Вундеркинд Идо Джино уходит с поста генерального директора RapidAPI

11.05.23 г. Уход Идо Джино с поста главы Rapid API, компании, которую он основал в 17 лет, стал финальным аккордом легенды высоких технологий, проецируемой с головокружительной скоростью: предприниматель — всего лишь старшеклассник, инвесторы — сливки мирового венчурного капитала миллионный рост достиг размеров единорога всего за 7 лет. История, которая является яркой иллюстрацией моделей работы в индустрии стартапов.

Yado Gino (Идо Джино). Фото: Дамиан Мархефка
Yado Gino (Идо Джино). Фото: Дамиан Мархефка

Yado Gino — необычная история даже в индустрии высоких технологий, которая восхищает духом молодежи и делает ставку на гениальность молодых предпринимателей. Он основал свой стартап RapidAPI в 2015 году, когда ему было 17 лет — еще несовершеннолетний, которому нужен был отец, чтобы подписать за него документы. Оттуда он попал в списки «подающих надежды молодых людей», переехал в Соединенные Штаты, привлек внимание — и деньги — руководителей отрасли, от Дова Морана и Мариуса Нахта до Бена Хоровица, Питера Тиля и Масаёши Сона из Softbank.

Все они стали инвесторами или наставниками вундеркинда. Он, со своей стороны, выполнил обещание: в прошлом году, когда Джино было всего 24 года, а Rapid всего 7 лет, компания стала единорогом, собрав еще 150 миллионов долларов при оценке в один миллиард долларов.

Rapid — ведущий поставщик API Hub с сообществом разработчиков, насчитывающим более 4 миллионов активных разработчиков. Rapid API Hub помогает отдельным разработчикам и компаниям любого размера создавать, использовать и управлять своими API.

Но падение было еще быстрее. 19 апреля совет директоров Rapid неожиданно отстранил Джино от должности генерального директора компании, которую он основал и построил по своему образу и подобию, и назначил его консультантом по технологиям, а вместо него финансового директора Марка Френда, который совсем недавно был принят на работу самим Джино, был поставлен во главе компании.

Друг не терял времени даром: менее чем через неделю после своего назначения он уже уволил 100 сотрудников, сделав необычный ход. Только через две недели были уволены еще 70 рабочих, а в компании осталось всего 42 человека — четверть их количества месяц назад. Теперь предполагается, что Rapid скоро будет продаваться по гораздо более низкой цене, чем в прошлом году. Сам Джино, вынужденный сразу повзрослеть, ушел из поля зрения.

Но не исключено, что эта необычная история на самом деле не является чем-то необычным, а лишь крайней иллюстрацией моделей и кодов работы индустрии высоких технологий в последние годы. Заявления о гениальности, подъем, восхищение предпринимателей, запоздалое обнаружение проблем в бизнес-модели, неприятие капиталистами и личный крах — со всем этим мы уже сталкивались. Но ритм, персонажи и вступительные данные теперь играют другую, экстремальную мелодию, где все движется с головокружительной скоростью: предприниматель моложе, рост быстрее и тормоза жестче.

О скорости событий можно узнать из интервью, которое Джино дал подкасту «30 Minutes or Less» всего за две недели до своего увольнения. Когда его спросили о проблемах, которые прогоняют сон из его глаз, он ответил: «Наращивание сил. Мы набираем сотрудников быстрыми темпами». Когда его спросили о его планах на будущее, он сказал: «Возможности здесь огромны. Я хотел бы выпускать и продолжать развивать компанию».

Питер Тиль (один из основателей PayPal)  и Дов Моран — управляющий партнер Grove Ventures . Он является одним из самых выдающихся технологических лидеров Израиля и изобретателем USB-накопителя.
Питер Тиль (один из основателей PayPal)  и Дов Моран — управляющий партнер Grove Ventures . Он является одним из самых выдающихся технологических лидеров Израиля и изобретателем USB-накопителя.

«Джино снялся в фильме «Успех — это я». Совершенно правильно»

Джино вырос в Хайфе, в семье врача Шарона и инженера-электрика Мики. Когда ему было 10 лет, семья переехала на два года в Крайстчерч, Новая Зеландия. В 2011 году, когда сильное землетрясение нанесло значительный ущерб городу, в том числе дому Джино, семья вернулась в Израиль. Сам Джино был застигнут землетрясением на школьном поле для регби, «превратившемся в кучу кипящей грязи», как он рассказывал друзьям детства, но из тех двух лет он вернулся с подарком на всю жизнь: умением комфортно вести беседы на английском, который впоследствии оказался критическим на встречах с инвесторами из Силиконовой долины.

