Индустрия глэмпингов: вызовы, перспективы и тренды

Индустрия природного туризма и глэмпингов стремительно растет, а желающих открыть новый объект для комфортного размещения на природе становится все больше.

Мы поговорили с основателем сервиса бронирования Naturalist.travel Вали Ковалевским и президентом Ассоциации глэмпингов Жанной Кирой о трендах в индустрии, рентабельности бизнеса в целом и о том, почему среди глэмпельеров преобладает не конкуренция, а сотрудничество.

Еще больше полезных статей про индустрию глэмпингов ищите в наших блогах на VC.ru и Дзене.

Фото: Ассоциация глэмпингов 
Фото: Ассоциация глэмпингов 

Сейчас благоприятное время для того, чтобы открывать глэмпинг?

Жанна Кира: «Да, сейчас самое подходящее время для того, чтобы открывать глэмпинг, ведь рынок уже более-менее сформировался. Нам стало понятно, как работает бизнес и финансовая модель в целом. Ошибки, которые совершали глэмпельеры за период первых лет развития бизнеса, мы уже собрали в кейсы, описали и выдали рынку».

Жанна Кира, президент Ассоциации глэмпингов 
Жанна Кира, президент Ассоциации глэмпингов 

Вали Ковалевский: «К тому же стоит отметить, что сейчас происходит стремительный рост туристической отрасли и природного сегмента в целом, а государство стимулирует это развитие. Сама финансовая модель глэмпингов привлекательнее, чем отельная: вложений меньше, срок окупаемости меньше, маржинальность выше».

Насколько индустрия сейчас зависит от внешних вызовов?

Жанна Кира: «Однозначно коронавирус и последовавшие ограничения ускорили появление такого большого количества туристических проектов и обеспечили интенсивный рост индустрии. Однако есть и другой пример — это Великобритания, где глэмпинг-бизнес активно развивался последние двадцать лет и без внешних стимулов. Это некий индикатор, который показывает, что внутренний туризм может развиваться органично и без влияние внешних факторов».

Вали Ковалевский: «Сегодня индустрия, конечно, напрямую зависит от внешних вызовов. Актуальный пример — ожидаемое введение безвизового режима между Россией и Китаем. Скоро мы увидим, как это отразится на нашем внутреннем туризме за счет притока китайцев, у которых, кстати, тоже глэмпинги пользуются большой популярностью».

Вали Ковалеский, основатель Naturalist.travel
Вали Ковалеский, основатель Naturalist.travel

Наблюдается, скорее, тенденция к росту индустрии «вширь», по всей России, или же есть точки концентрации вокруг крупных городов?

Жанна Кира: «Мы наблюдаем активный рост индустрии в в таких локациях, где есть трафик — это крупные города, как Москва, Санкт-Петербург и Казань. Также по чуть-чуть начинает расти число глэмпингов в уникальных и необычных природных локациях в регионах. Сейчас есть некоторые проблемы с Краснодарским краем: предприниматели боятся вкладываться, и многие проекты там поставили на паузу. Как только будет восстановлено авиасообщение, а количество глэмпингов в крупных городах будет достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности туристов, очередь дойдет до Краснодарского края и других регионов России».

Глэмпинг Жизнь-Угра, Naturalist.travel 
Глэмпинг Жизнь-Угра, Naturalist.travel 

Вали Ковалевский: «С развитием отрасли турист сможет планировать отдых на природе не только на выходные, но и на более длительный период. Глэмпинги же, развивающиеся как сервисная точка, станут особенно привлекательными для таких долгих путешествий».

Основатели глэмпингов стремятся к «удорожанию» объектов и совершенствованию инфраструктуры?

Жанна Кира: «Глэмпинг – это бизнес для души, который требует к себе определенного внимания. Если ты не будешь это внимание оказывать – у тебя упадет качество сервиса и посыпятся плохие отзывы. Среди глэмпельеров много таких, кто начинал всего с нескольких модулей, а сейчас уже строит SPA, ресторан и в целом улучшает инфраструктуру своего глэмпинга. Камень преткновения в процессе расширения – земля. Было бы еще больше земли – сделали бы еще больше инфраструктуры. Но в целом, кого остановила земля — те идут открывать другие проекты, в том числе сетевые».

