Заработать на ностальгии: российский инженер записывает музыкальные альбомы на кассеты и получает 1 млн рублей в год

История Ильи Квасова и его компании GoTape. Ежегодно она продаёт около 40 тысяч кассет более чем в десяти странах по всему миру.

Илья Квасов​
Илья Квасов​

Всё началось в 2013 году, когда басист Илья Квасов решил записать на кассету песни своей группы «Дотти Дэнжер». Намечался музыкальный тур, и артисты хотели взять с собой записи, чтобы после концерта продать фанатам.

Кассету в качестве носителя выбрали исходя из практичных целей: она компактная и не требует сложного производства — записать музыку можно на обычном магнитофоне. К тому же лента находится под корпусом и защищена от царапин, в отличие от компакт-диска или винила.

Но когда музыканты начали искать кассеты, обнаружили, что купить их практически негде. Квасов находил только частных продавцов, которые распродавали на «Авито» остатки своей домашней коллекции за небольшие деньги (Квасов не помнит за сколько именно).

Тогда музыкант заинтересовался, где можно закупать кассеты оптом. Спустя некоторое время он нашёл заметку «Коммерсанта» 1993 года, где говорилось про производство АО «Славич» в Переславле.

Аудиокассета производства ​АО «Славич»
Аудиокассета производства ​АО «Славич»

Квасов позвонил на предприятие в Переславль, но вместо кассет ему предложили колпачки для майонезных дой-паков — в 2004 году компания перестроила своё производство.

Однако на заводе простаивал итальянский тэйпматик — оборудование для загрузки ленты в кассету (наматывает, отрезает и склеивает ленту с учётом заданной длины), и владелец был готов его продать.

Квасов изучил российский рынок производства аудиокассет и не нашёл конкурентов. На нём были музыкальные студии, которые могли записать небольшой тираж в 30–40 кассет для инди-музыкантов. Но как правило, они работали только локально, и не могли отправить кассеты в другой город или страну.

А спрос был — Квасов как музыкант точно знал, что его коллеги часто продают фанатам записи своих песен на аудиокассетах. Также он понимал, что самому записывать кассеты слишком долго: чтобы записать 20 штук продолжительностью 60 минут, нужно потратить 20 часов.

Квасов понял, что музыкантам нужен помощник — тот, кто сможет записывать для них аудиокассеты регулярно, быстро, в больших количествах и предлагать уже готовый продукт в футляре с обложкой. Так у музыканта появилась идея начать бизнес.

Комнатное производство

Музыкант предлагал принять участие в проекте своим знакомым, но многие говорили, что кассеты — прошлый век, заниматься ими нет смысла.

Спустя время Квасов обсудил идею со своим товарищем Максимом Ивановым, показал ему бизнес-план, расписанный на двух страницах А4, и тот согласился. А позже к команде присоединился балалаечник группы «Анкылым» Роман Павлов.

Денег у музыкантов не было, а для покупки итальянского оборудования требовалось около 400 тысяч рублей, поэтому они начали копить деньги.

Квасов около полугода работал переводчиком технической документации в компании по производству электроэнцефалографов, параллельно подрабатывая инженером в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе. Иванов и Павлов тоже искали деньги, занимали у знакомых. Необходимую сумму копили примерно полгода.

После покупки тэйпматика Квасов стал изучать технику для ускоренной записи кассет. В этом ему сильно помогали тематические форумы, такие как tapeheads.net.

Там музыкант узнал, что ему нужны дубликаторы — с их помощью 20 часов ленты можно записать за 30 минут. Предприниматель понял, что 400 тысяч рублей не хватит, и продолжил работу в НИИ.

Когда решился вопрос с деньгами, Квасов начал просматривать площадки объявлений и зарубежные маркетплейсы, такие как eBay, и спустя время нашёл там объявления о продаже дубликаторов.

Пять устройств предприниматели привезли из Таджикистана, а один экземпляр купили у православной коммуны — там с помощью него священнослужители записывали псалмы (Квасов не помнит, сколько заплатил за устройства).

Получив необходимое оборудование, предприниматели арендовали склад, сняли маленькую комнату на Лиговском проспекте за 5000 рублей в месяц (её сдавал знакомый Иванова и сделал скидку) и обустроили в ней своё производство.