Когда они вернулись в Израиль, Джино заинтересовался компьютерами и сам научился писать код и создавать Flash-анимацию. В 13 лет он уже программировал игры и продавал их, как он рассказывал СМИ, за сотни долларов. Позже он начал учиться в школе Reali School в Хайфе, и его родители, признавшие, что он был исключительным ребенком, поддержали его желание поступить на курсы программирования в Открытый университет и Технион. (Израильский Технологический институт. Прим автора).

Вскоре Джино стал активно организовывать хакатоны при спонсорской поддержке таких технологических гигантов, как Google, Microsoft и Facebook. Выпускники группы, в которую он входил, говорят, что жили от одного хакатона до другого, где писали код 24 часа, спали на пропахших пиццей матрасах и отмечали дни рождения на вилле с бассейном. Этот сценарий может показаться знакомым по другим хайтек-легендам или по сериалу «Мезордерим», но скорость, в которой он проецируется, головокружительна: нужно помнить, что герой рассказа — не американский студент и не выпускник 8200, а старшеклассник из Хайфы.

Событие, которое вывело этого старшеклассника на скоростной путь, было зафиксировано, когда Джино было 15 с половиной лет, когда он участвовал в молодежном конкурсе стартапов и презентовал «цифровой кошелек для детей». Одним из судей конкурса был высокотехнологичный предприниматель Дов Моран — израильский предприниматель, изобретатель USB-флэш-накопителя («флэшки»). который был в восторге от решительного мальчика.

«Он показал там потрясающее выступление», — сказал Моран в подкасте «30 Minutes or Less» в 2021 году. «Я сказал: «Ты на крючке, приходи в пятницу, мы немного поговорим». Моран, старый и опытный лев высоких технологий, повидавший уже немало молодых и интересных предпринимателей, был пленен обаянием мальчика.

На этих встречах Джино рассказал Морану о другой идее, которая у него была: рынок API, «интерфейсы прикладного программирования» — библиотеки готовых приложений, которые компании покупают для упрощения и ускорения разработки своего кода методом «копировать и вставить». Курьерская компания, например, может таким образом приобрести картографическое приложение и платежное приложение вместо того, чтобы разрабатывать их самостоятельно.

Морану понравилась эта идея. «Мы встречались несколько раз, а потом я спросил: «Почему у тебя ничего не получается?», — продолжил он. «Идо сказал: «Я учусь в старшей школе, в Технионе и, кроме того, я должен писать код, все на мне». Я сказал: «Позови двух парней, чтобы они помогли тебе написать код». «У меня нет денег». - Сколько тебе нужно?» Он сказал: «60 000 долларов». Я сказал: «Давай, возьми и дерзай».

Итак, в 2015 году Джино и два его друга по хакатону, Даниэль Чернанков и Мики Хаславски, основали Rapid. Хотя Джино был самым молодым в группе (всего 17 лет, в то время как его партнерам было «уже» 20 лет), он был живым духом стартапа, во многом благодаря своим навыкам рекрутинга и особым отношениям с Мораном.

Черненков, кстати, ушел всего через год, а Хаславски ушел в отставку в 2018 году (но остался акционером компании).

Деньги текли в таких количествах, которые сбили бы с толку даже более опытных инвесторов. Соучредитель Grove Ventures Морана, Лотан Лейбович, сидел с Джино и учил его, как привлекать деньги, что такое ангелы и инвестиционные фонды, что такое акции и опционы. К Морану, первому инвестору и наставнику, присоединились другие израильские инвесторы, в том числе Мариус Нахт и фонды венчурного капитала.

«Компания показалась нам очень интересной и была мировым лидером в очень горячей области», — сказал один из них газете Calcalist. Но он также не отрицает очарования экстремальной истории Джино: «Можно по пальцам одной руки пересчитать количество предпринимателей в мире, основавших такие компании в таком возрасте да еще в Израиле, который основал компанию в столь юном возрасте, которая стала единорогом».

Молодой возраст Джино стал достопримечательностью. «Когда Рапид захотел подписать офисы в WeWork, возник вопрос, разрешено ли подписывать Идо, потому что там есть пивные краны, а ему еще нет 18», — говорит участник группы хакатона. «Атмосфера была такая: неужели это помешает следующему гению арендовать офисы?»

Вундеркинд Идо Джино уходит с поста генерального директора RapidAPI

Стартапы в Силиконовой долине

Большим прорывом стал переезд в Сан-Франциско в 2017 году. Джино, страдающий глютеновой болезнью, не записался в Армию обороны Израиля, и вместо того, чтобы быть принятым в подразделение 8200, его приняли на две престижные программы в Силиконовой долине: первой была стипендия от миллиардера-предпринимателя в области высоких технологий Питера Тиля (один из основателей PayPal), которая ежегодно присуждает 100 000 долларов США 20 людям в возрасте до 20 лет, чтобы доказать, что можно создать компанию даже без прохождения академии. Второй программой был акселератор (стартап-акселератор) в Силиконовой долине назвали 500 Global, в рамках которого Джино получил еще 150 тысяч долларов.

