Открыть производство посуды без инвестиций: от маленькой мастерской до поставок в московские рестораны

История керамической студии Redneck Ware.

Банк «Открытие» начинает серию статей о «непринимателях». Это люди, которые занимаются бизнесом, несмотря на трудности, и добиваются успеха. Они не принимают обстоятельства, а предпринимают.

Мы проводили опрос, чтобы выяснить, какие сферы бизнеса интересны читателям vc.ru. Одним из лидеров оказалось «Производство», поэтому первая история — об основателях мастерской посуды ручной работы Redneck Ware.

Фото: Вика Богородская
Фото: Вика Богородская

Руслан Шерифзянов и Михаил Жаглин вместе учились в МГХПА им. Строганова, а в 2013 году открыли свою мастерскую Redneck Ware. Они начинали с одной коллекции и аренды станков, а теперь у них своё производство и годовой оборот в 24 млн рублей.

Дизайн для коттеджных поселков и бизнес на кладбище домашних животных

Мастерская Redneck Ware  <p>Фото: Вика Богородская</p>
Мастерская Redneck Ware 

Фото: Вика Богородская

Руслан Шерифзянов: Сначала ни о какой керамике речи не шло. Мы просто хотели вместе с Мишей чем-то заниматься, но конкретных идей не было. А у моего папы, который тоже керамист, есть своя студия — на тот момент она пустовала уже лет шесть. Это был грязный полуподвал с маленькими окнами, с кучей всяких вещей от прошлого владельца, советского скульптора: какие-то обои, ванна. Папа периодически там работал, но в основном просто хранил формы. Мы решили, что сможем там что-то делать, может быть, устраивать выставки, и полгода разбирали всё, что накопилось.

Михаил Жаглин: По вечерам мы разбирали подвал, а днём я работал графическим дизайнером. Начинал в компании, которая занималась продажей коттеджных посёлков. Делал баннеры вроде: «Приезжайте к нам, купите жильё».

Я только что выпустился из Строгановки, где неформальная атмосфера, а в офисе всё ровно наоборот. Если ты прийдёшь на работу позже десяти или не отметишься карточкой — штраф. Помню, я приходил в шортах, и все были в шоке от моего поведения.

Меня оттуда выгнали в какой-то момент, потому что я абсолютно не вписывался в эту историю. После я устроился в другое рекламное агентство, а затем перешел в брендинг, где остался на четыре года.

Руслан Шерифзянов: Я после института сразу стал думать о своём деле. В какой-то момент узнал, что в Химках открылось кладбище для животных на 17 тысяч мест. Я окончил в Строгановке кафедру керамики, умею делать скульптуры. А некоторые люди очень любят своих животных и будут рады поставить им памятник.

Я подумал, что это неплохая идея, сделал сайт, визитки, постеры. Пошёл на кладбище, всё рассказал, они взяли мои контакты. После этого нашёл адреса зоосалонов, разделил всю Москву по районам и начал их методично объезжать. За первую неделю я понял, что это никому не нужно.

Михаил Жаглин: Руслан всегда думал, что станет предпринимателем.

Помню, ещё в институте он пришёл в белых брюках, белом пиджаке, в туфлях и говорит: «Миша, мне надо с тобой поговорить. Я занимаюсь бизнесом, называется Amway». Конечно, всё его посылали с этими средствами куда подальше, и я тоже.

Руслан Шерифзянов: У нас на курсе училось 300 человек, из них 290 послали меня, а из оставшихся 10 двое что-то купили. После этого у меня прививка от посылания, мне не страшно предлагать что угодно.

Побег инвестора и первые ярмарки

Руслан Шерифзянов: В 2013 году я придумал открыть место для рыбалки в Красной Поляне. Нашёл инвестора, расписал бизнес-план, дизайнер подготовил проект. Мы даже купили билеты на самолёт и должны были уже вылетать на место. И тут инвестор просто перестал брать трубку.