Пример работы тэйпматика — станок наматывает и отрезает ленту

Однако для записи первого тиража требовалось найти ленту и корпуса кассет. Квасов начал искать поставщиков в интернете и спрашивал у знакомых.

Как оказалось, чистые кассеты можно было найти где и оборудование — на заводе «Славич» (предприниматели купили около 2000 штук), а ленту у продавцов из США на eBay.

На обустройство офиса и закупку оборудования у предпринимателей ушёл весь 2013 год, а первый клиент появился весной 2014 года. Им стала музыкальная группа Sonic Death — предприниматели записали для неё альбом «Домашний панк» тиражом в 50 штук, заработав 3000 рублей.

Кассеты могли закончиться, поэтому предприниматели продолжали искать новых продавцов. Поискав в интернете и пообщавшись на тематических форумах, Квасов нашёл сайт итальянского завода по производству кассет и футляров.

Музыкант написал им на почту, рассказал про команду и бизнес. Предприниматели обсудили сотрудничество и договорились о первой партии — около 2000 кассет и футляров. Так компаньоны нашли своего первого крупного поставщика.

Работа с клиентами и поставщиками

С 2013 года схема работы с поставщиками не изменилась: предприниматели заказывают кассеты C-0 (так обозначают пустую кассету), футляры и ленту. Исходя из пожеланий клиента, они выбирают цвет кассеты, длину ленты и другие характеристики.

Чем больше становилось клиентов, тем крупнее Квасов делал заказы. Последняя партия кассет и футляров из Италии пришла в октябре 2019 года — 16 тысяч единиц, по цене €0,25 за штуку (около 18 рублей). За доставку транспортной компанией Квасов отдал около €1400, ещё €300 за доставку по Европе — всего €1700 (около 120 тысяч рублей).

У продавца из США лента закончилась, поэтому Квасов закупает её теперь в Англии — от немецкого производителя BASF, и во Франции — производства RTM.

По словам Квасова, лента этих производителей самая качественная — у неё высокий выходной уровень, что позволяет записывать на неё музыку с наибольшей громкостью. Также у неё стабильный магнитный слой — она устойчива к повреждениям.

1 километр ленты обходится примерно в €4 (около 280 рублей), в одном «блине» её помещается около 4 километров. Квасов покупает несколько коробок блинов (сколько не уточняет) в зависимости от количества заказов.

Когда кассета и лента поступают на склад, начинается сборка:

  • В компьютер загружается аудиодорожка, определяется хронометраж.
  • Исходя из хронометража высчитывается необходимая длина ленты для записи.
  • С помощью тэйпматика лента заматывается в кассету.
  • После чего собранные кассеты ставятся в дубликаторы (записывают одновременно до десяти кассет).
  • Исходя из пожеланий клиента, в типографии печатается обложка, наклейки и стикеры.
  • После этого кассету кладут в футляр, оборачивают в целлофан и отправляют клиенту.

Цена заказа рассчитывается на сайте GoTape и зависит от выбранных опций: производителя, наличия футляра, обложки и так далее. По словам Квасова, средний размер заказа — 40–50 кассет. На его изготовление уходит около двух недель.

За 50 кассет с полным набором опций (с футляром, обложкой, целлофанированием, наклейками и тампопечатью) клиент заплатит примерно 10 тысяч рублей без учёта доставки. Цена также зависит от производителя и типа кассеты (из Италии или России, на винтиках или без, и так далее).

GoTape сегодня

Предприниматель никогда не вкладывался в продвижение GoTape, потому что не видит в этом смысла. По его словам, производство аудиокассет — очень узкая ниша, в ней лучше всего работают знакомства, а не реклама.

Основными клиентами для GoTape по-прежнему остаются музыканты — их 99%. Они приходят по совету знакомых, а потом рассказывают о проекте своим друзьям.

В 2013 году это были музыканты из Петербурга, спустя время о проекте узнали из других регионов, а сегодня кассеты заказывают и из других стран: из Англии, Японии, Франции, Германии, Финляндии, Греции, Латвии, Эстонии, Литвы и стран СНГ.

Несмотря на большое количество стран, по словам Квасова, на зарубеж приходится всего 2% продаж, остальные 98% — на Россию. Из них 30% на Москву, 20% на Петербург, а остальные 48% — на российские города-миллионники.

