Сколько стоит запустить мебельное производство в Москве, Петербурге, Самаре, Казани и Минске Статьи редакции

Столичные и региональные предприниматели делятся опытом — есть ли спрос на мебель на заказ и уступает ли качество отечественных изделий зарубежному.

Производство мебели в любой рыночной нише — это высокотехнологичный процесс, который требует больших инвестиций в оборудование.

Малый бизнес может сэкономить, приобретая станки и электроинструменты на вторичном рынке. Но при построении автоматизированного производства понадобится более $1 млн инвестиций.

Что нужно для организации производства:

  • помещение под цех;
  • склад для хранения готовой продукции;
  • офис, площадь которого зависит от амбиций предпринимателя и типа мебели.

Для собственной сбытовой сети потребуется ещё и торговое помещение, что увеличит затраты примерно в три раза. Но в то же время сетевой салон, создаваемый производителем, даёт возможности для развития франчайзинга.

Ещё один канал сбыта — мебельные секции, шоурумы или павильоны в торговых центрах: на небольшой площади есть возможность разместить выставочные образцы мебели. Также можно продавать и в социальных сетях и в обычных мебельных магазинах.

Срок окупаемости запуска производства мебели, по словам предпринимателей, зависит от основного направления компании и составляет от двух до десяти лет. При правильном ведении бизнеса можно рассчитывать на 40% прибыли в год.

Коммерческий директор BXL в Самаре Евгений Гришин

Направление: уличная мебель.

Начало работы: 2014 год.

Сумма вложений: €2 млн.

Идея создавать мебель появилась благодаря логистическим боксам. Их размеры, 80 на 120 сантиметров, идеально подходили для создания модульной мебели, которую без труда можно собрать, разобрать и доставить в любую точку мира. Первые прототипы нам удалось создать в 2014 году, а через два года уличная мебель появилась в продаже в Швейцарии.

В тот момент производство находилось в Китае, и мебель создавалась из древесно-полимерного композита. Наш продукт хорошо приняли на рынке, но, к сожалению, первые образцы под прямыми солнечными лучами быстро выгорали и плавились.

На тот период два контейнера продукции уже были закуплены, пришлось быстро менять материалы и отлаживать систему производства заново.

Производство переместилось в Россию — к концу 2017 года запустили новый цех в Самаре. Мы стали показывать концепты мебели на специализированных выставках по всему миру. Много времени понадобилось на отладку всех процессов производства, подбор нужных материалов.

На запуск производства потратили около €2 млн. Это с учётом всех проб и ошибок, когда запускалось производство в Китае, а затем в России. И на этом этапе мы начинаем делать первые успешные шаги на рынке.

Производство (с учётом швейного цеха) размещено на 800–900 м². Металл и дерево для мебели мы берём отечественные, а фурнитуру и ткани везём из Европы.

Весь цикл производства — от распила, обработки, сушки досок, подготовки ткани, выкройки подушек до сборки мебели — занимает несколько дней. На мебель по индивидуальному заказу уходит неделя.

Сборка самого большого комплекта мебели занимает пять минут, при этом не нужны ни шурупы, ни гвозди, ни специальные инструменты. Достаточно надеть одну панель на другую.

Другое преимущество нашей мебели — простая логистика. В разобранном виде мебель помещается в бокс размером 120 на 80 сантиметров.

Самая эффективная реклама — социальные сети и контекст. Большую часть заказов мы получаем именно в онлайне. Выставки, торговые помещения в магазинах с каждым годом теряют свою актуальность.

Большая часть заказов приходится на зиму и весну. Летом и осенью, как правило, затишье, в этот период мы проявляем активность за счёт того, что сдаём мебель в аренду.

90% клиентов — люди, у которых есть терраса, загородный дом или большой балкон. И только 10% HoReCa: рестораны в стиле лофт, летние кафе, кейтеринговые агентства и отели. На различные мероприятия, к примеру на День города, мы также даём мебель в аренду.

Поиском клиентов занимается собственный отдел продаж и партнёры по дилерскому договору. Если человеку интересен продукт — он его с удовольствием продаёт.