Примечание: Подразделение 8200 — израильское подразделение радиоэлектронной разведки, входящее в Управление военной разведки Армии обороны Израиля, занимающееся, в том числе, сбором и декодированием радиоэлектронной информации и другими операциями. Согласно некоторым источникам, является одним из самых крупных таких подразделений в мире.

«Идо понял, что должен быть в Силиконовой долине», — говорит его знакомый. «Он понимал, что там происходит все: бесконечные деньги, все под рукой, все со всеми разговаривают, в одну секунду видишь самых высокопоставленных людей в мире. Он понимал, что есть рост и что израильская сторона менее актуальна, он оставил Микки присматривать за бизнесом в Израиле, и в возрасте 18 лет через две недели уехал в Сан-Франциско».

«500 Global — один из крупнейших акселераторов в мире, принимают всего 40 человек, и он там был самым молодым», — говорит другой знакомый. «Вы видите там 30-летних, 45-летних, ребят, которые учились в Стэнфорде и Гарварде — и вдруг приходит худощавый 18-летний парень, с сотрудниками старше его в основанной им компании, и хочет изменить мир. Все пьют пиво, и только он заказывает диетическую колу. Все говорили: «Какой милый мальчик», потом увидели, что он построил Рапид, и сказали «Это гениально».

«Он трудолюбивый парень с высокой самодисциплиной, целеустремленный, знает, чего хочет.

За кулисами Моран продолжал подталкивать Джино и свел его с Andreessen-Horowitz, одним из крупнейших и наиболее уважаемых венчурных фондов в мире. «Дов сказал: «У меня есть друг, который является экспертом по сбору средств в Силиконовой долине». Через два часа я получил электронное письмо: «Идо, Бен Горовиц, знакомься», — сказал Джино в подкасте The Human Founder. Готовясь к встрече, он несколько раз прочитал книгу Горовица «Трудно, но возможно» и пришел с вопросами. «На следующий день мне позвонил менеджер компании: «Бену очень понравилась беседа, мы были бы рады, если бы вы пришли выступить перед другими партнерами», — добавил он.

На встрече, как он рассказывал в другой раз, он не переставал трястись и говорил с храпом в горле, но награда была высокой: инвестиции в размере 3,5 миллионов долларов от Andreessen-Horowitz, а также приглашение на барбекю в доме Горовица, где он встретил Марка Цукерберга и Серену Уильямс в натуральную величину, фигуры, которыми он восхищался. Кстати, после этого набора Джино пошел праздновать с одним из руководителей фонда; Начальник заказал им обоим вино, но поскольку в США продажа алкоголя несовершеннолетним в возрасте до 21 года запрещена законом, Джино отказался. С тех пор его статус в Slack — «превращение диетической колы в код».

Выход в мир взрослых заставил Джино попытаться маскироваться под взрослого: «Он шутил о своем возрасте, но вы не видели, как он катится от смеха. Мальчик не вырвался из него», — говорит один из сотрудники, которые знали его в то время. Он начал носить рубашки на пуговицах и так старался излучать расчетливую солидность, что один из нанятых им в то время менеджеров счел его сухим и скучным человеком; Позже этот менеджер стал одним из его ближайших друзей.

Джино (справа за столом, второй слева) и старшие Рапид. «Как только вы переключаетесь на консервативный режим, вдруг появляются позиции, которые вам не нужны». Фото: Дамиан Мархефка
Джино (справа за столом, второй слева) и старшие Рапид. «Как только вы переключаетесь на консервативный режим, вдруг появляются позиции, которые вам не нужны». Фото: Дамиан Мархефка

«Это как ChatGPT: звучит хорошо, но не обязательно точно

В то время как карусель, на которой ехал Джино, набирала обороты на пути от инвестора к инвестору, Rapid оставалась компанией, пытающейся создать рынок. Его первым продуктом, в соответствии с концепцией Джино, изложенной во дворе Морана, была торговая площадка, где разработчики продавали разработанные ими API, а Rapid снижала комиссию на 20% с каждой транзакции. Компания могла похвастаться самой большой базой данных в мире — более 40 000 API, но не смогла сделать ее прибыльной. «В первые два года бизнес-модели не было, — говорит один из первых сотрудников. «Это было «давайте пригласим программистов, все они будут зарегистрированы у нас, и мы станем Amazon API».

