Бизнес на когтеточках: 20 млн в первый год работы

Самое сложное в любом начинании — сделать первые шаги. Запустить производство, изготовить первую версию изделия, набрать первую тысячу подписчиков, найти первых покупателей. Всё это мы сделали втроём, без привлечения сторонней экспертизы, денег и советов. Об этом и расскажу.

Начали в августе 2020, в 2021 изготовили и продали на 20 миллионов рублей, в 2022 идём ещё выше.

Игровой комплекс <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcatsby-family.ru%2Fvine%3Foak%3Ddark%26amp%3Brope%3Dwhite%26amp%3Bvariant%3D3%26amp%3Bshelves%3Dshelf-with-house%252Cshelf-with-hedge%252Cshelf-2%252Cshelf-1&postId=434495" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Catsby Family Vine</a> из тёмного дуба и белого каната
Игровой комплекс Catsby Family Vine из тёмного дуба и белого каната

Пре-мортем

По бизнес-канонам у нас ничего не должно получиться:

  • нас трое учредителей в микропредприятии (напомню, микробизнес — всё что меньше 120 млн в год и до 15 сотрудников)
  • мы — одногруппники и товарищи
  • мы не впахиваем 24/7
  • мы перфекционисты и, следовательно, прокрастинаторы
  • мы сразу сняли помещение и купили станок, ещё до проверки гипотезы
  • мы с первого дня ведём правильный бухгалтерский и налоговый учёт
  • мы всем выбиваем чеки, исправно платим налоги, работаем с поставщиками по 100%-предоплате

Эти особенности ведения дел мы озвучили и согласовали между собой в самом начале — феврале 2020 года.

Риски развала предприятия сохраняются вплоть до самого развала. У всего есть начало и конец. Нужно только определить критерии начала конца, правильно распознать их проявление и максимально отодвинуть наступление.

Идея

Игровой комплекс <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcatsby-family.ru%2Ftree%3Foak%3Dnatural%26amp%3Brope%3Dwhite%26amp%3Bvariant%3D2%26amp%3Bshelves%3Dshelf-with-house%252Cshelf-with-hedge%252Cshelf-2%252Cshelf-1&postId=434495" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Catsby Family Tree</a> из натурального дуба и белого каната
Игровой комплекс Catsby Family Tree из натурального дуба и белого каната

Учитывая вышеприведённый фатализм, небольшой стартовый капитал, предыдущий производственный опыт у двух из трёх соучредителей и приземлённое мышление, у нас вырисовались такие варианты совместного дела:

  • или шаурма,
  • или столярное производство.

Уже не помню почему, но выбор таки пал на столярное производство.

Изготовление чего-либо на заказ требует постоянного личного присутствия на предприятии, поэтому мы решили заняться серийным производством.

Серийное производство — это больше про бизнес-процессы, чем про микроменеджмент в цеху. Это интересно, масштабируемо и перспективно.

Нишу мы выбрали без проверки гипотез, построения портрета целевой аудитории, опроса респондентов.

На что люди легче всего тратят деньги? На детей и на домашних животных. В детской сфере много денег, много продуктов, много конкурентов. В сфере товаров для животных меньше денег, мало продуктов, в разы меньше конкурентов. Кажется, что легче начать с товаров для животных. Тем более, мы вполне будем довольны скромными 0,3% рынка (жалкий 1 млрд руб).

Решили начать с когтеточек для кошек. Поскольку мы перфекционисты, то решили делать самые красивые игровые комплексы в России. Поскольку мы прокрастинаторы, то первую продажу сделали через 7 месяцев после рождения идеи.

Производство

Умные люди пишут, что сначала нужно продать, а потом уже сделать. Но мы решили сделать по-другому: арендовать помещение, купить станок, полгода разрабатывать продукт, а потом начинать продавать.

Мы примерно представляли желаемый результат — это должен быть большой красивый технологичный игровой комплекс от пола до потолка. Технологичный — значит, подходящий под серийное производство.

Мы сделали 270 версий CAD-модели, изготовили 12 прототипов, и, наконец, пришли к первой версии конструкции.

Пока разрабатывали конструкцию, докупали необходимый инструмент, дооснащали производство.

Я считаю, что мы сделали правильно: сначала продукт, потом продажи. За полгода мы тщательно продумали и протестировали продукт, производство и упаковку. Это позволило нам быстро нарастить выпуск готовой продукции без потери качества, и целый год работать без глобальных корректировок конструкции. Любые изменения конструкции в серийном производстве — головная боль. А мы не любим головную боль.