Сейчас наша мебель наиболее популярна в Швейцарии, Испании, Германии и Франции. На отечественном рынке больше всего заказов получаем от тёплых и центральных регионов — это Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург.

В 2020 году планируем захватить рынок Европы через сайт, дилеров и «сарафанное радио». Также планируем выйти на американский рынок.

Качество отечественной мебели, на мой взгляд, не уступает зарубежным фабрикам. Российские производители могут производить качественный продукт, если захотят.

Но есть три основные проблемы:

  1. Первая связана с российской ментальностью: «И так сойдёт».
  2. Вторая проблема — низкая покупательская способность. Зачастую для потребителя главное, чтобы было дёшево.
  3. Третья проблема — покупателю не с чем сравнивать, и потому он из двух зол выбирает меньшее.

Многие производители мебели делают именно то, что просят покупатели, — дешёвую, а не комфортную и качественную мебель.

Генеральный директор компании «Цвет диванов» в Москве Наталия Пекшева

Направление: мягкая мебель.

Начало работы: 2004 год.

Сумма вложений: 20 млн рублей.

Генеральный директор компании «Цвет диванов» в Москве Наталия Пекшева

Компания организована 15 лет назад, первые десять лет позиционировалась как мебельный дискаунтер. Пять лет назад фирма пережила кризис, вступила в партнёрский альянс с Rivalli, Via Feratta и полностью изменила стратегию.

Мы разработали уникальный продукт — диван на металлической платформе Next. А через год открыли высокотехнологичное производство мощностью один диван в минуту.

Открытие экспериментального цеха потребовало около 20 млн рублей, но при активном развитии ежегодно возникает необходимость дополнительных инвестиций для локализации производственных процессов, связанных с обработкой сырья, импорта материалов и комплектующих, и автоматизации бизнес-процессов.

Концепция бренда «Диван в каждый дом» подразумевает доступность и универсальность нашего продукта, поэтому производство заточено на быстрое и качественное изготовление диванов массового спроса в ограниченном количестве обивок и модификаций.

Стандартный гарантийный срок для мягкой и корпусной мебели — 18 месяцев со дня покупки. Благодаря собственному производству мы увеличиваем гарантию на нашу разработку — металлическую платформу Next — до пяти лет. А рекомендованный срок службы диванов — десять лет, что подтверждено многочисленными тестами.

Традиционно высокий сезон в мебельной отрасли — это период с сентября по декабрь, первая половина года считается низким сезоном.

Территориально мы ограничены логистическим плечом доставки в течение суток от нашего распределительного центра, поэтому пока развиваем розничную сеть в радиусе 500 км от Москвы и Санкт-Петербурге.

Если производитель контролирует качество материалов и производственный процесс, то отечественная мебель по качеству не уступает импортной продукции. В чём-то даже превосходит с точки зрения потребительских качеств.

В России 70% семей используют диваны для ежедневного сна, поэтому более распространены модели с различными механизмами трансформации и на более износоустойчивых металлокаркасах.

Совет для покупателей: качественная мебель создаётся из качественных материалов, поэтому значительно заниженная цена — признак того, что производитель экономит на качестве текстиля, наполнителях и других комплектующих.

Хороший способ оценить качество дивана на глаз — посмотреть на обработку швов на стыках и рядом с фурнитурой. Торчащие нитки, неровные строчки, криво обрезанный рисунок, остатки разметки мелом — всё это сигналы того, что на производстве слабый контроль качества, а значит, в любой части конструкции могут возникнуть проблемы.

Чем аккуратнее выполнены элементы декора, тем выше вероятность того, что и внутри диван выполнен качественно. А при покупке дивана с механизмом трансформации нужно несколько раз протестировать механизм — он должен легко и удобно раскладываться.

Дополнительная гарантия мебели — известный бренд, который занимает лучшие места в торговых центрах, даёт рекламу, имеет собственную службу сервиса, так как выпускать некачественную продукцию в больших объёмах абсолютно нерентабельно.

Генеральный директор «Первой мебельной фабрики» в Санкт-Петербурге Александр Шестаков

Направление: кухонные гарнитуры и корпусная мебель.

Начало работы: 1945 год.

Сумма вложений на модернизацию: 378 млн рублей в 2004 году, 3,2 млрд рублей в 2017 году.

