демонстрацию ПО, организовали удаленную связь на корпоративной платформе, ускорили процессы разработки онлайн-платформы для выполнения производственных задач крупных нефтегазовых компаний.

Куда пойдут компании

Сейчас все нефтегазодобывающие компании будут двигаться в сторону создания виртуальных центров компетенций, где сотрудники могут друг с другом взаимодействовать, а также анализировать производственные данные в режиме реального времени. Это, прежде всего, необходимо инженерно-техническим работникам, которые планируют и контролируют режимы работы производства и в целом отвечают за его эффективность.

На любом нефтегазодобывающем предприятии есть сменный персонал, который должен находиться непосредственно на объекте и быть рядом с оборудованием, и это можно изменить только роботизацией. Инженерно-техническим работникам совсем необязательно присутствовать на технологических объектах. Именно за счет перевода этого персонала на удаленный режим можно снизить риски распространения инфекции на промышленных объектах.

Организовать виртуальные центры компетенций, где сотрудники предприятий из любой точки мира имеют доступ к данным, к тегам, событиям, состоянию оборудования можно максимально быстро и просто на базе индустриальных платформ. Такие решения отличает простой и удобный пользовательский интерфейс, пневмосхемы, дашборды и отчеты. Фактически виртуальные центры компетенций – это групповое взаимодействие специалистов для управления производством, когда специалисты видят разные данные в одинаковом формате, а также действия друг друга, что создает полную имитацию коллективной работы в едином пространстве.

Нефтегазовые компании также заинтересованы сейчас в цифровых решениях для оптимизации операционных затрат и с моментальной отдачей. Например, большинство научно-инженерных центров недропользователей и нефтесервисных компаний, перешли на удаленный режим работы, воспользовавшись решениями для сопровождения бурения в режиме реального времени, не привязанными к конкретному местоположению пользователя.

Данные процессы объясняются тем, что карантинные ограничения вынуждают персонал недропользователей вести все рабочие процессы вне корпоративных центров, в распределенной и удаленной форме. В этих условиях без современных цифровых решений просто не обойтись.

Вторым фактором, заставляющим компании ускорять внедрение цифровых технологий, является волатильность цен на углеводороды. Данный фактор требует делать максимальный упор как на технологическую, так и экономическую оптимизацию производства, снижение издержек, рисков, непроизводительного времени.

Новые цифровые решения

Наиболее востребованные решения остались те же, что были до COVID-19. Они связаны с процессами бурения и добычи, только сроки по разработке и внедрению данных решений сократились. Руководители компаний-заказчиков и подрядчиков видят значительную пользу от внедрения платформенного решения, которое позволяет объединить информационные потоки, обработать и проанализировать большие данные для минимизации временных потерь. Интеграция физико-математического моделирования с большими данными, предиктивной аналитикой и алгоритмами искусственного интеллекта позволяет нашим клиентам в режиме «единого окна» проводить все необходимое инженерное проектирование и расчеты как на этапе планирования, так и в режиме реального времени в процессе строительства скважины или полного цикла разработки месторождения.

По нашему опыту стоимость разработки и внедрения решений зависит от функционально-технических требований, которые предъявляет заказчик, а также от зрелости IT-инфраструктуры компании. Если смотреть на окупаемость внедряемых решений, то даже при текущей экономической ситуации, можно смело говорить о 3-6 месяцев, когда эффективность от внедрения такого типа решения начинает перекрывать расходную часть.

Упрощается работа с данными и большим потоком информации, который не под силу контролировать только человеческими ресурсами. Ускоряется процесс комплексного интегрированного моделирования, который существенно оказывает влияние на технологическую эффективность процесса ввода месторождения в эксплуатацию.

Целевые показатели от внедрения подобных решений могут доходить до 50% сокращения временных затрат на решение рутинных задач и до 20% суммарного времени на весь процесс планирования и непосредственно бурения и строительства скважин. Уменьшается количество возможных технико-технологических инцидентов. Повышается качество и безопасность при выполнении работ на месторождениях.

ОПЕК+ и цифровизация

Для многих стран задача по снижению добычи небанальна, и сейчас стоит на повестке дня всех нефтегазодобывающих компаний. Нужно сделать это максимально безболезненно и с выгодой, чтобы компании могли остаться на уровне рентабельности.

Задача по снижению добычи является многофакторной и требует большого объема качественных данных и математических моделей, имитационных в том числе, которые будут моделировать и просчитывать MPV по различным сценариям вывода из работы скважин.

Первое, что хочется «заглушить» – это низкодебитные скважины из-за их высокой себестоимости и низкой отдачи. Вопрос в том, что когда объем добычи нужно будет восстановить или увеличить, то это может потребовать еще большего объема затрат на бурение новых скважин с учетом того, что часть законсервированных низкодебитных может просто не запуститься. Все это очень важно учитывать, поэтому без цифровизации точно не обойтись.

Скорее всего, текущее снижение объема добычи является не последним, будут последующие волны, поэтому задача по оптимальному снижению будет стоять на повестке еще длительное время. Кроме того, с помощью цифровой системы можно будет исправить ошибки, которые могли быть допущены, когда скважины глушились в условиях срочности.

Мы сейчас готовы совместно с нефтегазодобывающими компаниями на основе их реальных данных подготовить рекомендации для оптимального управления фондом скважин с учетом снижения добычи. Если говорить простым языком, то подсказать, какие скважины останавливать, а какие нет. Сделать это можно достаточно быстро, примерно за 3-5 недель с момента получения данных. Для реализации таких проектов у нас есть команда специалистов-математиков и экспертов в области машинного обучения, которые специализируются на работе с нефтегазовой отраслью и реализовали десятки проектов.

Цифровизация и кибербезопасность

Отдельный вопрос – это кибер- и информационная безопасность. Например, необходима идентификация людей с помощью сканирования сетчатки и отпечатка пальца. До введения карантина это делалось на проходных, а теперь это надо делать удаленно. Но если эта проблема будет решена, то виртуальные центры компетенций можно будет организовать достаточно быстро и снизить киберриски. Они будут полезны не только во время пандемии, но и когда ситуация придет в нормальный режим. Вариантом реализации этой задачи может быть использование мобильных устройств пользователей, как корпоративных, так и по модели BYOD (Bring Your Own Device) так как там сейчас уже присутствует вся необходимая информация и датчики (дактилоскопия, распознавание лиц).

Построив таким образом надежный контур безопасности, можно переносить на «удаленку» и данные. Прежде всего, конечно, для нефтегазовой отрасли это централизованные базы данных со всеми производственными параметрами, скважинными и геологическими данными. И системы отчетности, строящиеся вокруг обработки и визуализации этих данных.

Подобный подход в дополнение к «умным» системам видеонаблюдения и современным системам коммуникаций позволит инженерам нефтегазовой отрасли, полноценно решать задачу контроля за производственными объектами, без необходимости присутствия на площадке.

Кроме того, нужно создать систему экспертной оценки возможного ущерба для выработки стандартов обеспечения безопасности данных. Необходимо пересмотреть стратегии обеспечения безопасности. В настоящее время идет перераспределение баланса рисков и выигрышей.

Компания «Геонафт» (входит в группу компаний «Цифра») – один из ведущих российских разработчиков программного обеспечения для «умного бурения».

33
Начать дискуссию