Фотосессия

Наш продукт идеально подходит под социальные сети: все любят котиков и красивые интерьеры. Поэтому мы решили ещё немного отложить старт продаж и сделать студийную фотосессию.

Я подумал, что было бы замечательно устроить фотосессию не только с кошками, но и с хорьками. Мои партнёры не видели в этом смысла и до сих пор с вопросительным взглядом вспоминают эту фотосессию. Но поскольку я занимался организацией фотосессии, то немного запарился и нашёл таки фотографа с котами и хорьками.

Мы арендовали фотостудию сразу с семью готовыми интерьерами, взяли несколько кошек и хорьков, так что материала получилось на полгода вперёд.

Это была первая и пока единственная фотосессия с животными. Мероприятие оказалось довольно трудным в организации и проведении, так что решили эту функцию возложить на сотрудника, которого ещё не нашли.

Первые покупатели

Такой незамысловатый баннер позволил нам набрать первую тысячу подписчиков и первых покупателей
Такой незамысловатый баннер позволил нам набрать первую тысячу подписчиков и первых покупателей

Старожилы Интернета помнят, что раньше была очень популярная социальная сеть — Инстаграм. Сейчас она запрещена в России, но в ту эпоху была нашим единственным источником покупателей.

Набрать начальную аудиторию оказалось на удивление просто. Хотя сначала казалось: ну кто будет принимать участие в конкурсе совершенно нулевого аккаунта без сайта.

Конкурс был банальным: бесплатный комплекс за лайк, подписку и коммент. Запустили рекламу на этот пост по Санкт-Петербургу и Москве по интересам «кошки» и «дизайн интерьеров». Пост набрал 3.6 тыс. комментариев, 1.3 тыс. лайков, 314 репостов, 120 сохранений, нагнал первую тысячу подписчиков, принёс первых покупателей. Обнадёживающий результат.

Мы не прибегали к помощи агентств, не использовали Бизнес Менеджер. Просто в 10 кликов запускали рекламу из интерфейса мобильного приложения. Запускали рекламу на каждый пост на 1000-1500 ₽. Только на пост с конкурсом разорились на 6000 ₽.

В первый месяц мы продали 7 комплексов на сумму 96 300 ₽.

В этой публикации тоже устроим конкурс. Условия — в самом низу.

Блогеры

Канбан-доска с блогерами
Канбан-доска с блогерами

С первых дней продаж и до сих пор мы работаем с блогерами. Стараемся сделать хотя бы по одной интеграции в неделю. Иногда получается сделать три.

Большинство интеграций — по бартеру с блогерами до 150к подписчиков.

Крупных платных блогеров пробовали, суммарно потратили 300 000 ₽, но выхлоп оказался небольшой. Когда сможем выделить бюджет побольше, тогда попробуем ещё один заход.

Эффективность блогера мы измеряем по количеству использованных промокодов. Самый продуктивный принёс 80 заказов на 1.3 млн руб.

Эффективность заранее предсказать невозможно. Даже если есть отчёт аналитической системы (мы пользовались trendHero). Поэтому не стоит долго размышлять, нужно работать со всеми вызывающими доверие.

Есть мнение, что не стоит работать больше одного раза с одним блогером. Это ошибочное мнение. Если вам понравился результат первой интеграции, то понравится результат второй и третьей.

С наступлением новой эпохи мы не перестали работать с Инстаграм-блогерами, но задумались над выходом в Ютуб.

Сайт

Вокруг первой версии сайта у нас возникали нешуточные споры. Я настаивал на том, что надо писать с нуля. Мой партнёр настаивал на Тильде.

Я ради приличия поковырялся в Тильде, ожидаемо она мне не зашла, и сделал на CraftCMS.

В первой версии не было оплаты на сайте, не было конструктора, не было других версий комплексов. Тем не менее он заслужил звание образцового сайта:

Первая версия сайта на бизнес-линче. Метка 52:40

Независимо от вашего отношения к автору видео, рекомендую отправлять свои проекты на бизнес-линч. Нам оттуда пришло 12 запросов. К сожалению, половина была из-за границы, и дорогая доставка остановила покупателей.

Запуск второй версии сайта положил конец спорам. На сайте появились функции, которые невозможно реализовать на Тильде, даже на зеро-блоках:

  • Онлайн-конструктор комплекса;
  • Стандартизация и подсказки адреса, телефона, ФИО через сервис dadata.ru;
  • Нестандартная интеграция с RetailCRM (комплекс разбивается на запчасти, к заказу применяются скидки и в процентах, и в рублях);
  • Интеграция с OZON Rocket.
Конструктор комплекса работает и на десктопах, и на мобильных устройствах. Масса комплекса пересчитывается автоматически — всё продумано.
Конструктор комплекса работает и на десктопах, и на мобильных устройствах. Масса комплекса пересчитывается автоматически — всё продумано.