Генеральный директор «Первой мебельной фабрики» в Санкт-Петербурге Александр Шестаков

Предприятие основали сразу после окончания Великой Отечественной войны, чтобы обеспечить лежавшую тогда в руинах страну предметами, необходимыми для нормальной жизни.

В 1945–1955 годах фабрика выпускала всё — от табуретов до сервантов. Тогда же стали производить лёгкие и удобные деревянные кровати, которые пользовались огромным спросом на послевоенном рынке.

В 1956 году предприятие реорганизовали, практически полностью изменив профиль деятельности. Фабрика получила имя «Древтехдеталь» и переориентировалась на производство фанерных щитов.

Из прежней огромной номенклатуры продукции осталось лишь несколько позиций: тумбочки для госпиталей и столики для детских садов и яслей. В таком виде предприятие вошло в перестройку.

В начале 1990-х годов я возглавил медленно погибающую компанию и сразу же предпринял активные меры по возрождению легендарного производства. Компания «Древтехдеталь» ещё раз поменяла название на новое, став «Первой мебельной фабрикой».

Мы поставили перед собой амбициозную цель — стать лидером сначала на российском, а потом и на мировом мебельном рынке. Тогда же выбрали и направление развития — кухонная мебель.

Этот сегмент был пуст, а потенциальный спрос оценивался как «огромный» — в СССР попросту не было понятия «кухонный гарнитур». Мы своими силами разработали первые модели кухонь, нашли поставщиков комплектующих и фурнитуры, наладили логистику и к концу 1990-х годов стали лидером рынка.

1990-е годы, пожалуй, были самым трудным временем, особенно начало. Развалилась производственная кооперация, и сразу встал вопрос, где и как искать поставщиков.

Не меньшим шоком было то, что на наши тумбочки и столики нет спроса — никому не интересна морально устаревшая неинтересная продукция со скучным дизайном. Как выбрать правильную рыночную нишу, как создать привлекательный для потребителя продукт, как его вывести на рынок?

Ведь мы, тогдашние советские менеджеры, понятия не имели ни о маркетинге, ни о рекламе, ни о промышленном дизайне, ни о логистике и продажах. Всё приходилось осваивать на ходу, делать на свой страх и риск. Иногда просто глаза зажмуривали, вдыхали — и делали. Получилось — хорошо, не получилось — тоже хорошо, тоже опыт. Ошибок и неудач была масса, были мелкие просчёты, были и крупные.

Для запуска современного высокотехнологичного и автоматизированного производства потребовались сотни миллионов рублей. В 2004 году мы перенесли производственные мощности из центра Санкт-Петербурга с Петроградской стороны в Приморский район, построив там завод.

Это обошлось в $14 млн по ценам 2004 года. Инвестиции направились на строительство производственных цехов, оборудование складских помещений, покупку новых линий, а также на создание инженерной инфраструктуры.

Производство сегодня

В 2017 году завершили проект модернизации производственных площадей, увеличив общую площадь предприятия в два раза — до 52 тысяч м².

Технологическое оборудование полностью заменили на автоматизированные линии тяжёлого класса производства Homag Group и IMA Group. Их проектная мощность составляет 500 тысяч мебельных секций в год, что эквивалентно 50 тысячам комплектов кухонной мебели в год. Это позволило увеличить производственные возможности в пять раз.

Проект модернизации обошёлся в €50 млн. Основные средства пошли на приобретение современных производственных линий, а также подготовку цехов под их установку.

Окупаемость модернизации составит десять лет — при условии, что ежегодно будет продаваться не меньше 25 тысяч кухонных гарнитуров.

Сейчас мы активно развиваем корпоративные и розничные продажи, участвуем в тендерах, которые проводят государственные и коммерческие заказчики. Также у нас есть региональная сеть собственных и партнёрских магазинов.

Значительное влияние на деятельность фабрики в 2018 году оказал установленный с 1 декабря 2017 года мораторий на госзакупки мебели иностранного производства для нужд государственных учреждений (закупки в рамках 44-ФЗ).

Благодаря этому запрету мы нарастили портфель корпоративных заказов, доведя его долю в общем объёме продаж к концу года до 50%.

