Доставка экзотических фруктов: сколько стоит открыть бизнес в России и как наладить поставки из Азии Статьи редакции
Опыт четырёх российских предпринимателей.
Начало бизнеса и инвестиции на старте
По опыту предпринимателей, запустивших бизнес по доставке экзотических фруктов, для входа на рынок достаточно зарегистрировать ИП или юридическое лицо любой организационно-правовой формы, сделать закупку пробной партии на продажу.
Затрат на аренду склада и покупку холодильного оборудования можно избежать или на первых порах использовать обычный бытовой холодильник для тестовых партий. Собственными силами можно обойтись как при разработке сайта, так и при осуществлении доставки покупателям.
«За месяц наша команда из трёх человек полностью разработала весь проект. Из инвестиций нам потребовалось около 15 тысяч рублей на все необходимые расходы», — вспоминает Эдуард Тер-Оганезов, один из основателей компании «Фрукты Жи Есть!», которая работает на московском рынке.
Если необходимо наладить прямые поставки из-за границы, нужно быть готовым к инвестициям. Закупка фруктов, оплата транспортных услуг перевозчика, затраты на складскую логистику за границей и на территории России, расходы на организацию продаж и доставку до конечных клиентов — неполный перечень того, на что будет расходоваться бюджет.
По мнению представителя компании Expo Fruits, которая доставляет фрукты по всей России, для запуска бизнеса с прямыми поставками из Таиланда может понадобиться до 10 млн рублей.
По мнению экспертов, ориентировочная сумма затрат на запуск составит около 1 млн рублей.
Траты в месяц могут достигать 200 тысяч рублей.
В первые десять месяцев работы сервис «Фрукты Жи Есть!» получал 50 заказов в месяц. При аналогичном среднем чеке заказа в 5000 рублей срок окупаемости бизнеса составит полтора года.
Со временем количество заказов будет расти: компания «Мангоед» на рынке с 2015 года, и количество розничных заказов с сайта достигло отметки в 250 заказов. В регионах спрос меньше.
Владелец компании Fruzza.ru Владимир Епанешников рассказывает, что они продают около 300 фруктовых коробок в неделю. «Большую часть, около 60%, мы реализуем в Екатеринбурге, оставшиеся 40% расходятся в других городах: Тюмени, Кургане, Перми».
Поиск поставщиков
По словам эксперта в вопросах закупки фруктов Виктора Ковалёва, организовать процесс можно двумя способами.
Первый — стать импортёром
На старте помимо финансовых затрат понадобится вложить и личное время: искать в Таиланде фермерские хозяйства с качественными фруктами и подходящими условиями сделки; подбирать складские помещения и организовывать логистику; нанимать персонал; выбирать перевозчика. Самостоятельно придётся заниматься и оформлением документов для растаможивания товара и оплатой пошлин.
«Налаживать поставки пришлось методом проб и ошибок, — рассказывает Глеб Матюхов, основатель компании “Мангоед”, которая с 2015 года импортирует фрукты из девяти стран. — Партнёров искали на выставках, через интернет. Второй вариант опаснее, так как велик риск обмана. Порой мы просто приезжали в какую-то страну, по наводке шли на ферму, знакомились. И конечно, пробовали очень много фруктов».
Сельское хозяйство — один из ключевых секторов экономики Таиланда. В нём занято около 50% населения страны. Большое количество фермерских хозяйств в Таиланде позволяет импортёрам предъявлять высокие требования к качеству фруктов. Одновременно это усложняет задачу по поиску подходящих продавцов.
«Expo-Fruits работает с несколькими фермерами, при этом мы диверсифицируем закупки. Что-то закупаем у одного фермера, что-то у другого. Это логично, ведь одни лучше выращивают манго, другие — мангустины. Если нас не устраивает качество, то мы меняем партнёра на более ответственного и предоставляющего качественный продукт», — говорит сооснователь Expo Fruits Елена Ратникова.
Участники рынка, которые импортируют фрукты самостоятельно, рекомендуют закупать от 500 килограммов за раз. При этом закупка рентабельна и имеет смысл, если компания работает не только с частными клиентами, а, например, выступает оптовым продавцом на территории России или имеет развитую торговую сеть в нескольких городах.
«В среднем, в зависимости от качества плодов и стоимости транспортных услуг, одна закупка может обойтись в 270-350 тысяч рублей», — говорит сооснователь «Фрукты Жи Есть!» Эдуард Тер-Оганезов.
По словам основателя Fruzza.ru Владимира Епанешникова, если открывать интернет-магазин в других крупных городах России с минимальными затратами, то разумнее начать с сотрудничества с российскими поставщиками.
В этом случае объём минимальной партии фруктов будет ниже, чем при покупке из-за границы, что позволит дешевле и быстрее протестировать нишу.
Так, у оптовых поставщиков можно заказать десять килограмм фруктов в ассортименте, а при импорте придётся закупить не менее 100 килограмм. Однако Fruzza.ru, которая работает сразу в нескольких городах: Екатеринбурге, Тюмени, Кургане, Перми, Челябинске и Сочи, сразу стала импортировать фрукты.
Второй способ — работать с оптовыми компаниями на территории России
По данным глобальной компании по оптовой продаже Tridge, стоимость манго при закупке в Таиланде будет составлять 100-170 рублей за килограмм. Закупка у оптовых поставщиков в Москве, по данным представителей «Фуд Сити», в среднем обойдётся в 600 рублей за килограмм.
Компании, закупающие товар через оптовых поставщиков, в своих интернет-магазинах могут предлагать цены, практически не отличающиеся от цен импортёров. Однако в отдельных случаях разница может достигать 60%, отмечают владельцы сервисов по продаже и доставке фруктов.
