Почему популярные бизнес-решения не выведут вас из операционки и что действительно работает
Пока вы используете модные инструменты, вы тонете в рутине, а компании не хватает стратегического рывка. Но что мешает выйти из операционки и переключиться на развитие? В статье дали неочевидный ответ на этот традиционный для многих предпринимателей вопрос.
Два вида бизнеса
Глобально существует всего два вида бизнеса: бизнес, в котором бардак, и бизнес, в котором порядок.
Характеристика бизнеса, в котором бардак
- Собственник перегружен.
- Самые продуктивные сотрудники также перегружены и выгорают. По данным Future Forum, в 2023 году уровень выгорания офисных работников в мире достиг рекорда. Более 40% людей, работающих за компьютером, чувствуют выгорание. Выгорание приводит к потере работодателями до $322 млрд ежегодно.
- Непонятно, кто за что отвечает и от кого, какой результат ожидать.
- Планы систематически не выполняются.
- Любые изменения сотрудники воспринимают в штыки.
- Без участия собственника всё начинает сыпаться.
- Постоянно приходится тушить пожары.
- Падает прибыль.
- Текучесть неизменно высокая. По данным института Гэллапа, затраты на замену одного сотрудника обходятся бизнесу в сумму от шести месяцев до двух его годовых окладов.
- Компания всё больше становится похожа на болото.
Так живут и действуют многие предприниматели. Но эта ситуация не является нормальной!
Бизнес может быть другим
- У собственника есть время, внимание, силы и желание на отдых, увлечения, спорт, семью и другие проекты.
- Бизнес приносит удовольствие.
- Бизнес не падает, если собственник убирает свое внимание и перестает там круглосуточно находиться.
- Собственник занимается решением ключевых вопросов, а все проблемы решают сотрудники.
- Компания начинает приносить ощутимую прибыль.
Задача этой статьи — показать путь от бизнеса, в котором бардак, до бизнеса, в котором порядок.
Базовый шаг для выхода из операционки — эффективная картина мира
Картина мира — это ваши убеждения.
Каждое убеждение приводит к определенному результату.
Если результат вас не устраивает — есть повод задуматься об эффективности своих убеждений.
Если не получается выйти из операционки в бизнесе, вы из нее не выйдите, не поменяв картину мира.
Поэтому первый шаг к изменениям — это всегда смена убеждений на вопросы развития бизнеса.
Фундаментальное и самое пагубное заблуждение собственников
Они переоценивают свои способности в отношении того, что могут сделать с уже работающими у них сотрудниками.
Обратной стороной этого убеждения является недооценка того, чего можно добиться, нанимая правильных сотрудников.
Большинство собственников решают проблемы бизнеса инструментами внешними по отношению к людям: улучшают маркетинг, налаживают продажи, внедряют нейросети и так далее. А если и смотрят в сторону команды, то рисуют схемы, пишут регламенты, должностные инструкции, строят систему KPI, контролируют.
Одна из причин этого заблуждения — инфопространство. 90% консультантов говорят именно о внешних инструментах. Это подразумевает, что если их правильно внедрить и делегировать, то сотрудники на местах будут хорошо работать. Но это ошибка.
Чаще всего в результате собственники очень заняты, вложили много времени, сил и средств, а проблемы остались на месте или увеличиваются.
Потому что вопрос не в том, как вы делегируете, а в том, кому вы делегируете. Любая система работает, только если есть правильные люди на правильных местах.
Два важных вывода
- Ключевая разница между бизнесом, в котором бардак, и бизнесом, в котором порядок, — люди.
- Усилия собственника должны быть направлены не на то, чтобы заставить неподходящих сотрудников работать лучше (это тупик). А на то, чтобы найти и привлечь правильных людей.
Истинные функции собственника, которые приводят к свободе
Выполнение этих шести функций критически важно для выхода из операционки:
1. Постановка целей компании
2. Стратегия в продукте. Какой продукт производить, что давать рынку. В какую сторону улучшать продукт, какие продукты разрабатывать.
3. Стратегия в маркетинге. Только хорошего продукта недостаточно. Важно правильно рассказать о продукте. Сюда относится: позиционирование и продвижение.