Ещё одно перспективное направление для развития сбыта — сотрудничество со строительными компаниями в части меблировки новых квартир.

Этот тренд из года в год становится всё более актуальным — новосёлам зачастую выгоднее купить квартиру, полностью готовую к проживанию, чем тратить деньги и время на самостоятельный ремонт и закупку мебели.

Когда чаще покупают мебель

В целом, по нашим наблюдениям, ярко выраженной сезонности в продажах мебели нет. Летом небольшой всплеск продаж, связанный с окончанием ремонта в квартирах, который горожане часто предпочитают делать весной или летом. Также всплеск продаж приходится на конец года, в период распродаж.

Любая мебель — продукт длительного пользования, её покупают минимум на несколько лет. Поэтому процесс выбора и принятия решения о покупке длителен. Будущие покупатели порой месяцами изучают предложения на рынке, обдумывают, ищут оптимальные для себя варианты, знакомятся с производителями.

И даже когда решение принято и сама мебель подобрана, до реальной покупки может пройти ещё некоторое время. Это связано с тем, что мебель — довольно дорогой товар, на него нужно выделять значительные средства из семейного бюджета.

Как выбрать производителя и мебель

Утверждение, что качество мебели отечественного производства уступает зарубежным фабрикам — это большое заблуждение, если мы говорим о современных производствах, поскольку ведущие производители изготавливают продукцию на иностранных линиях.

Человеческий фактор в таком производстве сведен к минимуму, а автоматика сама покажет отклонение от нормы и остановит конвейер.

При выборе мебели я могу посоветовать покупателям изучить производителя приглянувшейся тумбочки или кровати.

Сегодня любой более-менее приличный завод имеет свой собственный сайт, на котором можно ознакомиться с актуальной информацией о компании. Если сайта нет, лучше у такой «конторы» ничего не покупать.

Также стоит почитать отзывы о производителе и, конечно, о продавце. Если все высказывания в бравурно-хвалебном ключе, это настораживает, равно как и описание разными покупателями одних и тех же проблем и ошибок в работе производителя или продавца.

Итак, когда вы удостоверились в надёжности производителя, пора посмотреть на качество его работы. Для этого лучше съездить в салон или шоурум, где можно пощупать и осмотреть образцы производства. Стоит обратить внимание на говорящие детали: оклеены ли в корпусной мебели края щитов кромочной лентой, а у мягкой мебели — обработаны ли сложным швом.

Ещё один показатель качества изготовления сборки — замаскированные крепежные детали, аккуратная задняя стенка, ровные обработанные торцы и поверхности. Надёжность фурнитуры проверяется очень просто: выдвиньте до упора ящики, если они оснащены стопорами, то они не свалятся вам на ноги.

Можно попросить продавца встать на ящик ногами — хорошо собранное и качественно выполненное изделие не развалится и не сломается. Обязательно попросите сертификат на продукцию и убедитесь в его наличии.

И, конечно, не стоит сломя голову бросаться на акции и распродажи от неизвестных производителей. Цена, значительно отличающаяся от среднерыночной, должна насторожить, а не привлечь.

Производство тогда и сейчас

Если сравнивать сегодняшний подход к производству с тем, что был ещё несколько лет назад, то во главу угла встал рациональный подход к управлению издержками и повышению эффективности операционной деятельности.

Сегодня мы тщательно считаем, пытаемся сэкономить, где можно, чётко следуем планам и графикам и готовы отказаться от чего-то, если понимаем, что это уже не приносит нам, скажем, 5% прибыли, а только 4,99%.

Новые экономические реалии диктуют свои условия, и одно из них — снижающиеся доходы покупателей. Это означает, что появился жёсткий верхний ценовой предел, выше которого мы, производители и продавцы, подняться не можем. И у нас есть нижний предел, ниже которого уже не уйдём мы.

Любое коммерческое предприятие создаётся с целью извлечения прибыли из его деятельности — это аксиома бизнеса. Но ещё более очевидным показателем успеха того или иного предприятия — рентабельность. Если вспомнить экономическую теорию, то рентабельность характеризует конкурентоспособность бизнеса, давая представление о его эффективности.

