Почему мы уехали из офиса в Сити и рады этому

Рассказываем, почему ИнтернетУрок съехал из офиса в Сити, какие преимущества и недостатки аренды там есть и что мы предпочли взамен. А также всё-таки кому в Сити будет хорошо.

Почему мы уехали из офиса в Сити и рады этому

Москва-Сити — заоблачная красота, труднодостижимая вершина, мечта многих бизнесменов и специалистов и просто место с неповторимой атмосферой предпринимательства, городского ритма и деловой среды. Некоторые утверждают и обратное — говорят о давящей энергетике, бездушности пространства, ощущении огромного муравейника.

Мы же хотим рассказать об объективных недостатках и сложностях, с которыми можно столкнуться, арендуя офис в одной из стеклянных башен.

Предыстория

ИнтернетУрок работает с 2009 года, а с 2015 по конец 2018 года наш офис располагался в Сити — сначала в Городе столиц, башня «Москва», затем в Федерации–«Восток». В конце 2018 мы переехали на Петровку.

Надо сказать, что 90% наших сотрудников работают удаленно — так было еще до пандемии, и в связи с последними событиями этот процент возрастает. Но нахождение остальных 10% в офисе очень важно для построения эффективного рабочего процесса и оперативных коммуникаций по всем вопросам. К тому же при личном общении гораздо легче выстраивать работу, проводить встречи и совещания, держать руку на пульсе всего происходящего и сохранять вовлеченность.

Стоимость аренды

Очевидно, но факт: в Сити чуть ли не самая дорогая аренда — около 40–45 тысяч рублей за квадратный метр в год. Конечно, все зависит от бюджета и целей.

Но, для сравнения, в торгово-деловом комплексе «Галерея Актер» арендная ставка составляет 36–47 тысяч рублей за квадратный метр в год (данные с сайта ЦИАН). И речь идет о здании на Тверской, в самом сердце исторической Москвы, в полной транспортной доступности и с выходом из метро прямо под окнами. А рядом можно найти варианты еще дешевле.

Инфраструктура

Москва-Сити — это микрогород в городе, там есть все: магазины, кафе, развлечения, медицина, фитнес, спа, кинотеатр, ТРЦ, консьерж-сервис, химчистки и т. п. С другой стороны, все то же самое можно найти в центре столицы, а все эти возможности под рукой через 1,5–2 месяца перестают иметь большое значение.

Например, кафе — их везде довольно много, и еда конкретно в Сити не отличается от любой другой. К тому же многие заведения, особенно доступные по цене, находятся вообще на -1 этаже, то есть в подвале, либо в Афимолле — в общем-то, таком же ТРЦ, как и десяток других в Москве.

Во всяком случае, бесспорно то, что в Сити очень развитая экосистема, и всё доступно в одном месте.

Транспортная доступность

Возможно, самая большая сложность — это путь из дома до офиса. Начнем с того, что подавляющее большинство сотрудников передвигаются на метро, а в Сити находятся станции «Выставочная», «Деловой центр» и «Международная», которые далеко не всем удобны. Как следствие, многим нужно ехать как минимум с 2 пересадками. Справедливости ради, наличие станции МЦК для кого-то сильно меняет дело. Тем более, ехать на поезде с видом не на черную стену тоннеля гораздо приятнее — наверное, это особенно приятно тем же людям, которым и вид из окна в Сити доставляет наибольшее удовольствие.

Однако метро — это далеко еще не весь путь. Нужно подняться по эскалаторам, дойти пешком по ветру до своей башни (и хорошо, если она расположена близко к выходу), и после этого пройти через эпопею с лифтом. В часы пик очередь такая, что не всегда можно зайти в первый же лифт. Мы снимали офис на невысоких этажах, в районе 8–12, но и в на такой высоте по пути может быть много остановок.

Парковка — отдельная песня, пройдемся по ценам:

  • уличная — 350 р./час;
  • Афимолл с 06:00 до 18:00 — 250 р./час (при въезде до 18:00 продолжают действовать дневные тарифы);
  • Афимолл после 18:00 — 50 р./час.

Для коротких разовых приездов это приемлемо, но для постоянных — сложно и накладно. Ведь парковку нужно не только оплатить, но и найти.

Свежий воздух

Как многие знают, окна в большинстве офисов в Сити не открываются — это сделано в целях безопасности. Хотя справедливости ради стоит отметить, что где-то есть форточки под потолком, но у нас их не было. Большая же часть офисов имеют внутреннюю вентиляцию, вытяжку: забор воздуха производится на технических этажах наверху.

С точки зрения СанПиН, отсутствие возможности открыть окна — это не очень хорошо. Тем более, воздух из вентиляции довольно сухой. Нашим сотрудникам не хватало воздуха, они плохо себя чувствовали — жаловались на головную боль, усталость и разбитость.

Выбраться на свежий воздух — целое дело: взять с собой верхнюю одежду (шапку, шарф, перчатки зимой), рюкзак (сумку), скалолазные крюки и запасы еды на 2 дня, затем дойти до лифта, отстоять очередь, переждать десять остановок, наконец выбраться — и тут же на улице еще и машины ездят. Особенно тяжело курильщикам. Да, работодатели по-разному смотрят на этот вопрос, учитывая затраты рабочего времени, но все же.

