На природе без смартфонов, алкоголя и разговоров о работе: как устроен детокс-лагерь для взрослых
Участники два дня гуляют, ходят в баню, медитируют и проводят чайные церемонии.
Дмитрий Никитин живёт в Казани и вместе с женой Марией каждое лето организует лагерь для взрослых, которые хотят отдохнуть от новостей и техники, и управляет пространством для медитации «Основа Основ».
Никитин создал «Офлайн лагерь для взрослых «# ВсёВыключено» в 2017 году. Он думал, что главными его участниками будут ИТ-специалисты и фрилансеры, однако детокс-сменами заинтересовались люди разных профессий.
Многие приезжают в лагерь каждый год — смены больше напоминают встречи старых друзей, в которых участвуют и сами организаторы, говорит предприниматель. С каждого сезона удаётся получить до 70 тысяч рублей прибыли — как говорит Никитин, этот проект создан для души. Основной заработок приносит студия медитации.
Борьба с инфозависимостью: как появилась идея лагеря
По первому образованию Никитин менеджер. До 2014 года он владел долей в компании по продаже и монтажу инженерных систем — за это время предприниматель столкнулся с несколькими экономическими кризисами.
Это подтолкнуло его к изучению экономики: он хотел понять, как работают её механизмы и почему влияют на его дело. Он поступил на экономический факультет в Казанский химико-технологический институт.
Я сильно увлёкся темой — читал специализированные книги и журналы. Вёл колонку на «Эхо Москвы» и LiveJournal: давал аналитику по экономике и социальным проблемам. Постоянно находился в потоке информации.
Как просыпался, сразу же читал новости. Я пропускал всё через себя. Однажды осознал, что такая вовлечённость вредит жизни и здоровью.
Отказаться от «пристрастия к информации» непросто, она действует как наркотик, говорит Никитин. Из исследований в открытых источниках в интернете он узнал, что многие люди в 21 веке испытывают инфоперегрузку и пытаются бороться с ней.
Его заинтересовал цифровой детокс — сознательный краткосрочный отказ от использования техники. По мнению предпринимателя, переключив внимание на медитацию или физические упражнения, можно избавиться от информационной зависимости.
В 2014 году я продал долю в бизнесе и создал новый проект. Я начал решать проблему с информационной перегрузкой и помогать с этим другим.
В 2015 году Никитин открыл в Казани центр психологической помощи людям с интернет-зависимостью «Чистый разум». Через два года предприниматель задумался о другом формате — не лечить инфозависимость, а учить соблюдать баланс в цифровом мире.
Он вдохновился калифорнийским проектом Camp Grounded и решил сделать подобный в России. Идея заключалась в том, чтобы создать лагерь, где люди будут отдыхать на природе, без ноутбуков, телефонов и обучаться практикам осознанности.
За помощью он обратился к организатору мероприятий и будущей супруге Марии Зверевой. «Идея детокс-лагеря ей понравилась. Но она сказала, что его можно сделать и для детей, я же видел проект для таких, как я. Поэтому ответил, что сосредоточимся только на взрослых», — рассказывает предприниматель.
Как проходила первая смена
К организации лагеря присоединился партнёр Марии по работе Андрей Наумов. Его друг развивал свой бизнес — туристическую базу отдыха в 100 км от Казани. Партнёры договорились провести первую смену лагеря там, без оплаты аренды, но с условием упоминания их в рекламе.
Они выбрали продолжительность смены — двое суток: заезд в пятницу вечером, выезд в воскресенье. К такому формату людям проще подстроить выходные и нет необходимости брать отпуска, говорит предприниматель.
Они составили правила лагеря, в нём запрещены:
- Телефоны, часы и камеры. Однако можно взять с собой плёночный фотоаппарат или полароид, в лагере также есть приглашённый фотограф.
- Алкоголь и другие вещества, затуманивающие сознание.
- Разговоры о политике и работе.
- Посещения с детьми и животными.
Первая смена лагеря прошла в июле 2017 года. В расписание входили лекции по психологии и осознанности, активные игры, медитация, мероприятия у костра и рукоделие.
У Дмитрия были знакомые психологи и преподаватели медитации, которых он пригласил. В качестве повара Мария позвала на смену маму — она нутрициолог и владелец магазина натуральных продуктов.
Эксперты и преподаватели участвовали в смене бесплатно и отдыхали со всеми. Организаторы обеспечивали им проезд, проживание и питание.
В первую смену организаторы вложили около 35 тысяч рублей, куда входили затраты на проезд, питание, новое постельное бельё и расходные материалы. Участие в смене стоило 5400 рублей с человека для проживания в доме, 3600 рублей — в палатке.
В лагерь приехало 20 человек: 15 из них знакомые Дмитрия и Марии, они оплачивали только проезд и питание — около 1200 рублей, остальные пять человек пришли из рекламы во «ВКонтакте».