Итак, насколько может быть рентабельным мебельный бизнес? Применительно к российской специфике — 10–15%, в идеале — 20%. Производство мебели — это высокотехнологичная отрасль, требующая больших инвестиций в оборудование, причём на нём экономить не стоит.

Чем более производительное и надёжное оборудование вы поставите, тем выше у вас будут объёмы и качество выпускаемой продукции, а следовательно, и рентабельность.

Расходы на производство мебели

  1. На покупку сырья и материалов уходит до 50% всех затрат.
  2. До 20% — это фонд оплаты труда, отчисления в бюджетную систему и внебюджетные фонды.
  3. До 10% — на разработку и внедрение в производство новых мебельных коллекций, рекламу и PR.
  4. 10% — расходы на транспорт и логистику.
  5. 5% — плата за коммунальные услуги и ресурсы, в том числе за электроэнергию.
  6. 5% — накладные расходы.

Сэкономить при желании можно на всём: договориться о выгодных условиях поставок, внедрять энергосберегающие технологии, оптимизировать численность персонала, логистику и, конечно, максимально эффективно использовать имеющееся технологическое оборудование.

Директор и дизайнер фабрики Black Owl в Минске Андрей Решетин

Начало работы: 2017 год.

Направление: мебель из стали и массива дерева.

Сумма вложений: $54 тысячи.

Директор и дизайнер фабрики Black Owl в Минске Андрей Решетин

На открытие фабрики меня сподвигло желание преобразить собственный дом. Утомительные поиски оригинальной качественной мебели не увенчались успехом, и мне ничего не оставалось, как передать собственные эскизы гаражным мастерским: мне нужно было сварить металлическую дверь.

Я продумал каждый элемент двери и был уверен в дизайне, но в качестве работы гаражных умельцев разочаровался.

И поскольку желание иметь в доме оригинальную мебель фабричного качества меня не оставляло, я открыл Black Owl, где мы вручную делаем мебель из стали и массива дерева.

В первые полгода разработали основную коллекцию, а активное продвижение начали спустя год после запуска. Заранее проработав дизайн, смогли сократить срок поставки до одной-трёх недель, а многие предметы уже готовы к продаже.

Запуск в середине 2017 года обошёлся в $54 тысячи:

  • оборудование — $40 тысяч;
  • хозяйственные расходы — $1700;
  • сырьё для образцов — $1500;
  • зарплата мастерам на период проработки образцов — $4000;
  • сайт — $300;
  • аренда помещения — $3000;
  • ремонт цеха — $3500.

Это очень скромная сумма, потому что большую часть работ выполняли самостоятельно. Управлением производства и дизайном с самого начала занимаюсь я сам, а моя жена Вера отвечает за продвижение компании. Небольшая операционная прибыль у нас появилась уже на второй год, но вложенные в производство расходы пока не вернулись, что нормально для молодого производства.

Сначала мы выставили коллекцию в крупных интернет-магазинах дизайнерской мебели, и цена, например, за стул выросла со $150 до $300. Для магазинов это нормальная практика — 70−100% накрутки. Но это не наша история: мы хотим, чтобы наша мебель была доступной, и поэтому отказались от посредников.

Отдела продаж у нас нет. Мы несколько недель экспериментировали с рекламой в социальных сетях и Google Ads, прежде чем научились получать заказы из интернета. В США доля онлайн-продаж мебели уже превышает 14%, а в Беларуси покупатели обязательно должны увидеть мебель премиум-сегмента вживую.

Поэтому в январе мы открыли в Минске шоу-рум. Несмотря на то что находимся мы в центре города, случайных посетителей у нас нет: все клиенты узнают о нас в интернете.

Если честно, в Европе у нас пока были только единичные заказы. Планируем активно развивать экспортные продажи, причём не только на Западе, но и, например, в ОАЭ.

Специально для этого рынка я сделал стол с ножками-сталактитами, вдохновившись небоскребом Бурдж-Халифа в Дубае.

По ГОСТу гарантийный период на мебель — два года. Мы ставим три года, но поскольку каркас нашей мебели из стали, она будет стоять вечно, если, конечно, не выносить на улицу и не устраивать потоп.

