Упражнение на выносливость. Как фитнес-клубы и тренеры пытаются вернуться к работе после простоя

В августе и сентябре в России ожил рынок спортивных услуг: в разных городах заново открылись фитнес-клубы, бассейны и всевозможные спортивные студии. Как спортсменам удалось пережить лето простоя и с какими сложностями пришлось справляться в попытках возобновить работу, они рассказали Five p.m.

Упражнение на выносливость. Как фитнес-клубы и тренеры пытаются вернуться к работе после простоя

Коротко о главном

  • Zoom и YouTube всех спасли. Тренировки в онлайне помогли сохранить связь между клубами и клиентами, а для некоторых бизнесов стали отдельным направлением развития.⠀
  • Онлайн помог, но не заменил офлайна. Как только появилась возможность тренироваться вместе хотя бы на улице, люди ей воспользовались.
  • Дошли не все. Вернуть 100% клиентов не получилось: кто-то потерял в доходах, а кто-то до сих пор не вернулся в прежний ритм жизни.

По данным 2ГИС, интерес к фитнес-клубам и тренажёрным залам начал постепенно падать уже со второй половины марта 2020 года. С введением первых всероссийских каникул, вызванных пандемией, спортивным организациям и вовсе пришлось закрыться на неопределённый срок.

Аналитики СберИндекса подсчитали, что в марте-августе траты россиян на фитнес-клубы упали на 96% относительно первого квартала этого же года. Оставшиеся 4% операций аналитический портал объясняет покупкой абонементов на будущее (клубы продавали их со скидками, чтобы выжить в период простоя) и оплатой онлайн-тренировок.

По данным Национального фитнес-сообщества, в августе среди ключевых операторов российского рынка фитнеса продажи клубных карт всё ещё отставали на 25−30% от показателей августа прошлого года.

«В регионах России падение выручки осложнено ещё длительным ожиданием снятия ограничительных мер и открытием только в августе, спустя 5 месяцев», — отмечают в пресс-службе сообщества.

В течение лета спортивная индустрия постепенно оживала вслед за снятием ограничений в городах, но только осенью стало возможно говорить о том, что интерес горожан к фитнес-клубам и тренажёрным залам в России приблизился к показателям марта.

На самоизоляции: «На пробежки вставали в 5 утра, чтобы ни с кем не встретиться»

Ксения Егошина
Создатель школы I love supersport, Новосибирск

Школа любительского спорта для взрослых, филиал большой федеральной сети. Работает по четырём направлениям: бег, плавание, беговые лыжи и триатлон. Своего помещения у школы нет, тренировки проходят либо на улице, либо в арендованных бассейнах, манежах, велостудии, стадионах.

Решение сесть на карантин принимали сознательно, до общего объявления президента. К счастью, прямо перед самоизоляцией мы успели закрыть лыжный сезон и выпустить наших пловцов.

Всех тренеров мы снабдили ноутбуками, планшетами и перешли в Zoom с тренировками по всем направлениям. Возрастным тренерам пришлось труднее всех, но все в итоге справились.

Тренировки в онлайне мы сначала сделали платными, но эта история совсем не зашла — поддерживали рублями в основном те, кто хотел помочь в трудный период. А чтобы подогревать связь между участниками, мы запустили игру с баллами за активность: например, нужно было нарисовать пробежкой слово RUN в приложении Strava или прочитать в планке стишок на видео. Ну, и просто созванивались вместе, вспоминали классные старты, мечтали о будущем, слушали лекции специалистов — невролога, коуча, кардиолога.

Пловцам заниматься стало совсем негде, поэтому мы просто поставили на стоп все абонементы и приглашали их на бесплатные тренировки в онлайне, чтобы не унывали.

Лыжники успели завершить сезон, кто-то также присоединялся к онлайн-тренировкам.

Упражнение на выносливость. Как фитнес-клубы и тренеры пытаются вернуться к работе после простоя

С бегом и триатлоном всё иначе. Те, кто был готов выходить на пробежки, вставали в 5−6 утра, чтобы ни с кем не пересекаться на улице. Тренеры писали индивидуальные планы, появились функциональные онлайн-тренировки, так что по факту люди полностью сохраняли свой тренировочный процесс, только в другом формате, поэтому цены их абонементов не менялись. И многие действительно оставались заниматься таким образом, что очень нас поддерживало.

Апрель, май и июнь мы были полностью «в минусе». Но у нас была подушка безопасности, и мы смогли платить тренерам — а они у нас на сдельной зарплате — 50−70% от докоронавирусного уровня.