Группу в соцсетях предприниматели создали и вели сами, на рекламу потратили около 3000 рублей. Прибыли не было, вышли в ноль.
Первая смена прошла не совсем гладко, но никто этого не заметил. У Марии в эти даты были мероприятия в городе. Я руководил лагерем один. Когда приехал на место, оказалось, что мы с владельцем базы Андреем неправильно поняли друг друга, и он сдал на выходные два домика из четырёх другим людям.
Мне нужно было срочно решать, как разместить 20 человек в два четырёхместных домика. Я поставил по пять дополнительных кроватей в домики и решил, что это будет два отряда: мужской и женский. Два человека спали в машинах. Себе я выделил место на складе.
Кроме того, приходилось решать проблемы с соседями: они часто шумели и включали музыку. Я частенько ходил к ним и просил убавить громкость.
Однако в целом обратная связь о смене была позитивной. Ребятам понравилась программа и атмосфера лагеря. Единственное, чего они пожелали для дальнейших смен, — это более комфортных условий. Мы поняли, что людям понравился формат.
Тем же летом команда провела ещё три смены, и одну в сентябре. Базу уже арендовали платно — за 20 тысяч рублей. В 2018 году Дмитрий и Мария организовали две смены, а затем перешли на формат — летом один раз в год с продолжительностью смены в двое суток.
Организация смен
Подготовка к новому сезону начинается в мае — с поиска базы отдыха. Организаторы стараются подбирать новые места для каждой смены. Ездят по республике и соседним областям, смотрят базы, которые открылись недавно.
Большая часть людей возвращается в лагерь из года в год. Мы не можем возить их в одно и то же место. Также у людей вырастают требования к комфорту. Поэтому поиск мест с каждым годом усложняется — хороших не так много.
Кроме того, трудно найти базу с раздельным или одноместным размещением. Пары к нам ездят нечасто. Незнакомых людей вместе в номер с двухместной кроватью не поселишь.
Организаторы снимают всю территорию базы на период смены. Питание чаще всего включено в условия аренды. У Дмитрия и Марии есть требования к меню для лагеря, в нём предусмотрено разделение на мясоедов и вегетарианцев. Если кухня не устраивает, организаторы приглашают своего повара, который становится участником смены.
После поиска места они анонсируют мероприятие. Первые два года они в основном продвигались во «ВКонтакте», с 2019 года — в Instagram. Соцсети Дмитрий и Мария ведут сами, публикуют посты и запускают таргетированную рекламу. Тратят на это около 10 тысяч рублей в сезон.
У лагеря есть свой сайт — его организаторы сделали сами на платформе Wix. Годовая подписка стоит 3600 рублей в год.
На сайте круглогодично открыта предварительная запись в лист ожиданий. Когда в июне организаторы объявляют дату и место смены, 10–15 мест, это около половины, заполняются сразу. 5–7 человек — приглашённые участники-эксперты и фотограф, остальные приходят из таргетированной рекламы и из анонсов в СМИ.
Количество людей в смене зависит от вместимости забронированной базы. В сезон собирается группа 25–30 человек, говорит предприниматель.
Изначально я думал, что детокс-лагерем заинтересуются ИТ-специалисты и фрилансеры, как это происходит в Калифорнии. Небольшой процент таких людей в наш лагерь действительно приезжают.
Однако в целом это люди из разных сфер: бухгалтеры, визажисты, художники, мамы, недавно вышедшие из декрета. Всех их объединяет склонность к саморефлексии и желание выйти за рамки привычного отдыха.
У организаторов есть сформировавшийся коллектив специалистов, которых они приглашают в лагерь каждый год, — психологи, преподаватели йоги, цигун и арт-терапевты. Каждый сезон они придумывают новые темы и интерактивы.
В 2018 году Дмитрий и Мария пробовали провести смену по-другому: организовали семидневный поход в Грузии в горах Сванетии.
Поход — это здорово, но люди в нём не отдыхали: они шли и уставали. Поэтому мы решили, что это не наш формат. От увеличения длительности стандартных смен мы тоже пока отказались. Такой отдых будет дорогим и недоступным, либо придётся сократить активности и программа станет ненаполненной. Но мы продолжаем искать новые форматы.
Над тем, чем будут заниматься отдыхающие во время смены, Дмитрий и Мария думают в течение года. Детальный план мероприятий составляют в мае-июне. Он состоит из:
- Мастер-классов и мастерских — плетение гобелена и шелкография на подушках.
- Спокойного отдыха — чайные церемонии, игра на поющих чашах, медитации и настольные игры.
- Активностей — прогулки, баня и конкурс талантов.
У организаторов есть тайминг мероприятий, но никто из участников смены о нём не знает. Как правило, активности перетекают друг в друга или идут параллельно.