Уже заметили заметный спад продаж в середине зимы и лета. Самый горячий период — это конец года, все хотят отмечать Новый год в новом интерьере.

Когда мы только начинали, я не обращал особого внимания на то, что подделки в мебельном бизнесе пользуются большой популярностью. Многие покупатели не готовы тратить огромные суммы на мебель, но в то же время хотят оригинальную и стильную обстановку. Некоторые умельцы готовы предложить точные копии предметов дизайнерской мебели, и покупатели её охотно приобретают.

Поэтому, начиная собственное производство нетрадиционной и качественной мебели, запаситесь большим терпением. С выпуском массового продукта вопросов и проблем возникает меньше: если товар не пользуется спросом, значит стоит перейти на другое направление.

А мы формируем новый для нашего рынка тренд, и поэтому важно не опускать руки и продолжать верить в успех своего проекта, несмотря на временные сложности. Сейчас, конечно, всё гораздо проще: оборудование выбрано, куплено и освоено, все модели проработаны. Наконец-то выходим на более-менее стабильную работу.

Как бы ни было сложно, мы решили, что научимся делать свою мебель разборной. Купили специальное оборудование и долго экспериментировали. Сейчас во всех наших моделях можно легко отвинтить любую деталь, сложить в ящик, упаковать и перевезти в другое место.

Многие производители так не делают, потому что это сложно и дорого, ведь сварка — не столярное производство. Металл при нагревании изменяется, а каждый элемент нужно выточить до миллиметра, чтобы все узлы встали на место.

Сравнивать качество мебели отечественного и зарубежного производства сложно. Я знаю несколько отличных локальных производителей, не уступающих по качеству международным брендам. К сожалению, в нашем регионе в производство вкладывают больше, чем в дизайн и маркетинг, поэтому громких имён пока нет.

Когда я стал заниматься мебелью, то понял, насколько некачественные вещи покупал раньше. Если вы покупаете мебель надолго, а обычно так и бывает, старайтесь не поддаваться искушению выбрать что-то на пике моды. Пройдёт пара лет, и вещь будет казаться устаревшей.

Второй совет: покупайте оригинальные бренды. Да, на покупке реплики можно сэкономить, но будет ли она вас радовать спустя годы? К тому же стоимость аутентичной мебели достойных брендов с годами будет только расти. По этим причинам я за последний год заменил в доме половину мебели.

Наш бизнес хоть и связан с дизайном, но имеет стандартные метрики, главные из которых — оборот и прибыль. За последние полгода мы получили несколько дизайнерских премий, включая две награды влиятельного международного конкурса в сфере предметного дизайна A'Design Award.

Каждая победа на конкурсе — большая радость для всей команды. Главная же наша цель — развитие компании на глобальном рынке. Летом планируем открыть филиал в Европе и наращивать экспортные продажи.

Основатель столярной мастерской TechnoHub в Казани Александр Видинеев

Начало работы: 2018 год.

Сумма вложений: 1 080 000 рублей.

Направление: мебель из массива дерева.

Основатель столярной мастерской TechnoHub в Казани Александр Видинеев

Мне нравится создавать вещи своими руками, работа с деревом с детства была моим хобби. После окончания университета я захотел больше времени уделять любимому занятию: арендовал гараж недалеко от дома, переоборудовал его в мастерскую и купил кое-какие инструменты.

Позже стал брать сложные и интересные заказы на изготовление разных вещей. Но с имеющимися на тот момент примитивными инструментами реализовать задуманное не получалось.

Я решил найти мастерскую в Казани, где можно было бы арендовать рабочее место и пользоваться станками по обработке дерева. Может плохо искал, но подходящего места в городе не нашёл.

Возникла мысль: если нет подходящего места с нужным оборудованием, то рано или поздно придётся его приобрести, если я окончательно решу работать на себя. А если я его приобрету, то почему бы не совместить одно с другим?

Идея о создании собственной мастерской поселилась в голове, и через два года я взялся за её реализацию.

В первые полгода мастерская работала в формате столярного коворкинга. Мы запустили проект открытой мастерской, в которой любой желающий мог поработать над собственным проектом или изделием.

