О современном: может ли коробка считаться «искусством»?

@depo_media (тг)
@depo_media (тг)

Многие ли из нас понимают «современное искусство»? Чем оно отличается от «обычного» искусства? И почему от этого понятия исходит флер эпатажа и неопределенности? 🎨

Казалось бы, все предельно ясно - есть живопись, фотография, скульптура, музыка, литература или поэзия - четкие форматы передачи прекрасного. Легко оценить «продукты» искусства, в точности отражающие реальность - особенно в ИЗО. Каждый из нас не раз видел, как бушует море, какими величественными бывают горы и насколько прекрасными могут быть черты человеческого лица. Достаточно сравнить написанное художником полотно с реальностью и все встает на свои места - мы выносим свой вердикт: «Это настоящее искусство!»🌅

Для простого обывателя живопись часто приравнивается к мастерству передачи действительности, поэтому в момент знакомства с «современным» у такого потребителя возникает вопрос: «можно ли это вообще считать искусством?»

@depo_media (тг)
@depo_media (тг)

Итак, давайте разберемся.✨ Подражание реальности было ключевой функцией изобразительного искусства на протяжении многих столетий. Мастерство художника определялось его умением в точности изобразить оригинал - человека, животное, пейзаж, композицию из фруктов... Краски и холсты были роскошью, а вольные художники объединялись в профессиональные цеха.

Каждый из участников был экспертом для других и сам находился под пристальными взорами коллег-конкурентов. Достоверность передачи образов шлифовалась столетиями, достигнув к XIX веку подлинных высот. В этот период право считаться художником обществом не оспаривалось - подтверждением тому были сами картины. 🖼

Ситуация начала меняться уже во второй половине XIX века, когда импрессионисты радикально изменили технику живописи и спровоцировали серьезные дискуссии в обществе о допустимых границах творчества. Это было начало новой эры в изобразительном искусстве, которое в последующие десятилетия пережило радикальные трансформации как в технике живописи, перечне используемых материалов, так и в самих образах.

Немаловажную роль сыграло и появление возможности тиражирования - от технического копирования с помощью различных устройств до сознательного использования копий как художественных объектов.

@depo_media (тг)
@depo_media (тг)

📈Расширение художественных практик было обусловлено и социальными изменениями - ведь теперь почти у каждого достаточно средств на приобретение красок, холста и других материалов, нет сословных ограничений, творчество стало способом самовыражения и всячески приветствовалось как «пространство свободы». Этот переломный момент в «производстве» искусства породил массу экспериментов и вызвал критику со стороны художников старой школы, культурологов, философов, социологов… Вспомним в этой связи Вальтера Беньямина, писавшего об искусстве первой трети ХХ века:

оно, с одной стороны, теряет свой “аристократизм” и “элитраность” и становится доступным массовому обществу, с другой - лишается особой “ауры” - чувства недосягаемости объекта, его связи с автором произведения (что увеличивало ценность переживаемого духовного опыта).

Вальтер Беньямин

Из предмета, недоступного для взора, искусство становится частью повседневности - «великие произведения» появляются на футболках, чашках или этикетках.

Перелом в «производстве» искусства дает толчок для переосмысления его ценности и истинного назначения. Из «подражания действительности» оно перерождается в «проблематизацию» и становится определенной оптикой, помогающей уловить взаимосвязи между мыслями, действиями и внешними формами реальности.🪞

Артур Данте в своей книге «Мир искусства» приводит примеры переосмысления традиционного взгляда художника на окружающую его действительность. Вот небольшой фрагмент из книги:

Энди Уорхол, поп-артист, выставил факсимильные копии коробок «Брилло», составленные друг на друга аккуратными штабелями, как в складском помещении супермаркета. Они сделаны из дерева и окрашены под картон — ну и что? Перефразировав критика из The New York Times, можно спросить: если кто-то делает копию человека из бронзы, то почему бы не сделать копию коробки «Брилло» из фанеры? Да и если бы Уорхол сделал свои из картона, они все равно были бы искусством.

Артур Данте
О современном: может ли коробка считаться «искусством»?

Однако суть различия не в ремесле: художник, вручную измельчивший каменную глыбу, чтобы выставить произведение «Куча гравия», мог бы подкрепить назначенную за него цену ссылкой на трудовую теорию стоимости, но вопрос в другом: что делает вещь искусством?
📦Представим, что некий художник … загромождает коробками пространство, оставляя мало свободного места: нам приходится пробираться среди одинаковых темных штабелей, и мы испытываем тревогу, которую связываем с чувством одиночества в мире, заполненном потребительскими товарами, где мы — словно узники в тюрьме; или, возможно, мы видим в художнике строителя современных пирамид.

Кладовщик супермаркета, разумеется, не наведет нас на подобные мысли. И это понятно: склад — не художественная галерея, отделить от которой коробки «Брилло» нам так же непросто, как и отделить кровать Раушенберга от краски на ней. За пределами галереи коробки становятся просто коробками.

Артур Данте
@depo_media (тг)
@depo_media (тг)

Различие же между коробкой «Брилло» и произведением искусства, представляющим собой коробку «Брилло», создается не чем иным, как определенной теорией искусства.🎨

Именно теория вводит эту коробку в мир искусства, не давая ей раствориться в реальном объекте, каковой она есть. Без теории в коробке, несомненно, едва ли можно увидеть искусство. В этом и заключается роль художественных теорий, сегодня и во все времена: "делать возможным мир искусства и само искусство.”

Артур Данте

Как видим, сегодня на первый план выходит не мастерство освоенной техники или ремесла, а то, как определенный смысл, заложенный в произведении, отражает реальность и подчеркивает ее достоинства и недостатки. Рассуждая в рамках этой парадигмы, можно говорить о том, что для понимания современных работ необходимо тонко чувствовать взаимосвязи, хорошо разбираться в дискурсе, смыслах, в рамках которых существует общество. Именно тогда даже простая, на первый взгляд, коробка может стать искусством.

Еще больше интересных научно-образовательных материалов читайте в нашем телеграм-канале: @depo_media

11
реклама
разместить
Начать дискуссию