На территории всегда есть место у костра или под шатром, где проходит большинство интерактивов. У ведущих мастер-классов, как у всех участников лагеря, нет часов, они ориентируются по моему сигналу. Например, я говорю «после прогулки у Волги можешь начинать викторину «Угадай мелодию» или «после ужина у нас гобелен». В какой-то момент ребята начинают замечать, что под шатром что-то происходит.
Участвовать необязательно. Кто-то может начать вышивать, кто-то лечь рядом и читать книгу. Постепенно люди могут переместиться к костру и начать играть в мафию или организоваться на прогулку в поле за цветами, чтобы потом составлять из них букеты с флористом.
Тайминг мероприятий гибкий. Если сегодня люди засиделись в бане и не успели на мастер-класс по коллажам, мы можем перенести его на следующий день. Никого никуда не торопим. Каждый делает то, что хочет, в своём темпе.
Вложения и прибыль
Цена участия в смене — двое суток — составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Она зависит от стоимости аренды площадки и проезда до неё. В первую смену, в июле 2017 года, организаторы вложили около 35 тысяч рублей. Аренда была бесплатной, прибыли не было.
В 2021 году вложения составили 270 тысяч рублей:
- Аренда загородной базы «Волжская усадьба» на двое суток — 120 тысяч рублей.
- Питание — 110 тысяч рублей.
- Проезд — 15 тысяч рублей.
- Реклама — 10 тысяч рублей.
- Расходники для мастер-классов — 15 тысяч рублей.
В смене было 35 участников, пятеро из них — эксперты, для которых проезд, проживание и питание были бесплатными. Выручка за смену составила около 340 тысяч рублей, прибыль — 70 тысяч.
Пробы формата, планы и перспективы
Из «Офлайн лагеря для взрослых «# ВсёВыключено» у Марии и Дмитрия родился проект «Основа Основ». Это студия медитации в Казани, где супруги регулярно организуют занятия йоги, практики осознанности и другие тематические мероприятия. Она приносит круглогодичный заработок.
Дмитрий и Мария рассказывают, что пробовали поставить организацию детокс-лагеря на поток, привлекали инвесторов и партнёров. Однако без участия основателей бизнес не работал.
Большинство постоянных участников смен — наши знакомые и друзья. Лагерь превратился в проект для души и стал похож на ежегодную летнюю встречу выпускников. Всё в нём завязано на нас.
Мы пробовали на одну смену привлекать к организации специалиста по бизнесу, когда сами уехали на отдых. Но он не смог продать ни одного места в лагерь без нас.
Я замечаю, что подобные проекты не живут больше одного сезона. Мы держимся за счёт того, что делаем это для души. Хотя параллельно и продолжаем нащупывать точки роста и возможности масштабирования.
В 2022 году будут готовиться к новой смене как обычно. О том, вырос ли спрос на отдых из-за начала «спецоперации» на Украине, — не говорят, так как о старте клиентам ещё не сообщали. В перспективе организаторы хотят сделать смены лагеря масштабнее: на более крупных базах, с количеством участников до 200 человек.
Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.
А ещё предоставить ритейлерам льготные кредиты на закупку отечественных устройств, субсидировать рекламу и ввести дополнительный утильсбор.
Собрали первые примеры пользователей.
Глава OpenAI уточнил, что это «ошибка» и её скоро исправят.
Сегодня буквально из каждого утюга кричат: инфляция растёт, ключевая ставка неподъёмная, бизнес загибается, а вклады заморозят и будет дефолт! Нас всех ждут банкротства и нищета!
Давайте разберёмся, как же обстоит ситуация на самом деле.
Первые две недели после покупки шли хорошо, но потом поступил первый звоночек от управляющего с просьбой приехать на объект и поговорить с субарендаторами. На разговор пришли — сырник, колбасник и овощник. Я понял, будут бить...
В этой статье хочу поделиться, почему современным компаниям не стоит тратить ресурсы на внедрение нового чата для сотрудников, когда под рукой уже есть любимый всеми Telegram, дополненный возможностями Teleforce.
Многие города сталкиваются с волной закрытия кофеен. При этом владельцы часто винят кризис, высокую аренду или конкуренцию. Однако проблема глубже: предприниматели нередко сами роют яму своему бизнесу, надеясь на авось. Почему даже заведения с «ручной работой» и «индивидуальными стаканчиками» терпят крах? Разбираю ключевые ошибки.
Проект уже поддерживают в Краснодарском крае, а вот в Москве выступают против.
Захотелось в жизни перемен, всё бросил и уехал в Израиль. Открыл бизнес, теперь помогаю переезжать таким же непоседам.
Комментарий удалён модератором
А что с этим словом не так?
согласен, трудотерапия в разы эффективнее медитаций, есть подборка фото, как меняются лица людей до армии и после ;-)
К Стерлигову можно не то что безплатно съездить, а еще и заработать!
И даже жену найти, православную, дородную, кровь с молоком. И Герман со свадебкой поможет