В поисках модели я отталкивался от мейкерспейсов, пользующихся большой популярностью за рубежом: TechShop, Artisan's Asylum, Green Garage, — это большие творческие пространства, наполнение которых закрывает практически все потребности самодельщиков.

Для моей деятельности больше всего подходил формат столярного коворкинга: набор деревообрабатывающих станков и ручной электроинструмент. Решил создать открытую мастерскую с упором именно на столярное дело и деревообработку, в дальнейшем расширяться и добавлять новое оборудование по мере необходимости.

К нам приходили студенты, которые хотели бы развиваться в направлении столярного дела, и мастера, которые уже работали ранее на столярном производстве или что-то делали самостоятельно, — но дальше ознакомительного визита дело не заходило. После нескольких месяцев работы от формата столярного коворкинга пришлось отказаться и сосредоточится на изготовлении мебели.

Расходы на обустройство мебельной мастерской:

  • ремонт и подготовка помещения — 350 тысяч рублей;
  • верстаки, мебель и система хранения — 50 тысяч рублей;
  • деревообрабатывающие станки — 450 тысяч рублей;
  • ручной электроинструмент — 120 тысяч рублей;
  • аксессуары и приспособления к электроинструменту — 40 тысяч рублей;
  • ручной неэлектрический инструмент — 10 тысяч рублей;
  • расходы на рекламную кампанию перед открытием — 30 тысяч рублей;
  • аренда, ежемесячный платеж — 30 тысяч рублей.

Итого на открытие: 1 080 000 рублей.

С учётом текущих финансовых показателей срок окупаемости составит около двух лет. Но это справедливо именно для того станочного парка. Я решил приобрести все инструменты новыми — с расчётом на то, что если что-то сломается, смогу поменять по гарантии.

После года работы стало понятно, что деревообрабатывающие станки можно было поискать на вторичном рынке, с небольшим сроком эксплуатации, так как они практически не ломаются, по крайней мере в течение заявленного гарантийного срока.

Ручной электроинструмент ломается чаще. Но здесь тоже можно сэкономить, отыскав предложения по продаже новых инструментов, которые ни разу не использовались. Обычно такие инструменты продаются в состоянии новых — с гарантийным талоном и чеками.

В нашем случае первоначальные вложения, по сравнению с другими мастерскими, оказываются очень малы, так как на момент запуска у меня не было исчерпывающего представления об оптимальных характеристиках тех или иных инструментов или станков.

Если вы собираетесь открыть столярную мастерскую с оборудованием, которое не будет доставлять проблем при эксплуатации и не будет ограничивать ваш ассортимент продукции и производительность труда, необходимо сразу покупать станки и электроинструменты профессионального или хотя бы полупрофессионального уровня. Вложения, соответственно, увеличатся в несколько раз.

Мы занимаемся изготовлением эксклюзивной мебели по индивидуальным заказам. Однако сейчас работаем над серийными изделиями собственной разработки. Как показала практика, удобно, когда в мастерской есть некие базовые модели мебели, которые соответствовали бы тому или иному стилю.

Если к нам приходит клиент, который ещё сам не понимает, что ему нужно, мы показываем наши возможности на примере готовых изделий.

С учётом того, что наша мастерская небольшая, функции по поиску клиентов и продажам выполняет один человек — руководитель мастерской. Мы сотрудничаем со специалистами в смежных областях в поисках новых клиентов и выполнения сложных заказов из разных материалов. Также планируем развивать офлайн-продажи — партнёрства с мебельными магазинами, когда будет готова собственная линейка мебели.

Пока мы работаем только в Татарстане. Если рассматривать перспективу расширения, то наиболее выгодными регионами по поиску новых клиентов являются Москва и Московская область. Пройдя этот этап, можно ориентироваться на города-миллионики в развитых регионах.

