Сохранить наследие
Волгоградский предприниматель отреставрировал памятник истории и открыл в нём лофт за 50 млн рублей.
«Лофт 1890» — историческое здание в центре города. В 19 веке, когда Волгоград ещё назывался Царицыным, здесь располагались склады Альфреда фон Вокано — четвертого по объемам производства пива промышленника Российской империи.
После революции народный комиссариат внутренних дел обустроил в здании свой склад. Помещение было одним из немногих, которое пережило Сталинградскую битву. После войны его передали тресту «Южсантехмонтаж».
Предприятие занималось обустройством систем тепло-, газо- и водоснабжения в Волгоградской области. В начале 1990-х годов трест, как и Советский Союз, распался, а его сотрудники получили доли предприятия. Здание пришло в упадок.
Компания «Интер-Термогаз» получила большую часть акций треста. Со временем она выкупила и оставшиеся доли. Так в её собственности оказалось и здание Вокано.
Помещение сдавали нескольким мелким арендаторам, пока в 2012 году здание не обветшало окончательно. Первоначально руководитель «Итнер-Термогаза» Денис Шилихин думал привести его в порядок и продолжить сдавать в аренду.
Однако ремонт перерос в реставрацию. Понимая богатую историю места, Денис Шилихин вместе с супругой решили открыть в здании лофт. Они хотели, чтобы в Волгограде появилось место притяжения для творческих людей.
Четыре фуры кирпичей из Нахичевани
После проведения экспертизы предприниматель обнаружил, что для восстановления придётся полностью поменять коммуникации и кровлю, а также и провести реставрацию всей фасадной кирпичной кладки.
«Идея дизайна пространства состоит в том, чтобы показать жизнь здания: все следы от снарядов, пуль и пожара. Сохранив прежнюю форму, продиктованную историей, здание обретет новое современное технологическое наполнение», — говорится на сайте проекта.
Больше всего сложностей у Шилихина возникло именно с кирпичами — для реставрации не годились искусственно состаренные стройматериалы. Требовались оригинальные кирпичи, обожжённые в 19 веке.
«Реставрация зданий из красного кирпича во многом похожа на работу стоматолога. Где-то достаточно поставить пломбу, а где-то лучше удалить зуб и сделать протезирование», — рассказывает Шилихин.
В 19 веке почти все здания Царицына строили из красного кирпича: от фабрики по производству гуталина до пивного склада. Главное преимущество этого материала — устойчивость к погодным условиям. Однако после Сталинградской битвы краснокирпичных зданий в городе практически не осталось.
Шилихин узнал, что торговлей винтажным кирпичом занимается ростовская компания «Экохаб». В Ростовской области зданий с краснокирпичной архитектурой уцелело значительно больше, и многие из них находятся в аварийном состоянии.
«Экохаб» выигрывает практически все муниципальные контракты по демонтажу ветхих домов 19 века. Компания может предложить самую низкую стоимость услуг в регионе, поскольку демонтаж ветхих объектов — не главная статья доходов.
Гораздо больше «Экохаб» зарабатывает на перепродаже старинных стройматериалов. Компания не просто разбирает дома, но очищает и санирует кирпичи, подготавливая их к новому использованию.
«Так мы купили четыре больших фуры кирпичей из Нахичевани, "армянского" района Ростовской области. Так что на многих стенах и на полу лофта можно найти инициалы изготовителя на армянском — Карапет Амбарцумян», — рассказывает Денис Шилихин.
Предприниматель решил пойти дальше. Винтажные подъездные двери он привёз из Новочеркасска, деревянные полы достал в Дубовке — небольшом городе в Волгоградской области. Один из немногих новых элементов декора — плитка. Однако она производится по технологии 19 века.
«У нас была идея купить итальянскую плитку под старину. Но в ноябре 2015 года курс евро доходил до 92 рублей. В этом случае нам пришлось бы заплатить €400 за квадратный метр. Но потом мы нашли в Петербурге ребят, которые кустарным способом делают цементную плитку как в 19 веке», — рассказывает Шилихин.
Лофт открылся в 2016 году. В двухэтажном здании — 18 офисов, площадью от 9 до 32 квадратных метров. На реконструкцию помещения Шилихин потратил более 50 млн рублей. Предпринимателю удалось сэкономить на коммуникациях — его основная компания занимается строительством инженерных сооружений.
Чтобы окупить вложения даже в долгосрочной перспективе, ему пришлось установить самую высокую арендную ставку в городе — от 1000 рублей за квадратный метр. Это примерно в два раза больше, чем в офисах неподалёку. Максимальная стоимость квадратного метра в «Лофте» составляет 1800 рублей.
По данным Росстата, сфера услуг в городе сокращается из месяца в месяц. Кроме того, власти сносят нестационарные торговые объекты перед Чемпионатом мира по футболу. Однако первые арендаторы появились у «Лофта» ещё до открытия.
«Мы сбежали от злых бабушек и прокуратуры»
Бар крафтового пива «Нора» стал первым резидентом «Лофта». Первоначально Оксана Кузьменко вместе с мужем открыли заведение в подвале многоквартирного дома, однако его жильцы возмутились: «Им был неприятен сам факт появления "пивнушки"», — рассказывает Кузьменко.
На запуск заведения Кузьменко потратила два миллиона рублей. Через некоторое время месячный оборот бара достиг миллиона рублей, и компания вышла в прибыль. «Нора» — один из основных арендаторов, которые обеспечивают окупаемость предприятия.
Рядом с баром расположилась чайная «Чай китайской панды». По мнению Шилихина, в лофте важно держать несколько точек общепита, которые могут обеспечивать стабильный приток денег.
«Желательно, чтобы такие предприятия были постоянными и не планировали переезд. В противном случае придётся постоянно обновлять инженерные коммуникации под новых арендаторов», — рассуждает предприниматель.
По словам Шилихина, сложнее всего было заселить второй этаж с мансардой: из-за высокой стоимости аренды и небольшой площади офисов спрос был невелик.
Предприниматель решил отдать два кабинета под коворкинг. В соседних офисах продают сигвеи и кофе. Небольшую комнату арендует парикмахер-психолог.
Последним резидентом лофта стал магазин виниловых пластинок. Директор торговой точки Алексей Сиин рассказывает, что его бизнес нельзя назвать прибыльным, поэтому он заключил с лофтом особый арендный договор. По словам предпринимателя, он не может представить своё заведение в другом месте.
«Успех лофта в том, что у него нет конкурентов. В Волгограде нет места с такими кирпичами, деревом, плиткой и атмосферой. По той же причине стали популярны лофты и в Петербурге, Москве, и за рубежом», — рассуждает Сиин.
Несмотря на высокую стоимость аренды, Шилихину удалось сдать всю площадь лофта: подвал, первый и второй этажи. Это 600 квадратных метров. Чтобы привлечь больше посетителей, в лофте работают театр и лекторий, проходят мастер-классы, презентации, корпоративы.
Однако, по расчетам Дениса Шилихина, чтобы окупить проект, потребуется 30 лет. Поэтому для него этот проект не столько бизнес, сколько возможность сохранить историю города.
"Небольшую комнату арендует парикмахер-психолог."
сколько стоит постричься там?
Вы хотите об этом поговорить?
у вас таки есть, что на эту тему сказать?
Нет, я просто набрал классы
Комментарий удален модератором