Ольга Колмакова
Генеральный директор фитнес-клуба X-fit, Новосибирск

Федеральная сеть фитнес-клубов из более чем 90 клубов класса «премиум» и «бизнес». В физкультурно-оздоровительных центрах есть бассейны, тренажёрные залы, зоны единоборств, теннисные корты, фитнес-бары, салоны красоты.

Новосибирский X-fit был закрыт 5 месяцев, с 28 марта по 25 августа, мы заморозили абонементы. А чтобы простимулировать продажи, пока клубы не работали, увеличивали наполнение клубных карт: вместо скидок включали в них дополнительные подарки и бонусы. Для поддержки имиджа клуба и улучшения сервиса запустили несколько возможностей:

— На YouTube-канале запустили бесплатные онлайн-тренировки по запатентованной системе Smart Fitness. Формат был хорошо воспринят, и мы до сих пор его развиваем, уже как отдельное направление.

— Включили в портфель услуг персональные тренировки в онлайн-формате, когда тренер руководит занятием удаленно — корректирует технику выполнения упражнений.

— Добавили возможность арендовать фитнес-оборудование: от гантелей до эллипса. Из-за новизны идеи спрос был, но в итоге услугой почти никто не воспользовался: либо не подходила цена, либо дома не было достаточного места, либо люди решали купить свои тренажёры. Если клиент занимался с личным тренером онлайн, нужное оборудование мы выдавали бесплатно.

Елена Ломтева
Директор по развитию Generation yoga, Санкт-Петербург

Сообщество учителеи и любителеи иоги. Своего помещения нет. Публикует на сайте, ВКонтакте и в Инстаграме расписание занятий в необычных местах: оранжерее, особняке, планетарии, садах, студиях. Привозит инструкторов из других городов и стран, обучает инструкторов.

Во время самоизоляции, которая для нас длилась с конца марта по конец июня, пришлось отменить все привозные семинары. Постоянные тренировки мы перевели в онлайн и сделали бесплатными. У каждого инструктора, помимо нашего проекта, есть другие, поэтому у нас они работали для усиления личного бренда: мы отмечали их в сториз в нашем Инстаграме.

До пандемии многие наши занятия проводились за донейшн. В онлайне этот принцип не сработал — видимо, такие занятия воспринимались как менее обязательные — поэтому мы перевели всё в бесплатный режим. Зато бесплатные тренировки принесли нам примерно 500 подписчиков за счёт упоминания в сториз.

Чтобы поддержать продажи, провели 4 онлайн-курса: два по медитации и два по йоге, собрали по 20−30 человек на каждом. Но в итоге всё равно оказались на грани прекращения работы и, действительно, были закрыты 3 недели.

Елена Власова
Основатель «Спортивной секции», Москва

Семейная студия с девизом «тренируем и восстанавливаем в хорошей компании». Занятия TRX, функциональные тренировки, йога, пилатес, занятия для детей, mindfull-практики, мастер-классы по самомассажу, здоровому питанию, танцы.

Мы были закрыты с 16 марта по 1 июля. Понесли прямые убытки — 750 тысяч рублей.

Чтобы поддержать кураторов и тренеров, перенесли всё расписание клуба в телеграм-канал, тренировки шли в Zoom с утра до вечера, некоторые из них были бесплатными, некоторые оплачивались в формате донейшн, остальные стоили от 199 до 399 рублей.

Фото предоставлено Еленой Власовой
Фото предоставлено Еленой Власовой

После простоя: «Последствия мы ещё не пережили»

Ксения Егошина, I love supersport: Так как большинство наших тренировок на свежем воздухе, нам разрешили работать на два месяца раньше, чем фитнес-клубам. Поэтому с июля мы постепенно начали работать на самоокупаемости, а в августе удалось даже достичь показателей прошлого года и заработать небольшую прибыль.

Тратиться на соблюдение абсолютно всех мер нам не пришлось: всё-таки тренировки на свежем воздухе, а не в помещении. Например, мы перестали педалировать тему ношения масок на тренировках, так как читали в разных источниках, что бегать в маске ещё опаснее для распространения вируса, чем без неё.

Поделили большие группы на малые по 3−5 человек, провели инструктаж для тренеров: держать расстояние между клиентами, никаких фоточек в обнимку, никаких контактных упражнений. Онлайн-тренировки полностью отменили — все очень соскучились по живому общению и при первой возможности пошли заниматься в реальный мир.

Ольга Колмакова, X-fit: Перед открытием клуба в августе мы прочистили системы вентиляции, провели генеральную уборку с дезинфекцией, нанесли на пол разметку, чтобы клиенты соблюдали социальную дистанцию. Справились своими силами, кроме очистки вентиляции, и сейчас регулярно вкладываемся в закупку расходных материалов — санитайзеров, средств индивидуальной защиты (масок и перчаток).