Сейчас у нас ребрендинг, так что скоро приступим к разработке третьей версии сайта.

Как видите, сайт постоянно развивается. Много всего сделано, но ещё больше планируется сделать. Если бы мы прибегли к помощи сторонней студии, то либо разорились на его доработках, либо замерли в развитии.

Новые продукты

Всего у нас 2 длины столбиков, 2 вида полок, 2 аксессуара для полок, 6 вспомогательных деталей. Но из этого небольшого набора можно изготовить огромное количество вариаций комплексов. Натуральный конструктор.

Казалось бы: придумай сам себе уникальный комплекс, выбери нужные детали, собери и радуйся! Однако в реальности оказалось, что большинство покупателей не готово что-то себе воображать с закрытыми глазами, им нужны красивые картинки и готовые комплексы.

Тогда мы придумали готовые линейки продуктов: Tree, Vine, Wall.

Комплексы линейки Tree не влезли в скриншот
Комплексы линейки Tree не влезли в скриншот

По-сути это всё одни и те же детали с небольшими отличиями в наборе. Однако, после введения такого каталога и конструктора заказы стали значительно разнообразнее.

Сейчас мы работаем над дополненной реальностью, чтобы можно было примерить комплекс в своём интерьере. Пока что можно примерить только комплекс Vine в разных цветовых решениях: catsby-family.ru/ar

Комната настоящая, комплекс — виртуальный

Новая эпоха

В конце 2021 года мы поставили план на следующий год в 50 млн. На середине пути начинает казаться, что не осилим, но заранее руки не опускаем.

Мы с самого начала хотели работать только с российскими производителями. В 2020 году это было продиктовано мировым локдауном, в 2022 — мировыми санкциями.

По документам кажется, что все материалы изготавливаются в России. Но, приглядевшись поближе, оказывается, что дубовый щит скреплён немецким клеем, канат плетётся из пакистанских ниток, фетр изготавливается из китайского сырья, а неодимовые магниты вообще импортируются. Так что нам не удалось избежать мировых логистических проблем и дефицита.

Сейчас активно выходим на маркетплейсы, разрабатываем и запускаем недорогие продукты. Зарегистрировали новый товарный знак, чтобы запустить совершенно новые продукты, никак не связанные с животными. Как уже писал, думаем над новыми рекламными каналами.

Если кто готов реализовывать нашу продукцию в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане и других дружественных странах — приглашаю к диалогу!

Деньги

На запуск предприятия мы потратили 4.5 млн руб. Не сразу, а в течение всего 2020 года.

Если бы мы двигались шустрее, были смелее и умнее, то, скорее всего, потратили меньше. А возможно, прогорели бы.

Только на эксперименты с первым серийным образцом потратили 600 тыс. руб. Кажется много, но я уверен, что грамотная технологичная конструкция помогла нам сэкономить на серийном производстве, браках и возвратах.

По пути мы совершали кучу дорогих ошибок. Сейчас кажется, что это были очевидные промахи, и что запуск новых продуктов теперь будет проще, быстрее и дешевле. Но это самообман. И если ему поддаться, то ошибки станут ещё дороже.

Конкурс. Когтеточка за донат

Давайте проверим экономическую целесообразность конкурсов. Получится ли насобирать донатов на 20 тыс. руб., чтобы окупить комплекс для победителя.

Условия конкурса: самый верхний комментарий получит игровой комплекс на выбор на сумму 20 тыс. руб. Если у победителя нет кота, то он он может взять десяток мисок и дарить их своим друзьям. Итоги я подведу 8 июня 2022 г., в 21:00 по Москве.

Напоминаю, что чем больше ваш донат — тем выше ваш комментарий.

Если будет один участник с донатом 100 ₽, то он и выиграет.

Если не будет ни одного доната, то выиграет просто самый свежий коммент.

Если не будет ни одного комментария, то я расплачусь.

P.S.

На VC принято оставлять SEO-ссылочки на телеграм и прочие каналы. Не буду нарушать традиции. Помню, что за реф-ссылки ставят жирный минус.

Телеграм t.me/catsby_family

ВКонтакте vk.com/catsby_family

P.P.S.

Промокод на скидку 900 ₽ для читателей виси: vcru

Работает только на сайте. На маркетплейсах не работает.

211211
210 комментариев
5000 ₽

Классные когтеточки! Очень хочется порадовать этого мудрого товарища :)

8
5000 ₽

Моим трем котикам такая когтеточка тоже не помешает

4