Через две недели на связь вышла его жена, моя бывшая одногруппница. Она позвонила и сказала: «Руслан, если честно, это рисковая история, он не сможет туда ездить и контролировать такой бизнес. Но мне он может дать пару миллионов, давай с тобой займёмся керамикой». Пару недель она звонила каждый день и рассказывала, что керамика — это перспективно, рестораны постоянно открываются, посуда всем нужна.

Мастерская к тому времени у нас уже была, оставалось купить станки и найти сотрудников. Мы с Мишей обсудили идею и решили взяться. Однокурсница тем временем уехала на пару месяцев, а мы начали подбирать референсы, рисовать коллекцию, продумывать детали.

Через пару месяцев, она, конечно, на связь не вышла. Зато позвонила другая наша одногруппница, и пригласила поучаствовать в ярмарке, которую она курировала. Мы решили завершить начатое.

Михаил Жаглин: У Руслана есть замечательное качество материализовывать вещи, он может сказать: «О, я знаю, как мы это сделаем. У меня дома есть вот такие бруски, сейчас мы их вот так соберём и будет стеллаж». Я говорю — да какой стеллаж, ты чего, потом раз — и за вечер правда собираем. С керамикой вышло почти так же, Руслан сказал: «Ну, нет станков, сейчас поедем в Строгановку, всё сделаем».

Руслан Шерифзянов: За 20 дней мы сделали большую работу. Придумали коллекцию из чашки, боула, плоской тарелки, вазы и светильника. Всё это сделали, отлили, обожгли, покрасили и сфотографировали.

Дня два ломали голову над названием, пока Мишина жена не сказала: «Да вы посмотрите на себя, вы же деревенщина, реднеки». А мы сидим такие с бородами на кухне, посмеялись, но зацепились за это слово.

Подготовка к первому маркету Redneck Ware обошлась в 30 тысяч рублей. Деньги вложили в аренду станков и материалы.

Руслан Шерифзянов: Маркет в итоге был маленький, мы заработали около 30 тысяч — примерно столько же, сколько и потратили. Но при этом мы получили столько хороших отзывов, что решили продолжать.

Очередь в кассу на весеннем маркете 2019 года 
Очередь в кассу на весеннем маркете 2019 года 

Михаил Жаглин: После этого нас позвали на LePicnic и другие ярмарки.

Руслан Шерифзянов: Маркеты были ещё и про атмосферу, ты смотрел на людей и видел, что ты не один такой шизанутый. Мы тогда все обменивались опытом, идеями. На третьей ярмарке познакомились с девушкой, которая представила нас архитектору. Он делал дизайн-проект для «Якитории» и заказал у нас лампы на 270 тысяч рублей.

Тогда нам казалось, что это большая сумма, но в итоге мы, конечно, очень мало взяли: много работы, много брака, ведь дизайн экспериментальный и не отработанный. Это был такой болезненный опыт, когда ты набиваешь все возможные шишки, чтобы потом научиться видеть их заранее.

Кризис как возможность и первые заказы для ресторанов

Мастерская Redneck Ware
Мастерская Redneck Ware

Михаил Жаглин: Всё развивалось постепенно, стали появляться проекты, заказы, деньги, мы поняли, что уже можем платить зарплаты. И параллельно с этим появилось много неожиданных забот вроде: «Чуваки, у нас закончились коробки, а в чём отдавать посуду теперь?».

Руслан Шерифзянов: Сначала, конечно, думаешь: «Я хотел творчеством заниматься, а не коробками», — но потом со всем постепенно разбираешься.

Михаил Жаглин: А в следующем месяце понимаешь, что теперь у тебя есть сотрудники, надо покупать воду, ставить кулер. Думаешь: «Что? Почему вещи, которые раньше не были проблемой, теперь ею стали?».

Руслан Шерифзянов: Вообще было много взлётов и падений. Помню, в декабре 2015 года от нас ушли все сотрудники, не было ни заказов, ни сбережений. Остался один человек, который месяц работал бесплатно. Потом, конечно, заказ пришёл, и мы с ним расплатились.

