Эпоха франчайзинга: почему стоит открыть бизнес по франшизе

Привет! Это Костя Зимен, основатель сети доставки суши и роллов «Ёбидоёби» — международной сети, известной на рынке с 2016-го благодаря «спорному» неймингу и нестандартному маркетингу. Больше 7 лет мы открываем франшизы по всей России. Сегодня у нас более 80 партнеров в 159 городах.

В этой статье команда «Ёбидоёби» собрала ответы на несколько популярных вопросов о бизнесе по франшизе. Попробуем разобраться, почему рынок франшиз в России растет несмотря на кризис, какие преимущества обещает партнерство с франчайзером и как выбрать готовый бизнес мечты.

Эпоха франчайзинга: почему стоит открыть бизнес по франшизе

Как устроен бизнес по франшизе

На старте предприниматель оказывается перед выбором: строить свое дело «с нуля» или приобрести готовый бизнес. Например, уже оборудованный всем необходимым салон красоты со стабильным трафиком.

Франшиза — один из форматов готового бизнеса. Предприниматель-франчайзи платит разовый взнос за использование бренда и технологий и отчисляет управляющей компании роялти. В обмен франчайзер делится с партнером опытом и помогает строить ключевые процессы: эффективно управлять командой, планировать продвижение, выбирать поставщиков и контрагентов.

Готовый бизнес привлекает по разным причинам. Во-первых, это выгодно: открытие франшизы обходится, в среднем, в 1,5 раза дешевле, чем запуск с нуля. Во-вторых, интересно для новичков: франшиза дает ценный первичный опыт предпринимательства.

А еще покупка франшизы может стать перспективной инвестицией — готовый бизнес покупают не только начинающие, но и опытные серийные предприниматели, которые ожидают роста стоимости компании.

Франчайзинг в России

Российский рынок франшиз показывает уверенный рост. В 2022 году, например, число действующих франшиз выросло на 5% — теперь их продают 3 300 брендов. Оборот рынка прибавил 19% — до 2,78 трлн рублей. Нишу зарубежных франчайзеров уверенно заняли локальные бренды: спрос на отечественные франшизы увеличился на 70%. Половина проданных франшиз пришлась на сегмент услуг, еще четверть — на ресторанный бизнес, пятая часть — на ритейл.

В 2023 году спрос на франшизы продолжает расти: во II квартале в готовый бизнес инвестировали на 11% активнее, чем годом ранее. Чаще всего предприниматели покупали ПВЗ маркетплейсов: понятный и простой бизнес с низким порогом входа.

Преимущества бизнеса по франшизе

У франшиз есть несколько ключевых преимуществ:

  • Продуманный бренд. Франчайзи использует бренд управляющей компании — ему не нужно прорабатывать брендбук, самостоятельно мониторить рынок и выделять конкурентные преимущества. Если бренд уже известен в городе и у него хорошая репутация, бонусом будет готовый трафик. А если франчайзи открывается первым, «старший» партнер подскажет, как правильно рассказать о себе и привлечь клиентов.

«Ёбидоёби» предоставляет партнерам брендированные макеты и упаковку, берет на себя продвижение и рекламу, помогает вести соцсети. Но при этом мы открыты к классным идеям: один из наших франчайзи, например, придумал и запустил приложение для заказов в VK и увеличил продажи.

  • Информационная поддержка и помощь в формировании стратегии. Франчайзер обучает партнера правилам ведения бизнеса — активно поддерживает в первые месяцы после открытия, сопровождает в кризисных ситуациях, создает для франчайзи базы знаний и образовательные курсы.

«Ёбидоёби» не только обучает партнеров, но и делится важными знаниями о рынке. В 2023 году, например, мы изучали спрос на наши роллы в разных городах и обнаружили, что в небольшие населенные пункты обгоняют миллионники и по количеству заказов, и по среднему чеку. Низкая конкуренция, дешевый маркетинг и быстрая окупаемость делают регионы привлекательными для экспансии — в маленьком городе партнер может быстро зарекомендовать себя как хорошую доставку суши и роллов.

  • Проверенные поставщики и контрагенты. Начинающему предпринимателю предстоит найти надежных партнеров, готовых предоставить товары и услуги по выгодной цене. Бизнес по франшизе упрощает знакомство с рынком: как правило, франчайзер делится нужными контактами. Все стороны оказываются в выигрыше: франчайзи экономит время и сокращает затраты, а управляющая компания эффективно контролирует качество продукта, который продается под ее брендом.

«Ёбидоёби» внимательно выбирает поставщиков: вкус и качество роллов зависят от «правильных» ингредиентов, произведенных из качественного сырья. Поскольку сеть работает с людьми, мы уделяем особое внимание безопасности и свежести продуктов, а наши партнеры обязательно закупают продукцию утвержденных поставщиков.

  • Готовые технологии. Большой плюс франшизы — готовые решения для автоматизации бизнеса. Франчайзи не нужно сравнивать и выбирать ПО, вкладываться в дорогостоящую разработку — управляющая компания делится всем необходимым и обучает работе с цифровыми инструментами.

Франчайзи «Ёбидоёби» получают доступ к сайту и мобильному приложению для оформления заказов и софт для управления продажами, кухней и поставками.

Можно ли прогореть, когда покупаешь франшизу?

Рискует ли предприниматель, когда покупает франшизу? Однозначно, да — но риски можно минимизировать. Присмотритесь к управляющей компании, изучите опыт действующих франчайзи и оцените бизнес-модель. Обязательно определитесь, интересно ли вам то, чем предстоит заниматься, требуется ли в выбранной сфере предпринимательский опыт.

И не забудьте оценить гибкость и адаптивность бренда — проанализируйте, как управляющая компания и ее партнеры прошли через кризисы последних лет.

Выбор франшизы: чек-лист

  1. Разработайте стратегию. Определитесь, к какому результату и в какие сроки вы хотели бы прийти. Например, планируете ли вы управлять бизнесом в долгосрочной перспективе или хотели бы продать его после того, как он подрастет в цене.
  2. Определите, в какой сфере вы хотели бы открыть свое дело, и изучите рынок франшиз. Оцените объем инвестиций, обратите внимание, требует ли выбранный бизнес опыта, и убедитесь, что управляющая компания предлагает прозрачные условия партнерства.
  3. Договоритесь о встрече с франчайзером, обсудите детали сотрудничества и определите зоны ответственности. Если вам необходима поддержка управляющего партнера, убедитесь, что он готов предоставить ее в нужном объеме.
  4. Обсудите с партнером планы. Покупая готовую бизнес-модель, важно понимать, что между вами и управляющей компанией нет разногласий.
  5. Познакомьтесь с другими франчайзи. Бренды, которые уверены в качестве своей франшизы, охотно делятся историями успеха партнеров.


Не бойтесь начинать с франшизы — это удобно и прибыльно, и отлично помогает прокачать навыки управления бизнесом. Наш опыт показывает, что даже начинающие предприниматели выходят на окупаемость всего за 12 месяцев. А затем продолжают развиваться: каждый третий партнер «Ёбидоёби» открывает точки в 2 и более городах.

Франшиза «Ёбидоёби» — это полностью готовая бизнес-модель, которая уже отработана на десятках заведений. Мы объединяем талант и энтузиазм франчайзи с нашей экспертизой, добавляем немного вирусного маркетинга — и получаем крутые проекты, из которых и складывается наш бренд.

19
4 комментария