Эдуард Тер-Оганезов рассказывает, что «Фрукты Жи Есть!» работают с поставщиком, так как изначально команда не знала, насколько хорошо пойдёт дело. Самостоятельный ввоз фруктов на территорию России для них было трудной задачей. Это, конечно, отражается на ценообразовании, но таким образом получается избегать проблем с непроданным товаром, порчей плодов, арендой склада и другими возможными издержками.
Предприниматели ищут оптовые компании на специализированных выставках, в оптово-розничном продовольственном центре «Фуд Сити» или в интернете. Как и в случае с импортом, опытные владельцы интернет-магазинов рекомендуют иметь в запасе пул партнёров. Это позволит быть гибкими в плане цен, наличия товара, также это минимизирует риски, если качество фруктов у какого-то поставщика перестанет устраивать.
Логистика и хранение
Фрукты относятся к категории скоропортящихся грузов, поэтому поставки происходят два-три раза в неделю. Это обеспечивает должное качество фруктов.
Правила и условия перевозки и хранения фруктов лучше изучить заранее, чтобы не понести убытков. Так, разные сорта манго требуют своей температуры и влажности. Также некоторые фрукты нельзя перевозить и хранить рядом друг с другом из-за возможного ускоренного перезревания.
У интернет-магазинов, работающих через оптовые компании, есть варианты помимо собственных складов.
Самостоятельно забирать товар со склада поставщика необязательно. Многие предоставляют услугу доставки до склада покупателя. Также с некоторыми поставщиками можно договориться о фасовке товара на продажу непосредственно на их складе. Именно так поступили основатели «Фрукты Жи Есть!».
По словам продавцов, на продажу идут фрукты в идеальном состоянии. При тщательном отборе поставщиков процент неликвидного товара стремится к нулю. Если случается, что фрукт потерял товарный вид, то его пускают на переработку: делают варенье, смузи. Процесс приготовления можно снять и использовать в качестве контента для социальных сетей.
Интернет-магазины предлагают готовые коробочные решения с заранее определённым набором фруктов. Опытные предприниматели рекомендуют сегментировать целевую аудиторию и разделять тех, кто хочет купить коробку на пробу или в подарок, и постоянных покупателей.
Некоторые продавцы предлагают поштучную покупку, что даёт клиентам возможность собрать свою коробку с индивидуальным объёмом и набором фруктов, хоть это и усложняет прогнозирование закупок и фасовку.
Стратегия продаж и продвижения
По словам владельцев сервисов доставки фруктов, бизнес в первую очередь ориентирован на частных клиентов. Поэтому лидирующие позиции среди каналов привлечения потенциальных покупателей занимают социальные сети.
Меньшую долю составляют корпоративные заказы, всплеск спроса приходится на праздники. По словам основателя «Фрукты Жи Есть!», за счёт корпоративных заказов спрос увеличивается в три-четыре раза.
Так, за последние три дня декабря можно сделать половину выручки сезонного месяца. Оптовые компании, помимо частных и корпоративных заказов, поставляют товар на продуктовые рынки, используют канал розничной торговли. Потенциальный интерес представляет сегмент HoReCa и магазины с ориентацией на здоровое питание.
В регионах сотрудничество с местными торговыми сетями может стать дополнительным каналом продаж. «Fruzza.ru работает с некоторыми локальными торговыми сетями и ресторанами, но их доля невелика, примерно 15% от общего оборота», — рассказывает Владимир Епанешников.
Потенциал рынка и дальнейшее развитие
Мнения участников столичного рынка относительно его насыщенности аналогичными сервисами расходятся. Конкуренция высокая, не все её выдерживают. Однако потенциальных клиентов в Москве всё ещё больше, чем тех, кто уже активно пользуется сервисом. Доля онлайн-покупателей продуктов питания составляет 24%.
В качестве векторов роста компании рассматривают для себя расширение ассортимента, создание торговой сети в других городах, развитие корпоративного направления и сегмента HoReCa. Для розничных магазинов, по мнению экспертов, смелым шагом будет переход на модель с собственными поставками из Азии.
Я правильно понял, пост про то, как обосновать накрутку 1000% от оптовой цены?
Только не надо рассказывать про стоимость авиа перевозки, она конечно дорогая, но не настолько.
Авиа перевозка очень дорогая
от 1000% я бы сказал
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Из Перу, манго на вкус как яблочно-морковный десерт с сахаром )) не айс вообщем.
Часто едите манго в Перу?)
А Вы наверное из тех кто за бананами в Африку ездит что бы их отведать? В России купить ни как ?
Ну если Вы по раз-два, купленным, перуанским манго в России, делаете вывод о всех подобных фруктах из этой страны - мне Вас жаль))
Сколько развелось продавцов Экзотических фруктов))) раньше, когда начинали, лет 6-8 назад, пару компаний этим занимались, а сейчас кому не лень)))
10 000 рублей тратить на продвижение сайта?!
А, ок. Пишите дальше:)
Во вкусвилл манго египет ~370р, на вкус манго каким оно должно быть. Тут цены умопомрачительные.
Метро, Кило шикарного манго 199 руб.
импортируете через Новороссийск или СПб? или через Владивосток?
Скоропорт авиа возят, какие СПб и Новороссийск? И да, авиа реально дорогое, грубо 3-4$ за кг. - т.е. в кг. фруктов 250 руб. это тупо доставка
вы вообще в курсе существования реф-контейнеров? одно дело из Азии, но там есть Владивосток