Из-за рубежа больше всего заказов приходит из Финляндии и Японии — в этих странах у Квасова больше всего знакомых музыкантов. Они рассказывают окружающим о его проекте.

Но кроме 99% музыкантов, среди клиентов GoTape есть 1% людей, которые далеки от музыки. По словам Квасова, они узнают про сервис через Google или группу во «ВКонтакте». Как правило, они хотят записать не альбом, а что-нибудь тематическое: поздравление с днём рождения, признание в любви или пригласительные на свадьбу.

В России многие ассоциируют кассету с плохим звуком. К счастью, в Европе это не так. На мой взгляд, этот стереотип появился из-за дешёвой китайской ленты и корпусов.

В 90-х годах производители задумывались больше о снижении стоимости, чем о качестве, поэтому у кассет был «грязный» звук и они быстро ломались.

Илья Квасов, сооснователь GoTape

Из альтернативных носителей, с которыми конкурирует GoTape, Квасов называет винил и компакт-диски. Последние музыканты используют часто наравне с кассетами, но они менее долговечны. А производить виниловые пластинки долго и дорого: на партию из 300 штук уйдёт до четырёх месяцев производства и около €1500 (более 100 тысяч рублей). Поэтому кассеты на их фоне — среднее между простотой и качеством.

Если в 2014 году у компании было в среднем десять заказов в месяц, то в 2019 году их уже более 70. В год GoTape продаёт около 40 тысяч кассет, на сумму более 1 млн рублей. По словам Квасова, по сравнению с прошлым годом заказов стало в полтора раза больше. Все заработанные деньги предприниматель вкладывает в развитие проекта.

Свобода в команде

По словам Квасова, в GoTape нет строгого графика, и каждый приходит в офис тогда, когда есть работа. Всё держится на доверии и интересе к проекту. Если кто-то занят, он предупреждает об этом команду — объясняет, что нужно сегодня за него сделать. А в следующий раз уже он кого-нибудь подстраховывает.

С 2013 года команда GoTape выросла с трёх до семи человек. Квасов и Павлов занимаются технической частью, а Иванов — организаторской. Остальные члены команды занимаются проектом в свободное время — помогают с записью и отправкой кассет, оформлением заказов и так далее. Они получают оплату сдельно: за запись одной кассеты Квасов платит 10 рублей, а за выполнение заказа — 10% от суммы сделки.

С ростом команды выросли и потребности — комната на Лиговском проспекте стала мала, и в 2017 году её сменили на офис площадью 50 м² в районе площади Александра Невского. За аренду Квасов отдаёт примерно 25 тысяч рублей в месяц с учётом электроэнергии.

Сегодня предприниматель совмещает бизнес с работой инженером в НИИ скорой помощи. Там гибкий график — Квасов работает посменно. Поэтому на развитие GoTape остаётся достаточно времени.

Если фриланс развращает, то офис — разлагает. Поэтому в нашей команде анархическая система.

Илья Квасов, сооснователь GoTape

Квасов вспоминает с неприязнью время, когда работал в компании по производству электроэнцефалографов. Там он часто прокрастинировал, потому что работа появлялась только после полудня.

По его словам, система с восьмичасовым рабочим графиком давно устарела, в офис нужно приходить только тогда, когда там точно есть, чем заняться.

161161
177 комментариев

Шикарный кейс!  я без иронии. 
На фоне того, что все вокруг ищут бизнесы на базе "новых технологий" тут человек бац - и стал монополистом рынка уже "ушедшей" технологии.
Парадокс

68
Ответить

1 млн руб. в год? серьёзно, кто-то ищет бизнес с выручкой 80 тыс. в месяц?

35
Ответить

Ловите идею новой монополии - продавайте молоко  и кефир только в обмен на тару, как это делали в СССР. С новой модой на сбережение природы может взлететь.

18
Ответить

Вот вам еще идея "бизнеса" - продавайте игру "змейка" на дискетах 5.25

5
Ответить

это не монополия

Ответить

Идея не нова. Неплохо зарабатывали люди на дискетах и кассетах полароид. Фотопленка в ту же степь, полно ценителей.

Ответить