Выходить или не выходить: стоит ли открывать бизнес не в столице

Не секрет, что, планируя открытие собственного бизнеса, многие интуитивно полагают, что процветать он будет только в крупном городе, а еще лучше — в Москве или Санкт-Петербурге. В этом есть здравый смысл — многие просто не понимают, как выстраивать логистику до удаленных населенных пунктов, где искать клиентов и в принципе как поставлять туда качественные товары. Но тем не менее построить свой успешный бизнес на региональном рынке вполне возможно.

Рассказываем, что определяет эффективность бизнеса и почему дальний регион — это не барьер для развития. Особенно если речь про франшизу крупного сетевого ритейлера.

Повсеместный интерес

Если взглянуть на статистику, по обороту малого бизнеса лидирует Москва — на ее долю приходится 18,6% от совокупной выручки. За ней идут Санкт-Петербург, Краснодарский край и Московская область.

Однако в ТОП-5 субъектов в 2022 г. по абсолютному приросту числа компаний помимо Москвы и Московской области вошли Смоленская, Омская, Свердловская области. В первую очередь это связано с ростом активности в сферах торговли, строительства, транспортировки и хранения.

ТОП-5 субъектов по абсолютному приросту числа организаций: 2022. По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (тыс.ед.)
ТОП-5 субъектов по абсолютному приросту числа организаций: 2022. По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (тыс.ед.)

И если в Москве драйвером развития бизнеса становится строительство (в первую очередь за счет масштабных инфраструктурных государственных проектов), то в других регионах предпринимателей все больше привлекает торговля. Она же вносит значительный вклад в развитие региональных экономик.

<p>Удельный вес созданных в России организаций по отраслям: 2021-2022 (%) по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ</p>

Удельный вес созданных в России организаций по отраслям: 2021-2022 (%) по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

По данным аналитиков, несмотря на экономическую турбулентность в 2022 году розничная торговля осталась на первом месте по количеству созданных организаций в отрасли. Это объясняется в первую очередь значительной стабильностью самой отрасли, что делает инвестиции безопаснее. Даже в кризисные периоды ритейл продолжает развиваться, закрывая потребность населения в качественных и доступных продуктах и повседневных товарах.

Между прочим, розничная торговля является первой отраслью по совокупной выручке малого бизнеса — около 51%. А в отраслевой структуре ВВП оптовая и розничная торговля занимает около 13%.

Место красит

Открывать бизнес в сфере торговли в регионе может быть не просто безопасно, но и очень выгодно. Предлагаем разобраться, почему.

  • В небольших городах все как ближайшие соседи — открывая там бизнес, предприниматель (особенно если это его родной город) точнее понимает потребности, боли, знает, что предложить и что будет пользоваться спросом. В таких локациях в магазинах покупателей знают поименно, хорошо помнят их привычки и любимые товары. Как правило, магазины у дома там быстро обретают постоянных клиентов.
  • Меньше конкуренция. Крупные города — центры притяжения бизнеса разного рода, и удивить там потребителей бывает непросто. За его внимание и доверие в прямом смысле слова приходится сражаться. В других регионах, городах, деревнях и т.д. конкуренция как правило меньше. То есть при открытии бизнеса в сфере торговли в них, вы гарантировано получите трафик. Конечно, если будете грамотно работать с ассортиментом и ценовой политикой.
  • Ниже стоимость аренды и коммунальных платежей. Стремясь открыть бизнес в столице, нельзя игнорировать объективно более высокие издержки на аренду подходящего помещения, уплату коммунальных платежей. Сократить эти издержки можно ориентируясь на другие локации и более отдаленные регионы. Ведь не стоит забывать, что доступность аренды является одним из главных факторов рентабельности для любых офлайн-предприятий: от фудритейла до сервиса.
  • Сокращение затрат на ФОТ. Еще одно преимущество открытия бизнеса в регионе – это сокращение затрат на фонд оплаты труда. В малых городах средний уровень зарплат, как правило, ниже, чем в столице. Это особенно актуально для тех бизнесов, где управленческие структуры просты и понятны, где персонал находится на однородных позициях, и где не требуется особая подготовка.

В любом месте надежнее с профессиональным наставником

Вне зависимости от того, в столичном или ином регионе вы решили открывать бизнес в сфере торговли, без опыта вам будет сложно избежать ошибок. Неправильно предполагать, что ритейл — это про «купил-продал», и вести свое дело можно просто интуитивно. Продовольственный ритейл, например, имеет множество специфических нюансов, незнание которых может привести к краху предприятия.

Если вы не чувствуете стопроцентной уверенности или не имеете предпринимательского опыта, стартовым этапом может стать открытие магазина по франшизе с гарантированной поддержкой от проверенных наставников. Для головного офиса это тоже перспективно — компании получают возможность продолжать региональную экспансию даже там, где доля в региональном РТО уже подходит к 25%. Для франчайзи — «крепкое плечо рядом» и возможность в любой момент обратиться за консультацией, получить дополнительные знания, да и в принципе пройти вместе с партнером любые трудности.

Кстати, открытие своего дела — вопрос достаточно затратный. Даже если вы приобретаете франшизу, вопрос идет о нескольких миллионах одномоментных инвестиций. Но значимым преимуществом обратной франшизы «Пятёрочки», например, является возможность не вкладывать собственные средства в закупку товаров. Головной бренд берет этот вопрос на себя: находит поставщиков, определяет ассортиментные группы, закупает товар и обеспечивает их поставку в франчайзинговый магазин.

В общем, создать успешный бизнес в небольшом городе возможно. Главное — реализация идеи и качественное продвижение. А в этом всегда поможет франчайзер. Стоит добавить, что в регионах бизнес развивается не менее активно, чем в Москве. Особенно в таких отраслях, как торговля. Кроме того, в небольших городах растет постоянный спрос на качественные услуги и дополнительные сервисы (кофе-корнеры, свежая выпечка прямо в магазине, большой ассортимент готовой еды и т.д.). И намного легче делать первые шаги с проверенными партнерами, которые передают стандарты обслуживания и делятся опытом в непростом деле — построении успешного бизнеса.

44
Начать дискуссию