4. Юридическая и финансовая безопасность и контроль
5. Корпоративная культура. Как в компании выстроены наем, мотивация, обучение и продвижение по службе. Всё это — основа корпоративной культуры. Задача собственника — контролировать эту среду и утверждать правила. Корпоративная культура должна способствовать тому, чтобы в компании вырастали сильные руководители.
6. Наем топов и звездных специалистов. Участвовать в высшем найме важно. HR никогда не наймет, например, директора нового направления или какого-нибудь суперайтишника, который раскачает целый стартап в партнерстве с шефом. Ведь в переговорах с очень крутым человеком вы оба оцениваете партнера и «берете друг друга в команду».
Но даже понимая это, далеко не у всех получается выполнять свои функции должным образом. Причина в том, что большинство собственников находятся не на своем месте. Они вынуждены выполнять работу сотрудников.
Есть три вида работы
1. Техническая. Это функции рядовых специалистов. Такая работа всегда срочная. Например, если собственник занимается в компании закупками, то он выполняет техническую работу.
2. Административно-управленческая. Эта работа возникает постоянно, но она менее срочная. Например, продавцы продали больше, чем компания может произвести, и нужно понять, что с этим делать.
3. Работа собственника. О ней рассказали выше. Она всегда важная и, как правило, несрочная.
Здесь работает правило: более срочная работа всегда вытесняет менее срочную. Поэтому если собственник участвует во всех видах работ, то времени на свои непосредственные функции остается мало.
Время и внимание большинства собственников распределены так:
- 50% — техническая работа,
- 40% — административная,
- и только 10% уходит на работу собственника, по остаточному принципу.
Невыполнение важной, но несрочной работы приводит к пожарам в моменте. А тушение пожаров забирает время от важного. Так закручивается спираль операционки.
В результате собственник оказывается перегружен, а любой рост компании требует увеличения личной включенности в продажи, предоставление, управление и контроль.
Ограничение времени и внимания собственника становится потолком для роста компании.
И тут есть два варианта:
- Либо вообще не расти.
- Либо расти ценой принесения в жертву здоровья, свободы, семьи, отношений, хобби, увлечений.
Если вы хотите расти не за счет собственных усилий, то должны использовать время и внимание других людей
- Перестать делать техническую работу и передать ее сотрудникам.
- Перестать делать административную работу и передать ее руководителям.
- Начать выполнять работу собственника.
Всё сразу встанет на свои места:
- Вы будете решать ключевые вопросы, а операционные задачи возьмут на себя сотрудники.
- У вас появится время на отдых, хобби и новые направления в бизнесе.
Но это работает, только если на этапе найма вы правильно подбираете тех, кто приходит в компанию.
Типичный сценарий
Один из наших клиентов — собственник торгово-производственной компании — проделал достаточно сложный путь, прежде чем осознал: люди — это главное.
Сначала рост на его плечах закончился долговым кризисом. Компания существует с 2002 года, и к 2017-му штат достиг 300 человек. Но собственник был перегружен. Он занимался всем понемногу: бухгалтерией, финансами, маркетингом, лично обучал продавцов. Бизнес тонул в неэффективных действиях сотрудников, а собственник — в операционке: обороты росли, а где прибыль — непонятно. Постепенно образовались долги. Чтобы расплатиться, стали сокращать штат, закрыли часть магазинов. За два года бизнес сжался в три раза, но ситуацию удалось стабилизировать.
Небольшую компанию, которая осталась, собственник попытался систематизировать, но ничего не получалось: сотрудники саботировали изменения, часть тех, на кого он рассчитывал, просто уволились.
В итоге собственник приостановил программу и решил заняться персоналом. Он наладил наем и спустя год вернулся к идее систематизации.
Но теперь зашел на проект с новой командой из девяти сильных руководителей. Они разделяли ценности и подходы собственника, вместе с ним разработали элементы системы и внедрили их в компанию.
Спустя три года средний чек в компании вырос на 40%, количество выполняемых заказов — на 60%, открыли зарубежный филиал, а на операционное управление собственник тратит 6 часов в неделю.
Важнейший навык, который надо освоить собственнику, — наем правильных людей.
Это путь к масштабированию и выходу из операционки.
- Можно лично заниматься маркетингом, продажами, финансами, управлением командой, углубляться в реализацию каждого инструмента. Потратить время, силы и деньги, но ничего, кроме занятости, так и не получить.
