Что такое стресс родителей и какие его основные признаки?

Стресс родителей связан с ведением домашнего хозяйства, воспитанием ребенка.(фото freepik.com)
Стресс родителей связан с ведением домашнего хозяйства, воспитанием ребенка.(фото freepik.com)

В психологии стресс родителей понимается, как набор процессов, которые приводят к неприятным психологическим и физиологическим реакциям, возникающим в результате попыток приспособиться к требованиям родительских обязанностей.

Стресс родителей связан с ведением домашнего хозяйства, воспитанием ребенка. Также на возникновение стресса и его интенсивность могут влиять представления родителя о самом себе, стремление соответствовать собственным представлениям и представлениям окружающих об «идеальном» родителе, представления о ребенке, о его способностях, умениях. Таким образом, стресс родителей может быть связан как с особенностями родителя, так и с особенностями ребенка.

В основе негативных реакций лежит противоречие между требованиями повседневной жизни и возможностями, ресурсами эти требования удовлетворить.

Противоречие между стремлениями, мечтами и возможностью эти мечты и стремления осуществить.

Противоречие между обязанностями и собственными эмоциональными и телесными импульсами, желаниями.

Одним словом, противоречие между «хочу» и «могу», между «хочу» и «должен».

Сам же стресс переживается в виде неприятных эмоций, неприятных телесных ощущений. Раздражение, усталость, нежелание заниматься повседневными делами, неудовлетворенность собой, близкими, злость на детей на домочадцев и т. д. - так переживается стресс на субъективном уровне.

Опасен же не стресс сам по себе, а постоянное длительное нахождение в стрессовой ситуации.

Как стресс родителей может влиять на ребенка?

Исследования в области детско-родительских отношений показывают, что стресс родителей может являться как следствием, так и причиной эмоциональных и поведенческих проблем у детей.

При этом между ними имеется циклическая связь: проблемное поведение ребенка вызывает стресс родителя, стресс родителя в свою очередь усиливает негативное поведение ребенка. Поведение же ребенка как правило выходит за пределы семьи и проявляется уже в иных формах в других социальных ситуациях: общение со сверстниками и педагогами в школе и детском саду, плохая успеваемость, нарушение дисциплины и т. д.

Например, тревога и депрессия у родителей, по данным исследований, связаны с импульсивностью, неусидчивостью детей, проблемами с вниманием. (фото freepik.com)
Например, тревога и депрессия у родителей, по данным исследований, связаны с импульсивностью, неусидчивостью детей, проблемами с вниманием. (фото freepik.com)

Кроме эмоционального состояния, которое выражается в виде тревоги, депрессии, усталости и раздражения, постоянный стресс приводит к изменению взаимодействия с ребенком.

Родители могут пускать всё на самотек, т. е. самоустраняться от воспитания ребенка, от общения с ним или наоборот, чрезмерно опекать и контролировать ребенка, или проявлять по отношению к ребенку эмоциональную холодность, игнорировать его потребности, желания, не принимать его особенности, проявлять агрессию и жестокость в ответ на проявления эмоциональных и поведенческих проблем.

Родители самоустраняются от воспитания ребенка, от общения с ним или проявляют по отношению к ребенку эмоциональную холодность, игнорирут его потребности, желания, не принимают его особенности...(фото freepik.com)
Родители самоустраняются от воспитания ребенка, от общения с ним или проявляют по отношению к ребенку эмоциональную холодность, игнорирут его потребности, желания, не принимают его особенности...(фото freepik.com)

Например, плохая успеваемость ребенка в школе приводит к тревоге матери, в результате этого она начинает больше контролировать ребенка, который в свою очередь больше времени проводит за домашним заданием, испытывает агрессию по отношению к матери, больше устает, и в результате успеваемость все равно не улучшается, либо становится хуже.

В другом случае учительница может жаловаться родителям или близким родственникам на гиперактивное поведение ребенка, в ответ на это мама ребенка испытывает агрессию по отношению к ребенку и чувствует себя неспособной справиться с поведенческими и учебными трудностями ребенка и уходит с головой в работу, бросив всё на самотек. В ответ ребенок кроме гиперактивности начинает проявлять агрессию по отношению к одноклассникам.

Как справиться со стрессом?

В ряде случаев речь должна идти о психотерапевтической работе, где родители учатся оптимальному для них стилю взаимоотношений с ребенком, осваивают способы саморегуляции эмоционального состояния. (фото freepik.com)
В ряде случаев речь должна идти о психотерапевтической работе, где родители учатся оптимальному для них стилю взаимоотношений с ребенком, осваивают способы саморегуляции эмоционального состояния. (фото freepik.com)

В самом общем виде можно рекомендовать рациональное распределение времени между домашними обязанностями и личной жизнью, устранение или уменьшение конфликта между домом и работой. Также, чтобы снизить стресс, необходимо изменить отношение к себе и к повседневным ситуациям. То есть культивировать доброе и внимательное отношение к себе, меньше критиковать себя в ситуации неудач.

Вместо убеждения «это могло произойти только со мной» и «вечно у меня ничего не получается» следует относиться к неудачам и трудностям с точки зрения «конечно, неприятно, что это произошло, но неудачи случаются с каждым человеком» или «в этот раз у меня не очень хорошо получилось, но это и неудивительно, когда столько дел».

Другими словами, разделять свои дела и отношение к себе, относиться к себе внимательно и по-доброму. Наши неудачи и трудности не делают нас хуже или лучше.

Автор – Гришель Павел Владимирович, преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии Факультета "Клиническая и специальная психология" МГППУ.

Начать дискуссию