Эвакуация

Когда мы снимали офис в Сити, то 2-3 раза в год, если не чаще, проходили плановые пожарные учения, которые могут занять 3 часа рабочего времени сотрудников. Предупреждали за 1 день до планируемой эвакуации, практически в последний момент, так что приходилось подстраиваться.

Кроме того, у нас был случай, когда всех эвакуировали, обнаружив в фойе подозрительный пакет. Вызвали саперов — оказалось, в пакете была игрушка, его просто забыл какой-то мужчина.

Грязные окна

Удивительно, но факт. Ты арендуешь дорогой офис с хорошим видом, чтобы любоваться на город, но в итоге ждешь по полгода, чтобы тебе помыли окна. Нанять кого-то со стороны нельзя, нужно просто ждать. А окна действительно очень пачкаются. И это не просто грязное окно — это целая стена грязи!

Порой было стыдно приглашать партнеров в офис, в конференц-зал. Они заходили и первым делом видели огромные грязные окна, о чем не стеснялись нам сообщить: «Какие у вас грязные окна!»

Переезд

Если настает пора прощаться со стеклянными башнями, то переезд превращается в длительный квест. Вывозить вещи можно в определенное время, на определенном лифте. За несколько дней нужно известить управляющую компанию, какой лифт нам нужен и в какое время. Лифт работает 2 часа, затем делает перерыв еще на 2 часа. И так переезд маленького офиса может затянуться более чем на сутки.

Еще несколько пунктов

  • Вынос мусора. По договору с арендодателем, мусор можно выносить строго в определенное время — до 10:00, после 19:00.
  • Система пропусков. Гостям надо заказывать пропуск, будь то курьер, внештатный сотрудник, кандидат на собеседование или кто-либо другой. С одной стороны, наличие охраны является плюсом. С другой стороны, система пропусков отнимает время.
  • Тяжелое оборудование. Тяжелое оборудование является нагрузкой на пол, поэтому его можно завозить в офис только с письменного разрешения арендодателя, причем только в часы, определенные собственником, и в отдельных лифтах. Поэтому покупка нового МФУ (принтер, сканер, копир и т.п.) была еще одним сайд-квестом.
  • Шум. Забавно: отдельным пунктом в договоре оглашалось, что нельзя «производить шум посредством игры на музыкальных инструментах, радиотрансляцией, переговорными устройствами, шумом немузыкального характера, свистом, пением, и т.д.»

Заключение

Зачем все-таки многие предприятия стремятся в Сити, почему там снимают офисы, чего бы это ни стоило? Вероятно, дело в том, что атмосфера оказывает значительное влияние на коллектив. Управленцы принимают такие решения, как переезд в деловой центр, чтобы все сотрудники там бегали быстрее, говорили о делах и носили галстук. Когда ты сидишь в кафе на обеде, едешь в лифте, идешь по улице, то всё вокруг тебя буквально кричит о бизнесе — просто невозможно оставаться равнодушным и невовлеченным.

Многое зависит от бюджета, башни арендодателя — где-то лучше, где-то хуже. Кроме того (если, конечно, помыть окна), офис в Сити прекрасно выполняет свою представительскую задачу — например, для банков. К тому же сейчас там много офисов различных ведомств.

Но перед нами не стоит представительская задача таких масштабов. Мы в «ИнтернетУроке» для себя решили, что сфера образования и Сити — это разные вещи. И поэтому переехали в центр, поближе к культурной части города, историческим достопримечательностям. Это тоже влияет на коллектив, создает свою духовную атмосферу, творческое умонастроение. У нас в офисе вместо стеклянных стен — картины современных художников.

И в центре, не меньше, чем в Сити, но совершенно по-другому кипит жизнь: люди идут гулять на Патриках, у «Камчатки», на Кузнецком мосту, на Камергерке, в теплое время — посидеть на веранде или на крыше. Никто не едет погулять в Сити, там просто негде.

В Сити есть серость и практически нет зелени. Все в одинаковых стеклянных офисах. Стеклянная стена противоположного здания вдохновляет и воодушевляет первые полтора месяца. Эффект новизны и крутизны, вершины эвереста быстро проходит.

И все же напоследок пройдемся по плюсам, о которых вы и так наверняка наслышаны:

  • Вид из окон на высоких этажах вдохновляет.
  • Ощущение всеобщего движа заряжает энергией коллектив.
  • Представительские задачи — для некоторых сфер бизнеса это важно, в частности для банков, а также для тех, кто связан с министерствами.
  • Тишина — по сравнению с офисом в невысоком здании где-нибудь в центре, в Сити будет тихо.
  • Великолепно развитая инфраструктура, всё в одном месте.

Если вы хотите узнать больше о жизни в Москва-Сити, на VC недавно публиковали еще одну очень интересную статью, в которой авторы сравнивают жизнь в Сити и жилых зданиях бизнес-класса.

4242
97 комментариев

Вам три года понадобилось понять, что аренда в Сити дорогая? 

31
Ответить
61
Ответить

Она не дорогая ) Это предубеждение.

Ответить

Да там уже давно никто кроме инфобизнеса не сидит

22
Ответить

Скажите это Транснефти, ВТБ, Уралсибу, Норникелю, JTI, Pfizer, GlaxoSmithKline и другим

12
Ответить

IBM — Infobusiness Machines? 

3
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить