Открываем ресторан за границей или в РФ: два важных чек-листа
2022 год на дворе. Малый бизнес терпит изменения самого разного плана. Кажется, будто только недавно было легко открыть своё заведение и не прогореть, но как это сделать сейчас?
Ресторанный бизнес — востребованная, интересная, и, что важно — модная ниша. Но это никак не отменяет той кучи подводных камней, о которые так часто разбивается энтузиазм молодых предпринимателей.
У кого-то получается, кто-то сдаётся на половине пути, многие же задумывают открытие за границей. Представляю Вам свой чек-лист открытия ресторана в РФ или за границей. Чек-лист, который помог мне основать сеть кафе по всему Югу России, а не так давно — мой собственный ресторан.
Чек-лист открытия ресторана в России
Этот список не только о ресторанном бизнесе. При правильном подходе его можно применить практически в любой нише.
1. Ищем и анализируем свою целевую аудиторию
В этом пункте действительно важно найти “своих людей” и понять, что им интересно, чего они ждут и что ищут в гастрономическом плане. Когда я открывал сеть кафе, я начинал с Анапы. Я лично опрашивал людей, плюс помогли наблюдения.
Это не универсальный способ, для многих ситуаций он может не подойти. Но если Вы хотите успешно работать с людьми - такое исследование провести стоит.
Умея управлять ожиданиями гостей Вы 100% добьетесь успеха в ресторанном деле.
2. Изучаем конкурентов и лучшие ресторанные практики
Ничего общего с копированием и повторением за кем-то. Здесь нам нужны сильные и слабые позиции тех, кому Вы составите конкуренцию. Возможно в Вашей локации не найти хороший стейк, но бургерные на каждом углу. Подойдите к вопросу стратегически и примените эту информацию к Вашему меню!
Также полезным будет знать лучшие практики ресторанного бизнеса. Чей-то успех - не обязательно Ваше поражение!
3. Создаем уникальное торговое предложение
И чем уникальнее оно будет - тем больше шансов на успех у ресторатора! Я имею ввиду общую концепцию, меню, фирменные блюда и фишки интерьера - всё это важно. Создание общей концепции заведения и меню - тема для отдельного разговора, поэтому пробежимся тезисно.
Изучили конкурентов, успешные заведения, локацию и вот, Вы уже знаете, что предложить своим гостям в меню и общей атмосфере заведения.
4. Внедряем “фишки” и “пользы” бизнеса
Мы уже говорили про уникальность концепции. В этом пункте важно понимать, что Ваше “самый большой выбор роллов” или “мощный бизнес ланч” - вероятно то, зачем гость будет возвращаться, что будет рекомендовать. Ищите и внедряйте такие “фишки” чаще!
5. Стандартизируем и организовываем рабочие процессы
Ресторан работает и без Вас, приносит прибыль. Это не какая-то фантастика - нужно правильно организовать рабочий процесс.
Формула успеха: внедряем стандарт, вроде ключевой фразы, и организуем его работу.
Такой стандарт выделит Ваше заведение среди других и станет своеобразным скриптом для общения с клиентом.
Но важно заниматься именно рабочими практиками, стандартизация ради стандартизации не нужна ни Вам, ни заведению.
Чек-лист открытия ресторана за границей (на примере Узбекистана)
Может показаться, что всего-то и разница в документации и валюте, если открываешь что-то в другой стране. Не без этого, конечно, но забывать про культурные особенности, менталитет и традиции ресторатор не имеет права.
Вот пара пунктов, которые помогут организовать бизнес за рубежом.
1. Изучаем местное, прежде чем открыть своё
Начнём с интересного факта: в Таиланде повар - одна из профессий, в которой не может работать иностранец. Таиланд достаточно далеко, но и в ближайшем зарубежье таких особенностей много.
Первый, и, наверное, важнейший совет - с уважением отнеситесь к местному бизнесу, даже если кажется, что уровень конкуренции тут ниже, чем на родине.
Изучите местный ресторанный рынок. Я говорю не только про документооборот или налоги - прежде, чем приступать к глобальному - изучите локальное.
2. Выбираем локацию и создаем концепцию
Обязательно уделяем внимание базовым аспектам, среди которых:
- инфраструктура местности и ее проходимость;
- сезонность
- популярность конкретной точки нахождения ресторана;
- гастрономические тренды и анти-тренды (что пользуется спросом и от чего люди уже устали).
Всё это с упором на местные законы, традиции, привычки. Разумеется не забываем про чек-лист первой части статьи - это универсальная информация и, во многом, она может подойти и для заграничного бизнеса.
3. Важные тонкости: исследуем документооборот, налоговую политику, возможности кредитования и пр.
Без этой части невозможно открыть ресторан и в РФ. Вы можете быть профессиональным юристом в своей стране, но за рубежом сюрпризов не избежать.
Узбекистан - положительный пример. Русским бизнесменам там везде “зелёный свет”: без проблем можно открыть фирму, завести счёт и начать работать. Нет двойного налогообложения, что тоже преимущество.
Говоря более предметно - Вам потребуется всего один - два месяца бюрократии, чтобы стать полноценным участником бизнес сообщества. Но это положительный пример, а чтобы не наткнуться на отрицательный - нужно провести подготовку.
Как совет - наймите опытного местного бизнес консультанта. Не вся информация есть в интернете, к тому же такой специалист всегда нужен под рукой.
4. Поставщики, персонал и контроль работы
Сразу запомним - лучший способ ведения бизнеса в другой стране - вникать ЛИЧНО во все нюансы. Делегирование - один из сильнейших бизнес инструментов, но только в том случае, если Вы сами готовы ко всему.
Хорошая идея взять с собой в помощь знакомого шефа, он поможет с формированием кухни и подбором команды. Но в некоторых странах получение шефской лицензии - достаточно сложный процесс.
Внимательно изучите структуру хозяйственных связей местных рестораторов, контакты и контракты с поставщиками. Такая база знаний жизненно необходима на протяжении всего процесса организации бизнеса.
5. Планируем бюджет
Финансовый оптимизм - дело веселое, но неэффективное. Бюджет для открытия ресторана зависит от масштаба бизнеса, концепции, страны и региона, также ряда других факторов. Здесь опять же важнее специфика местности.
К примеру в Узбекистане цена строительства помещения меньше, чем в РФ, но на системы вентиляции и кондиционирования - дороже. Причем примерно в два раза.
Планируя открытие заведения - взвешиваем все плюсы и минусы, что-то может быть Вам на руку, что-то проделает дыру в бюджете.
В конце хочу еще раз подчеркнуть актуальность сказанного. Ресторанный бизнес - одна из самых привлекательных ниш для молодых предпринимателей. А открытие своего заведения за границей кажется уникальной возможностью не просто основать что-то своё, но и избежать многих неприятных перемен.
Но не так всё просто и красиво, как может показаться. Неподготовленного бизнесмена ждет много подводных камней на пути к прибыльному и популярному ресторану. К чему ресторатор должен быть готов еще до переезда я как раз и описал в этой небольшой статье!
мало что понял. Название Ресторанов и Точек можно узнать?
Мне вот, кстати, любопытно, какое может быть УТП в ресторанном бизнесе. Великолепный сервис? Это есть. Отличное расположение? Это тоже есть.Интерьеры? Есть. Вероятно, какое-нибудь блюдо типа фуа-гра в чае. Вот этого нет, да.
Иначе это не УТП. Правильно обращайтесь с терминами. Это называется "правильное позиционирование"
Спасибо за изложнение учебника по маркетингу, но ГЛАВНЫЙ чеклист в открытии любого заведения общепита - это СанПиНы и технические регламенты. Иначе рестик могут прикрыть вне зависимости от этих умствований.
Ну не скажите, главное в ресторанном деле ВСЕ! Открыть по санпину, но в опе мира не понимая что и для кого, очень даже печальная история
Планируете открытие в Узбекистане?
Комментарий удален модератором