Московский монорельс уехал в историю: вместо него появится надземный парк

Сегодня в 08:00 московский монорельс совершит последний рейс и окончательно прекратит движение — спустя около 20 лет после запуска в 2004-м.

Испытания московского монорельса, 2004 г.
Испытания московского монорельса, 2004 г.

История проекта

Монорельс задумывался ещё в конце 1990-х как “надземная альтернатива метро” и должен был обслуживать заявки столицы на выставку Expo-2010. Линию длиной 4,7 км открыли 20 ноября 2004 года, соединяя «Тимирязевскую» с ВДНХ на высоте шести метров.

Объявления о закрытии монорельса
Объявления о закрытии монорельса

Почему транспорт закрыли

🚅 Не выполнял транспортную функцию.

  • За последние годы монорельсом пользовались менее 2 000 человек в сутки.
  • После запуска МЦК, новых станций метро и дублёров-автобусов трасса стала избыточной.

💸 Экономика не сошлась.

  • Годовые расходы превышали 800 млн ₽.
  • Себестоимость одной поездки ≈ 1 500 ₽, почти в 20 раз выше метро.
  • Замена подвижного состава потребовала бы ≈ 20 млрд ₽, а аналогов вагонов больше не производят.

⚙ Технический износ.

  • Плановое обследование показало необходимость капитального ремонта всей линии.

🗳 Горожане проголосовали за альтернативу.

  • В «Активном гражданине» 71% участников выбрали преобразование эстакады в парк.

Что появится вместо «надземки»

  • 🎡 Новый формат: первый в России круглогодичный парк на высоте, вдохновлённый нью-йоркским High Line.
  • 📏 Длина и площадь: 4 км прогулочного маршрута и более 40 000 м² рекреационных пространств.
  • ⏳ Сроки: демонтаж стартует уже этим летом, открытие парка запланировано на 2027 год.
  • 🏃‍♂ Инфраструктура: непрерывная беговая дорожка, пешеходные аллеи, кафе и стрит-фуд, питьевые фонтанчики, лавочки, зелёные зоны, а также несколько вагонов-ретроспектив в формате арт-объектов.
  • 🛠 Демонтаж отдельных участков: эстакаду от «Выставочного центра» до депо (со станцией «Улица Сергея Эйзенштейна») снимут полностью, чтобы открыть панораму главного входа ВДНХ.
  • 🗺 Охват: линейный парк соединит пять северо-восточных районов столицы, где живут около 300 000 человек.
Толпа на «Тимирязевской»
Толпа на «Тимирязевской»

Как Москва прощалась с монорельсом

  • В последние дни платформы работали “как Выхино в час пик”: очереди, поезда забиты, интервалы — 30 минут.
  • 27 июня станции «Выставочный центр» и «Тимирязевская» принимали сотни людей, желавших “катнуться напоследок”.
Последний поезд отправился отсюда вечером 27-го июня
Последний поезд отправился отсюда вечером 27-го июня

Что дальше?

👥 Персонал: сотрудникам монорельса предложены места в других подразделениях столичного транспорта.

🌃 Город: власти делают ставку на «парк-на-высоте» по образцу нью-йоркского High Line (здесь начинается зона предположений: ожидаемый трафик 20 000 посетителей в день.

👔 Инвесторам и бизнесу: вдоль будущей линейной рекреации откроются точки стрит-фуда, ритейл и спортивные сервисы — формат, к которому уже выстроились очереди девелоперов по данным рынка (экспертная оценка).

Главное одной строкой

Монорельс ушёл из-за низкого спроса и высокой цены, а уже к 2027-му на его месте появится бесплатный парк-променад, который должен соединить пять северо-восточных районов столицы и стать новой городской точкой притяжения.

Что бы вы выбрали?
🌳 Парк
🚝 Монорельс
✖ Ничего из этого
8
4
38 комментариев