Михаил Жаглин: Часто хотелось сказать: «Хватит, это бессмысленно».

Руслан Шерифзянов: У нас обоих были эти моменты отчаяния, но всегда кто-то один оставался. И сейчас бывают такие заскоки, когда кто-то один выключается, а другой тянет.

Михаил Жаглин: В 2014 году нам повезло: подскочил курс евро, люди начали искать что-то уникальное на российском рынке. В сентябре 2016 года появились постоянные заказы, нормальные деньги. На работе меня ничего не держало, я ушёл и занялся студией.

Руслан Шерифзянов: Сначала мы сделали кофейные чашки для The Burger Brothers, в декабре 2015 года — посуду для ресторана Touche, в мае 2016 — для гастробистро «Техникум». После этого пришли ещё заказы от ресторанов.

Посуда от Redneck Ware для «Дома культур»
Посуда от Redneck Ware для «Дома культур»

При этом мы продолжали работать в старой мастерской с площадью 67 квадратных метров, большую часть которой занимали коридоры и маленькие комнатушки. В какой-то момент нам было так тесно, что у нас случались «керамические пятнашки» — двое отходят, чтоб третий мог выйти и пройти в туалет.

Михаил Жаглин: В 2017 мы сняли ещё одну мастерскую, потом ещё одну. В итоге у нас было три мастерских, мы гоняли туда-сюда и нигде ничего не успевали.

Переезд в мастерскую

Михаил Жаглин: В 2018 году стало понятно, что пора переезжать в одну большую мастерскую.

Руслан Шерифзянов: Мы тогда составили таблицу, чтобы посчитать, сколько денег нам понадобится. Выходило, что переезд оправдывает себя, если сразу после мы увеличим оборот на 30%. Полгода искали место, ходили всюду, пару раз чуть не заехали, но выясняли какие-то скрытые платежи или обманы.

2 320 000 рублей потребовалось на переезд и оборудование мастерской.

1 560 000 заняли у друзей, 760 000 взяли в кредит.

Когда мы нашли подходящее место, денег не хватало. Я начал жаловаться друзьям — не чтобы занять, а просто поделиться болью. И вот мой знакомый говорит: «Хочешь, я для тебя возьму кредит?».

Мне на тот момент кредит не давали, у меня не было никакой банковской истории, а тут даже не друг, почти незнакомый человек, берёт на себя кредит. За год мы отдали треть всех заемных средств и надеемся выплатить всё раньше срока.

Месячный оборот студии:

900 000 рублей — в 2017 году.

1 400 000 рублей — в 2018 году.

2 000 000 рублей — в 2019 году.

Руслан Шерифзянов: Сейчас в мастерской работает 25 человек. Половина на производстве, вторая половина занимается общением с клиентами, привлечением новых заказов, управлением.

Михаил Жаглин: Я сейчас больше занимаюсь дизайном и маркетингом, Руслан — хозяйственной частью: придумывает, что улучшить, как настроить, какие станки нам нужны, как минимизировать брак и так далее.

О производстве в России и возможностях

Открыть производство посуды без инвестиций: от маленькой мастерской до поставок в московские рестораны

Руслан Шерифзянов: Производство — это сложно, у нас ещё не было такого, чтоб всё прошло с первого раза красиво, чинно и благородно.

Михаил Жаглин: Например, работаешь с одним и тем же поставщиком всегда на одной глазури, и тут в какой-то момент тебе сообщают, что она будет только через два месяца. Ты ищешь новую глазурь, она ложится совсем не так, а у тебя заказы и сроки.

Руслан Шерифзянов: Мы делаем посуду по индивидуальным заказам, каждый раз разную, и чем больше нововведений, тем больше ошибок возможны на любом этапе. Порой бывает сложно предугадать брак: закладываешь стандартные 30%, а по факту выходит больше.

Михаил Жаглин: Чтобы это минимизировать, мы скоро откроем розничный интернет-магазин. Это поможет снизить сезонность заказов от ресторанов, к тому же мы будем делать посуду по уже отработанному дизайну.