Вали Ковалевский : «Большинство основателей глэмпингов – глубоко вовлеченные в это дело люди. И это отражается на самих объектах: мы видим огромное количество уникальных, красивых глэмпингов на нашем ресурсе Naturalist.travel. Развитие сервисов – это следующий шаг Для увеличения чека глэмпельерам нужно развивать инфраструктуру и сервисы».

Как быстро окупаются глэмпинги?

Жанна Кира: «Все очень сильно зависит от географии и сезонного фактора, а еще от формата глэмпинга. Если глэмпинг становится расширением уже существующего номерного фонда, то окупится быстрее. Если надо строить всю инфраструктуру под ключ с нуля – потребуется подождать в среднем от трех до пяти лет. Но стоит учитывать, что глэмпинги бывают совершенно разные — с разным количеством инвестиций, с разными периодами окупаемости.

Глэмпинг Жизнь-Угра, Naturalist.travel
Глэмпинг Жизнь-Угра, Naturalist.travel

Пока что мы поняли, что в России более показательны все-таки круглогодичные проекты. Но есть и исключение — Московская область, где за летний сезон на одних палатках можно делать пятьдесят миллионов оборотов. В целом, по динамике рынка можно сказать, что туристов хватает, а сам рынок еще недостаточно насыщен предложениями».

Где искать инвесторов?

Жанна Кира: «Сейчас есть достаточно много платформ по поиску инвесторов. Это, к примеру, инвест форумы и личные обращения. Также можно попробовать найти инвестора через Ассоциацию глэмпингов: мы планируем делать раздел с проектами под инвестирование и предлагать их разным фондам».

Вали Ковалевский: «Как и для любого бизнеса, есть государственные, банковские и частные фонды, к которым можно обратиться с предложением. К тому же существуют программы от профильных институций: например, Россельхозбанк поддерживает направления, связанные с агротуризмом».

Что лучше для развития индустрии: конкуренция или объединение и обмен опытом?

Жанна Кира: «Конкуренция дает возможность все время быть в тонусе, в напряжении. Например, Байкал стоит очень дорого для туристов, но из-за отсутствия конкуренции всем и так всего достаточно, при этом инфраструктура остается откровенно плохой. В Ассоциации мы поддерживаем тенденцию обмена опытом и доносим мысль, что лучше делиться опытом и совместно работать над качеством продукта, чем агрессивно конкурировать».

Глэмпинг Чехов Api, Naturalist.travel
Глэмпинг Чехов Api, Naturalist.travel

Вали Ковалевский: «На форумах часто слышу от основателей глэмпингов, что они не конкурируют друг с другом, особенно в удаленных уголках нашей страны. Там они наоборот кооперируются, обмениваются клиентами, помогают друг другу разместиться на сервисах. Объединение стимулирует отрасль и помогает новичкам и рынку в целом. Предмет же для конкуренции находится совсем в другом поле — это важно понимать».

Как обстоят дела с агрегаторами и сервисами по бронированию?

Жанна Кира: «Рынок на данном этапе устроен так, что предпринимателю не надо уметь продавать свой продукт – за него это сделают крупные ребята. В случае с глэмпингами, например, сервис Naturalist.travel. Задача предпринимателя же – уметь качественно делать свой продукт. Конечно, глэмпельер может сам запускать рекламу и настраивать продажи через ОТА, но это заберет много времени, денег и нервов».

Naturalist.travel
Naturalist.travel

Вали Ковалевский: «На данный момент спрос на рынке глэмпингов превышает предложение , и мы наблюдаем овербукинг на объектах. Когда индустрия разовьется, а спрос и предложение сбалансируются, история с агрегаторами станет очень актуальна. Пользователю уже сейчас нужен сервис, которые облегчит ему поиск подходящего варианта и удовлетворит его потребности. Со временем ценность таких агрегаторов, как Naturalist.travel, станет еще более ощутима.

Хотите узнать, как открыть свой глэмпинг? Тогда мы предлагаем вам для чтения наши интервью с основателями экопарка Ясно Поле и первого глэмпинга в России «Гуляй-город». А если вы намерены узнать больше о современной индустрии глэмпингов и познакомиться с нишевыми конкурентами, то ждем вас на сервисе Naturalist.travel. Здесь же вы можете разместить свой объект, заполнив вот эту форму.

66
Начать дискуссию