- А можно освоить один навык, который поможет компании в целом работать более эффективно.
Наем — единственный фактор роста бизнеса не за счет занятости и вовлеченности собственника. Это те самые 20% действий, которые приводят к 80% результатов.
Именно так действуют лучшие предприниматели и управленцы
Например:
- Стив Джобс считал наем одним из самых важных факторов успеха Apple. Он лично проводил интервью с огромным количеством кандидатов, включая не только топ-менеджеров, но и ключевых инженеров и дизайнеров. Джобс использовал для обозначения высокоэффективных сотрудников, способных значительно повлиять на успех компании, термин A-Players (с англ. — A-игроки).
- Джек Уэлч, генеральный директор General Electric с 1981 по 2001 год, говорил, что находить правильных людей и ставить их на правильные места значительно важнее, чем заниматься стратегией. Под его руководством компания стала номер один в мире и по обороту, и по прибыли.
- Джефф Безос превратил наем Amazon в системный процесс. Например, он ввел концепцию «бар-рейзеров» (англ. — bar raisers) — специально обученных сотрудников, чья основная роль в процессе интервью — повышать планку и гарантировать, что каждый новый сотрудник будет лучше среднего из существующей команды в своей области. А также привязал наем к 14 принципам лидерства, которые есть в компании.
Правильные люди — это какие?
Помимо очевидного требования компетентности, есть три фактора, на которые немногие обращают внимание.
1. Продуктивность
Продуктивность должна быть первым и главным критерием оценки в любой системе найма.
Продуктивный — это человек, который нацелен на результат, знает, как его получить, привык давать результат, который вы от него ожидаете.
Вы ставите перед ним задачу, и он ее выполняет.
Вы не слушаете рассказы о том, почему это долго, сложно и невозможно. Или как он пытался, но не получилось.
- Продуктивный менеджер по продажам делает компании деньги в нужном объеме.
- Продуктивный бухгалтер правильно работает с документами, вовремя обеспечивает отчеты и делает так, что налоговая вас не беспокоит.
- Продуктивный эйчар не просто закрывает вакансии, а нанимает людей, которые выходят на ожидаемые показатели.
Что такое продукт
Определимся с этим важнейшим понятием.
«Продукт» — это конечный ожидаемый результат деятельности.
В процессе работы мы много чего делаем; то, что должно получиться в результате, — это и есть продукт.
Это понятие применимо к любой производящей единице. Неважно, один человек это или компания. У каждого отдела компании также есть свой продукт.
Примеры продуктов:
- Продукт пекаря — вкусный свежий хлеб. Если хлеб подгорел, «продукта» нет. Процесс приготовления: замешивание теста, выпекание — не является «продуктом».
- Продукт продавца — это деньги в кассе. Пока клиент не заплатил за покупку, работа не окончена. Поэтому, когда хороший продавец выставил счет, он продолжает взаимодействовать с клиентом, пока тот не оплатит.
- Продукт маркетолога — не осваивать бюджеты на рекламу, не придумывать креативы, не делать воронки. Его продукт можно сформулировать так: необходимое количество целевых заявок, позволяющих выполнить план по доходу с учетом конверсии отдела продаж.
- Продукт секретаря — распределение входящих сообщений: получать все звонки и сообщения и передавать их адресатам в компании. Он должен не просто передать сообщение вовремя, а убедиться, что оно получено. Представьте, сколько денег бизнес может потерять просто на том, что секретарь не убедился, что сообщение получено: упущенные ценные предложения, важная информация.
2. Вовлекаемость
Второе важное качество — это вовлекаемость. То, насколько легко вовлечь сотрудника в работу и какова вероятность, что вам это удастся.
Эффективный сотрудник не только продуктивен, но еще и хочет работать.
У него много энергии, энтузиазма, он делает работу с удовольствием и смотрит на свои обязанности шире, чем это прописано в договоре.
Он беспокоится за компанию, и если видит, что что-то не так, то сообщает об этом.
Если вы хотите, чтобы от команды исходила инициатива и идеи, смотрите не только на продуктивность, но и на вовлекаемость.
Что такое вовлеченность
Мы в «Перформии» изучаем вопрос вовлеченности больше 12 лет. Мы нашли около 50 определений этого феномена и на их основании создали определение которое, на наш взгляд, лучше всего отражает смысл.