После хотим попробовать открыть небольшую розничную точку. Ещё запускаем новые товары — столовые приборы, — уже заканчиваем их разработку. В планах есть деревообработка и стекло. Плюс думаем о покупке станков, которые позволят нам увеличить производительность и качество. И, конечно, присматриваемся к зарубежным рынкам.

Открыть производство посуды без инвестиций: от маленькой мастерской до поставок в московские рестораны

Руслан Шерифзянов: Говорят, что проще всего что-то купить и перепродать, быстро заработать, но это надоест. А когда делаешь сам — хочется рассуждать, думать, разбираться. Производство — это самое интересное.

«Открытие» поддерживает смелых непринимателей и предлагает кредиты для малого и среднего бизнеса без ограничений по максимальной сумме и со ставкой 9,5% годовых.

При подаче заявки на кредитный продукт в ПАО Банк «ФК Открытие», в случае положительного решения ПАО Банк «ФК Открытие», ставка по кредиту в рублях составит от 9% годовых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой в установленном законодательством порядке. Процентная ставка 9% устанавливается по кредитам на сумму от 100 млн руб. Валюта кредита — рубли РФ. Срок до 180 месяцев предоставляется только на цели приобретения коммерческой недвижимости для заемщиков, основным видом деятельности которых является предоставление коммерческой недвижимости в аренду; для иных инвестиционных целей срок финансирования до 120 месяцев, на цели пополнения оборотных средств — до 60 месяцев (при кредитовании в форме овердрафт и возобновляемой кредитной линии). Порядок погашения основного долга определяется по соглашению сторон — аннуитет, ежемесячно равными долями, индивидуальный график погашения (кредит); ежемесячно равными долями или аннуитет по каждому траншу, индивидуальный график (кредитная линия с лимитом выдачи). Уплата процентов осуществляется — ежемесячно в дату/даты, определенную(ые) условиями кредитной сделки, или в дату окончательного возврата кредита. Возможно предоставление отсрочки погашения на срок не более 6 месяцев. Структура залогового обеспечения и необходимость его страхования зависит от срока и суммы кредитования (в случае залога недвижимого имущества предоставление кредита осуществляется после государственной регистрации ипотеки). Кредитный продукт выдается на расчетный счет заемщика в Банке.

1313
14 комментариев

Ребята конечно молодцы, но ничего продуктового, кроме проблем с глазурью я не увидел, то есть, никаких проблем.
У нас не было заказов  в 2015 -  так у всех не было, кризис, все дела.
Не было и рассказа про первую партию, как они это сделали, где нашли поставщика, что было самым трудным, что помогло преодолеть трудности когда сотрудники ушли, ну то есть вообще ничего не рассказано, история не раскрыта!

7
Ответить

Согласен, больше информации хотелось бы понять со стороны продукта. 

3
Ответить

Молодцы! Пусть всё, что запланировано, претворится в жизнь...Чёрные тарелки - чумовые)

2
Ответить

Могу только восхититься :)

1
Ответить

Статья интересная! Но конечно же хотелось бы больше узнать интересных технических деталей: первая партия, сколько потратили на неё, как "арендовали оборудование", какое оборудование российское/иностранное, в целом как производят посуду.. Самого интересует тема производства посуды

Ответить

В сети уйма таких беспонтовых статей о стартапах из серии: приходит "новый русский" к старому еврею, и говорит: "Папа, дай мне денег". У папы была студия под 100 квадратов, незнакомый дядька на себя кредит взял, друзья заняли полтора ляма... видимо мама электрическую печь для обжига керамики на день рождения подарила. Короче история Золушки для начинающих бизнесменов.

2
Ответить

Ребятам удачи и процветания, а сайт оптимизируйте, хотя бы тайтлы с дескрипшенами пропишите на русском языке и под москву. Еще в каталоге у вас текст  "Что бы получить каталог, пожалуйста, заполните форму" не виден на больших мониторах (25 дюймов 2к разрешение) - скрин

Ответить