Ввели обязательный масочный режим в общих зонах и на ресепшн, непосредственно на тренировках маски не используются. Измеряем температуру на входе, после каждой тренировки обрабатываем оборудование с санитайзерами.

Последствия пандемии и пятимесячного закрытия мы, конечно, ещё не пережили. По нашим подсчётам, чтобы выйти в докризисное состояние, нам потребуется не менее полутора лет!

Фото предоставлено Ольгой Колмаковой
Фото предоставлено Ольгой Колмаковой

Елена Власова, «Спортивная секция»: Как только появилась возможность работать, все тренеры выбежали из онлайна в офлайн. Чтобы соблюсти все рекомендации Роспотребнадзора, потратили 20 тысяч, и всё делаем своими силами: измеряем температуру и тренерам, и клиентам, есть разметка на полу, дезинфекторы, помещение постоянно обрабатывается и проветривается.

Так как у нас занимаются малые группы по 6−8 человек, нам легче. К тому же, после самоизоляции вырос спрос на индивидуальные тренировки — их количество сравнялось и, может быть, даже обогнало количество групповых.

О потоке клиентов: «Люди медленно входят в тренировочный режим»

Ксения Егошина, I love supersport: Мы готовились к тому, что после самоизоляции будет большой наплыв клиентов, но его не произошло. Очень медленно и сложно все входили в тренировочный режим, и до сих пор вернулись не все, кто занимался с нами в марте.

Но действительно помогло то, что мы открылись раньше всех, и пришло много новых клиентов, особенно за июль и август. Люди искали новую активность или просто хотели живого общения и работы с профессионалами, а пойти в зал возможности не было, поэтому шли к нам.

Это сравняло количество продаж в августе с прошлым годом, когда мы снова вышли в плюс и стали зарабатывать. Конечно, обычно каждый год происходит рост, но в таких условиях мы и этому были очень рады.

Ольга Колмакова, X-fit: В Москве наши клубы открылись раньше, ещё 23 июня. И по их опыту, посещаемость изначально упала на 70%.

Причины просты: люди до сих пор боятся коронавируса, переживают, что могут заразиться; к тому же ограничения, введенные после открытия, — предварительная запись на тренировки, отслеживание заполняемости зон, термометрия, соблюдение социальной дистанции — далеко не всех устраивают.

Сейчас, к октябрю, посещение восстановилось до уровня 70−75%. Мы ориентируемся на такой же прогноз и для нас, но так как Новосибирск одним из последних вышел из карантина (только в конце августа), придётся подождать ещё пару месяцев.

Елена Ломтева, Generation yoga: После самоизоляции мы отказались от онлайна, так как спрос на него резко упал. Зато благодаря отложенному спросу и новым подписчикам поток клиентов хлынул, как только нам разрешили работать — люди соскучились по красивым локациям и живым практикам.

Фото предоставлено Еленой Ломтевой
Фото предоставлено Еленой Ломтевой

С оплаты в формате донейшн мы перешли на фиксированную цену.

Неочевидным плюсом пандемии стал всплеск интереса к йоге. Когда все сели по домам, а активность какая-то была необходима, многие стали выбирать именно йогу: для неё не нужно оборудования и много места. Вырос спрос на йога-приложения, медитации и йогу в целом. Поэтому, когда тренировки стали возможны в реальности, мы заметили рост интереса к йоге, что нам, конечно, нравится.

Елена Власова, «Спортивная секция»: После снятия ограничений наполняемость в клубе была в 3 раза меньше, чем до изоляции. На сегодня около 50% клиентов вернулись в спортивный строй. Больше половины либо переехали из этого района или города, либо потеряли работу, либо сидят за городом.

С арендодателем мы договорились о снижении арендной платы на 2 месяца. Если продлить договорённость не удастся, то мы будем вынуждены съехать. Но есть чёткое желание сохранить клуб. В августе мы были в минусе, но в сентябре уже вышли в плюс и оцениваем этот месяц как хороший. Единственное, что всё это время мы работали без администратора, что помогало тратить меньше. С ноября планируем уже 100% нанимать человека, поэтому и расходы тоже вырастут.

Дарья Шевелева

Можно ли спортивный бизнес полностью перевести в онлайн?
Вполне, будущее в любом случае за онлайн-тренировками
Лишь на время: эффект новизны пропадёт, и людям захочется в офлайн
Нет, личного контакта ничто не заменит
Перевести бизнес в онлайн — это полдела, вопрос в том, как его развивать после пандемии

А вы готовы заниматься спортом в онлайне? Напишите в комментариях

На Five p.m. читайте больше о том, как предприниматели справляются с вызовами этого года.

1 комментарий

Чтоооо? Отрасль поднимает недобитую голову?? Сергей Семенович, ну вы слышали???

Ответить