Этот вопрос стал центральным с приходом Андреессен-Горовиц. Фонд потребовал, чтобы к Рапиду был прикреплен ответственный взрослый, и они порекомендовали Сашу Песика, опытного выпускника отрасли, который был принят на работу в качестве вице-президента по операциям.Со временем Песик сблизился с Джино и его близким другом, хотя он и на год старше отца. Вместе они добавили в портфолио Рапида также продукт API для организаций, для внутреннего использования сотрудниками и клиентами.

Одновременно с развитием компании Джино продолжал собирать инвесторов из сливок венчурного капитала; Наряду с Dov Moran's Grove и Andreessen-Horowitz в компанию вошли такие имена, как M12 (инвестиционный фонд Microsoft), Viola Gishma и Green Bay.

«Джино безумно харизматичен, гениален, умен, обаятелен и молод, и люди влюбляются в него», — говорит человек, работавший с ним, о волшебстве, загипнотизировавшем инвесторов. «Он как ChatGPT: то, что вы говорите, не обязательно должно быть точным, достаточно того, что вы говорите это правильно, и это то, что он умеет делать».

Волшебство сработало: в совокупности Джино заработал 270 миллионов долларов. Самый значительный раунд сбора средств прошел в марте 2022 года, когда рынок был на пике оптимизма. Затем Rapid привлекла в раунде D сумму в 150 миллионов долларов при оценке в 1 миллиард долларов, что сделало ее единорогом. Среди прочих в компанию вошли Kumara Capital и Citi Ventures, но лидером раунда стал японский технологический инвестиционный гигант Softbank, возглавляемый основателем Масаёси Соном.

Карусель резко остановилась, и Джино сорвался с нее.

«Дело не в том, что у него забрали ребенка. Просто ребенку нужно подрасти»

Почему это произошло сейчас? Похоже, инвесторы, и Softbank во главе, потеряли аппетит к риску и терпение ждать прибыльности. «Во времена экономических трудностей и падения рыночной стоимости инвесторы думают в терминах «покажи мне деньги», и это цена», — говорит источник в одном из фондов. На явный провал в бизнесе указать сложно, потому что компания частная, но намек на это можно найти в словах нового гендиректора, который в разговоре с сотрудниками сказал, что Рапид сильно увеличился, ему вернули его правильный размер.

«Джино — умный парень, сообразительный, полный уверенности в себе и человек действия», — заключает источник в одном из фондов, инвестировавших в Rapid. «Минус в том, что он ребенок. Он никогда не работал на другом месте работы и уж точно не руководил другими компаниями».

Сам Джино, отождествлявший себя с агрессивным подходом роста любой ценой, быстро воспринял новый подход совета директоров и даже осознал его необходимость. «Дошло до того, что Дов Моран выступил против его увольнения, а сам Идо убедил его, что это был правильный шаг», — говорит бывший топ-менеджер.

«Есть вещи, в которые он верил, и которые больше не соблюдаются в текущей реальности, какой бы болезненной она ни была. Он понимает, что для того, чтобы добиться продажи, мы должны сделать этот агрессивный разрез».

Поэтому и сейчас он видит это не как «ребенка забрали», а как взросление бизнеса и переход от стартапа к компании. Он считает, что Rapid будет продан или выпущен в обращение, и когда это произойдет, он станет одним из крупнейших бенефициаров».

Генеральный директор, сменивший Джино Рапида, Марк Френд, через неделю после своего назначения уже вытащил топор сокращений

«Джино усвоил уроки кровью. Он их не забудет»

Это не последнее слово в истории Джино, говорит его знакомый. «Это не обожжет его. Он не Адам Нойманн, который в основном провидец, который знает, как продавать. Он немного Стив Джобс: когда он говорит о технологиях, он светится, как ребенок, говорящий об игрушке». Другой знакомый слышал, как он обдумывал идею соединения API с искусственным интеллектом, и считает, что его следующее предприятие будет в этих областях: «Он каталогизировал API и сделал их более доступными. В его глазах связь с ИИ могла бы быть шаг вперед." В любом случае Джино, которому сейчас 25 лет, останется в Сан-Франциско и не вернется в Израиль.

Те, кто общался с самим Джино в последние дни, слышали от него немало неизбежных управленческих переоценок, но без сожаления. «Инвесторы просто изменили направление и хотят прибыльности, а не роста любой ценой. Для Идо это первый раз, когда он нанял, управлял, создавал продукт, продавал. То, чему он научился, он усвоил своей кровью, и это уроки, которые он не забудет."

А билет вундеркинда?

«Возможно, это его главное понимание. «Вундеркинд» — это инструмент, который может привести вас к определенной точке, но при чрезмерном использовании он истощает себя. Инвесторы могут быть полны энтузиазма, но в итоге вы попадаете на собрание совета директоров, где вы не имеете скидок за то, что вы вундеркинд.

В своей новой карьере он начнет не вундеркиндом, а обычным человеком».

Перевод с иврита и английского

2
Начать дискуссию