Что такое социальные стартапы и как они работают

Социальные стартапы сегодня — это растущий рынок. В обществе увеличивается запрос на поиск смысла любой деятельности, поэтому появляется всё больше бизнесов, которые видят вклад в социальные изменения как неотъемлемую составляющую своей bottom line.

Что такое социальные стартапы и как они работают

На сегодняшний день каждый уважающий себя человек как-то, да участвует в благотворительности. Мы переводим небольшие суммы в детские фонды, покупаем корм для животных из приютов, отдаем вещи в организации, которые помогают неблагополучным семьям. Многие благотворительные проекты мы знаем давно: они уже имеют громкое имя и сотни тысяч благодарных подопечных. Но сегодня добрыми делами занимаются не только специальные организации, но и компании, чья деятельность не связана с социальными аспектами. Финансовый успех для таких бизнесов – не главная цель, а возможность кратно приумножать добро и пользу, которые они создают.

Так в чем же разница между благотворительным проектом и социальным стартапом и как работает "добрый" бизнес?

Что такое социальные стартапы и как они работают

Благотворительный проект в классическом понимании – это некоммерческая организация с финансированием в формате пожертвований или собственных средств учредителей, которая использует привлеченные средства и ресурсы на удовлетворение социальных потребностей. НКО не занимаются бизнесом, их цель – привлечь пожертвования для решения важных проблем. Технологичный благотворительный стартап – это бизнес, продукт или услуга которого способствует социальным изменениям. Развитие технологического продукта требует совершенно иного набора компетенций. НКО – это, скорее, генералисты, ориентированные на масштабные, системные социальные изменения – от изменения законодательной базы до адресной помощи конкретным людям. А технологические стартапы – группа специалистов, которые ищут решение социальных проблем с помощью технологий.

Оба типа организаций ставят перед собой цели социальных изменений, но функционируют по-разному. Одни привлекают средства филантропов на борьбу с определённой проблемой, и обычно эти средства – невозвратные. Приведу наглядный пример. Для НКО, деятельность которой посвящена сбору средств на существование детского дома, необходим бюджет в размере 15 млн на год. Через год средства заканчиваются, возникает необходимо привлечь еще 15 млн рублей на его существование. И так каждый год. НКО принимает средства и тратит их, не создавая инструментов для заработка и возврата этих «инвестиций», в данном случае – пожертвований.

Что такое социальные стартапы и как они работают

Социальные стартапы в свою очередь привлекают деньги инвесторов на развитие бизнеса, стремящегося к социальным изменениям. Как правило, в таких компаниях есть устойчивая бизнес-модель, которая окупает себя или приносит прибыль. Стартапы должны извлекать прибыль, чтобы содержать команду, развивать собственную технологическую экспертизу, реинвестировать в собственное развитие. Например, на момент старта моего проекта "Meet for Charity" я приняла инвестиции в размере 15 млн рублей, которые выложила в создание технологического продукта (приложения и сайта). Они позволили мне приумножать пожертвования. Наша платформа, в которую инвестор вложил 15 млн рублей, сейчас принесла в фонды более 200 млн пожертвований. Я называю это smart social impact – инвестицией, когда твои вложения приумножились, а ты получил долю в компании на случай, если из неё вырастет «единорог». Модель "Meet for Charity" как социального стартапа – это digital win-win решение, которое не просто позволяет собирать пожертвования в пользу благотворительных организаций, но и создавать ценность для филантропов/доноров. Эта дополнительная ценность позволяет вовлекать в социальные проекты больше и больше людей – даже тех, кто не видит себя меценатом и не вовлечен в благотворительность. Это не самая простая задача, но мы видим много инструментов для роста и развития.

Что касается инструментов ведения социально-ориентированного бизнеса, то они мало отличаются от общепринятых: ЭДО, проектный трекинг, платформы автоматизации коммуникаций и маркетинга, CRM-системы, интеграции продукта с другими игроками рынка, дающие автоматизацию операций. Быстрое прототипирование и тестирование гипотез, движение спринтами – сейчас в социальных стартапах используют все: от NFT до искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

Так достаточно ли таких социальных стартапов сегодня в России? Наверное, нет. Пока есть те, кто нуждается в помощи, пока не достигнуты цели устойчивого развития, нельзя сказать, что «благотворителей» достаточно. Более того, технологии развиваются каждый день, каждый день появляются возможности и идеи решить те проблемы, которые раньше казались нерешаемыми.

99 показов
1.9K1.9K открытий
4 комментария

Боттом лайн — это типа нижняя линия?

Ответить

Да, самая нижняя строчка, итог.

Ответить