Для удобства разделили определение на три части.
Первая часть определения вовлеченности:
Вовлеченность — это характеристика взаимоотношений «организация — работник», которая показывает, насколько работник готов и желает выполнять действия, выходящие за рамки его прямых обязанностей, и прилагать дополнительные усилия для достижения целей организации.
Обратите внимание — это характеристика взаимоотношений. То есть в процессе участвуют две стороны: компания и человек. Вовлеченность невероятно важна, но парадокс в том, что вовлекаемость у кандидатов практически никто не проверяет.
Вовлеченность показывает не то, как человек выполняет то, что входит в круг его обязанностей, а то, насколько он готов и желает выйти за рамки обязанностей, то есть сделать что-то сверх этого. Задержаться после работы, взять на себя дополнительную функцию и так далее.
Сотрудник может неплохо выполнять свою непосредственную работу, но при этом быть невовлеченным.
Один из признаков невовлеченного коллектива — это когда сотрудники противостоят изменениям. Например, вы внедряете новую CRM-систему. В будущем это облегчит работу и позволит всем работать эффективнее и зарабатывать больше денег. Но в момент внедрения надо делать больше: начать что-то изучать, пробовать новое, делать что-то дополнительно. А это именно то, на что не готовы невовлеченные сотрудники. Поэтому с такой командой сложно внедрять изменения.
Важно, чтобы сотрудники были готовы выйти за рамки своих обязанностей.
- Очень часто на стыке ответственности есть области, которые никто не считает своими. Вовлеченные сотрудники готовы взять их на себя.
- Один сотрудник может плохо сделать свою работу, вовлеченный коллега увидит это и доделает, хотя это не входит в его обязанности.
- Если кто-то из сотрудников не вышел на работу, вовлеченная команда найдет, как его подменить.
Вторая часть определения вовлеченности:
Вовлеченность показывает, насколько активно сотрудник рекомендует свою компанию в качестве работодателя и насколько он сам хочет работать в этой компании как можно дольше.
Самый простой способ оценить вовлеченность — это посмотреть, сколько новых сотрудников приходит по рекомендации существующих.
В компаниях с высокой вовлеченностью эта цифра доходит до 50%.
Третья часть определения вовлеченности:
Сотрудник вовлечен — это значит, что он радеет за свою компанию, выкладывается и старается работать как можно лучше.
Он воспринимает бизнес компании как свой собственный и считает своим долгом внести максимальный вклад в его процветание.
Именно поэтому вовлеченные сотрудники участвуют в найме. Ведь когда первое лицо видит толкового специалиста, первая мысль, которая приходит: нанять, чтобы он приносил пользу его компании. Точно так же мыслит вовлеченный сотрудник, поэтому и рекомендует свою компанию в качестве работодателя.
3. Личностные качества
Это все черты характера, которые есть у человека.
Личностные качества важно учитывать при найме для того, чтобы понять, какие сложности у кандидата будут на данной должности в данной компании.
Не имея представления о характере, очень рискованно брать кандидата на работу:
- Можно нанять вспыльчивого и критичного человека, рядом с которым никто из существующей команды не сможет работать.
- При найме можно увидеть, что человек выбирает работу, которая противоречит его личностным качествам. Например, бухгалтером, где 90% рутины и работы с данными, устраивается тот, кто ненавидит рутину и обожает новое.
- Под жесткого руководителя не стоит ставить ранимого человека.
Без проверки личностных качеств при найме с этими проблемами придется сталкиваться уже в работе.
Самое главное, что дают бизнесу правильные сотрудники, — это прибыль
Вклад каждого эффективного сотрудника на своем месте делает вклад в общий результат. Когда такие люди появляются в компании системно — это создает эффект синергии и запускает машину, которая начинает ехать сама.
Все циклы ускоряются и улучшаются:
- производство продукта,
- доставка,
- работа с отзывами,
- PR и маркетинг.
Как итог: больше денег оседает в компании в виде прибыли.
Вместо заключения
При выходе из операционки вопрос персонала имеет определяющее значение. Надеемся, что нам удалось донести эту идею.
Если хотите разобраться в найме по-настоящему, подписывайтесь на наш блог. В ближайшее время будем публиковать больше полезных материалов.