За всё время работы у нас было три необычных и запоминающихся заказа:

  1. Декоративное настенное панно с геометрическим узором — заказ в офис местной компании. Особенность изделия — в размерах: два на пять метров, с глубиной рельефа около пяти-шести сантиметров. Для изготовления, транспортировки и монтажа нам пришлось разделить большое панно на десять составных частей. Все элементы рисунка необходимо было тщательно подогнать друг к другу, чтобы скрыть стыки и зазоры. Это просто сделать с маленькими деревяшками, но с деталями размером полтора на полтора метра дело существенно усложнилось.
  2. Беседка в виде усечённого геодезического купола — наше самое большое изделие. Мы отвечали за проектирование каркаса и инженерные расчёты. В интернете в свободном доступе есть калькуляторы геокуполов, но усечённый геокупол — это частный случай, расчётов которого в свободном доступе нет. Изготовление деталей для беседки напомнило работу над созданием детского конструктора больших размеров. Сборка готовой конструкции заняла пару дней, в итоге мы получили полезный опыт по изготовлению больших изделий в небольшой мастерской.
  3. Неоновый стенд — локация для фотостудии, ещё одно уникальное изделие. Конструкция представляла собой три отдельностоящих стенда с угловатой поверхностью, на которой закреплены зеркала и неоновые лампы. Проектирование и изготовление корпусов не составило большого труда, но пришлось повозиться с оптимальным расположением зеркал и неоновых ламп двух цветов, которые должны были чередоваться в определенном порядке. В конечном счёте изделие получилось очень эффектным, а фотографии на его фоне напоминают кадры из фильма фантастики.
Декоративное настенное панно
Беседка в виде усечённого геодезического купола
Неоновый стенд

Самая большая «боль» заключается в поиске заказов. Маркетинг — важная составляющая любого бизнеса, хотя на момент старта этому уделили мало внимания. Многие бизнес-планы, которые распространены в интернете, даже не содержат графу «расходы на рекламу», а если такая строка есть, то там указаны смешные цифры.

Всем начинающим предпринимателям советуем уделить внимание рекламе, особенно в самом начале. Без рекламы про вас никто не узнает, не нужно надеяться на бесплатные способы маркетинга: социальные сети и прочие вещи, это работает только как портфолио или визитная карточка.

Изучив мебель отечественного производства, могу с уверенностью сказать, что наша мебель в большинстве случаев не уступает зарубежной. У нас много талантливых мастеров, которые делают из дерева удивительные вещи.

Если в качестве примера мы имеем некоторое изделие зарубежного производства, то можно без труда найти мастерскую, которая сделает подобную вещь аналогичного качества, так как мастера используют те же самые зарубежные инструменты, а технология обработки древесины — не секрет.

Вопрос заключается лишь в выборе мастерской, которая обладает необходимыми ресурсами для изготовления изделий требуемой сложности.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev
Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

BXL дрова. На ней сидеть вообще неудобно.
А писать на VC про Первую мебельную, где главный является другом, товарищем и соратником Самого главного - несерьёзно.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Вишняков

Согласен, это как практически как к основателю Икеи обратиться

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Отличный пример бизнеса на инновациях! Если ваш дизайн мебели востребован - даже вложения в 1млн позволят как то изготовить изделие - и продать его. А это уже бизнес.

Первично - заинтересовать клиента своими моделями мебели.

Я вот тут еще смотрел мебель из деревяшек, залитых местами эпоксидкой. Очень красивые образцы иногда выходят! Тоже вложения почти никакие.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Ага, никакие. Всего-то купить слэб ценой как чугунный мост, фуговальнно-рейсмусовый станок, ШЛПС ещё разных железяк, найти под это дело помещение, взять на работу пару тройку работяг с руками и головой. Плёвое ж дело.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Помещение в аренду. Персонал для начала не нужен. Вместо станков - ручной инструмент. Для начала - норм. Вложения минимальны.

Большие вложения - это федеральную сеть 5g построить. Или новый НПЗ. А тут - минимальные, да

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

BXL на вид как паллетная мебель, как будто сейчас вот вот кальянщик выйдет

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Я так понял это что-то типа паллетного борта и есть

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

цена неадекватная для мебели такого типа.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

И в этио они вложили 1M$. Хорошо живут.

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

а мне тут говорили что 1 млн для открытия бизнеса или инвестирования в бизнес - это сопли. вон оно чё, можно мастерскую открыть. и закрыть.
потому что надо сперва найти клиентов на всё это дело. постоянных. а их сейчас вообще нет почти нигде.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда