Семейный бизнес: какой должен быть масштаб?

Тема семейного бизнеса вполне может претендовать на собственную рубрику, так как здесь переплетены в одном узле и вопросы бизнеса, и личных отношений, и психологии воспитания детей. Все это делает данную тему мега-сложной, с одной стороны, но и самой привлекательной с точки зрения гармоничного развития личного бизнеса - с другой стороны.

Семейный бизнес: какой должен быть масштаб?

В первую очередь давайте дадим определение, чтобы в дальнейшем не было путаницы: что такое семейный бизнес (СБ)?

  • Определение №1. СБ - это бизнес, в котором члены семьи и ближайшие родственники владеют не менее 50%. В этом варианте акцент ставится на владении без учета масштаба и степени вовлеченности. При этом даже не обязательно владельцы являются основателями. Вполне возможны ситуации, когда бизнес бы приобретен в уже готовом исполнении.
  • Определение №2. СБ - это бизнес, принадлежащий на 100% семье и ближайшим родственникам, в развитии которого владельцы заняты на 80-100%.

В чем принципиальная разница этих двух определений? Именно в участии семьи в рутине. Согласно первому определению очень многие крупные мировые компании являются семейными. Walmart, Auchan, Ford - эти гиганты хоть и имеют огромное количество мелких совладельцев в виде акционеров, но основная доля сконцентрирована в руках нескольких родственников.

Конечно, эти основные акционеры не просто протирают пыль с золотой таблички "я здесь хозяин". Они занимают самые высокие посты в советах директоров и в той или иной степени влияют на развитие компании. Но в количественном выражении их число ничтожно мало по сравнению с общей армией наемных сотрудников: 4-6 собственников против 60 - 100 тысяч наемников.

Семейный бизнес: какой должен быть масштаб?

Степень зависимости бизнеса от семейных совладельцев застрахована юридически и организационно, т.е. в случае ухода одного из них с поста или даже из жизни теоретически не должно сказаться кардинально на общем положении дел. Машины продолжат выпускаться а товары на полку выкладываться.

Иное дело в семейном бизнесе из второго определения. Здесь члены семьи не просто числятся в составе владельцев, но и сами во все лопатки трудятся на благо своего общего дела. И выпадение даже одного человека из обоймы вполне может прекратить существование бизнеса. Хорошо это или плохо? Давайте разбираться.

Стоит сразу оговориться, что дальнейшие размышления будут строиться именно в отношении СБ второго варианта: собственники = работники.

Поскольку основной темой данного канала является образ жизни на земле, мы и будем рассматривать семейный бизнес в разрезе его соответствия этому образу.

Зачем вообще нам этот бизнес? Очень хороший вопрос. В одном из своих видео я рассуждал на тему дополнительного заработка для обеспечения семейного бюджета в условиях жизни на земле. Т.е. любая коммерческая деятельность является лишь средством для выживания (в хорошем смысле слова), но никак не целью. Бизнес должен стать подспорьем для семьи, источником дополнительно или основного дохода. Но при этом он не должен стать смыслом жизни и превратиться в идола, которому мы должны принести в жертву свои силы, время, спокойствие и внимание.

Чем заниматься? В другом своем видео я рассматриваю варианты финансирования семейного бюджета, разделяя все источники на:

  • Внешние (пассивный доход, доход от удаленки и т.п.).
  • Внутренние (продукты, агротуризм, услуги и т.п.).

В рамках данной статьи не стоит задача подробно разобрать все варианты, но важно лишь обозначить, что внутренние источники стали возможны, именно благодаря тому, что мы уже находимся на земле и у нас есть свободное от наемной работы время.

Также важно обозначить что выбор стоит делать с оговоркой: предполагаемая деятельность не должна ни в коем случае вызывать отторжение уже на стадии планирования. Например, если мысль о чистке навоза у животных вызывает у вас рвотный рефлекс, не стоит делать ставку на это направление. По крайней мере, в начале пути. И напротив: если мысль о работе с овощами вызывает у вас прилив эндорфина, а пинтерест уже весь в закладках на тему красивых грядок, вполне можно включить это направление в список потенциальных вариантов для семейного бизнеса.

Какой масштаб? К сожалению, многие формулируют ответ на этот вопрос так: чем больше, тем лучше. Т.е либо сразу закладывают условия для масштабирования, либо не ставят себе заранее лимиты. Чем это чревато? Тем, что в случае успешно растущего бизнеса вы поддаетесь искушению пожертвовать своим спокойствием ради успешного дела. Вы нанимаете сотрудников, инвестируете накопления, вкладываетесь в рекламу и всего себя посвящаете толканию бизнеса вверх. Теперь он владеет вами.

Семейный бизнес: какой должен быть масштаб?

Но есть и еще одна скрытая мина. А именно - сотрудники. Что произойдет с бизнесом, если завтра на работу не выйдет 1 наемник? А два? А все? Сможете ли вы самостоятельно тянуть созданный вами корабль?

Мое личное мнение: масштаб ВСЕГО семейного бизнеса должен быть такой, чтобы силами членов семьи могли быть закрыты все 100% процессов при затратах не более 50% рабочего времени. Например, количество грядок должно быть таким, чтобы семья могла их полностью обработать за 6 часов в день (при 12-часовом рабочем дне). Понятно, что иногда приходится работать почти круглосуточно (например, при подготовке рассады), а в другие дни загрузка может быть почти нулевой (ну не сидеть же на помидорах, когда они растут).

И если же расширять бизнес сверх этого лимита, то только таким образом, чтобы внезапное увольнение ВСЕХ сторонних наемников не остановило все дело, а лишь временно заставило работать семью на 100% времени вместо обусловленных 50%.

"Но позвольте", - скажет риск-менеджер крупной страховой компании, - "если завязать на себя все процессы и самостоятельно рулить производством, то что делать в случае выхода одного из участников из бизнеса по любой причине? Теперь болезнь, отпуск, выходные - это все непозволительная роскошь?"

И тут мы подходим еще к одному важному аспекту семейного дела.

Непрерывность процесса. Когда вы еще в начале своего выбора, предпочтения следует отдавать тем видам деятельности, которые могут быть поставлены на паузу в случае необходимости. Именно на паузу. Ниже приведены примеры из разных категорий бизнеса на земле:

  • Непрерывные процессы. Коровы, козы. Их нужно доить по часам вне зависимости от вашего настроения и планах на отпуск. Переработка молока: можно пропустить 1-2 дня, но не больше. Иначе молоко придется выливать.
  • Условно непрерывные процессы. Все прочие виды с/х животных. Здесь все помягче, так как для кур, кроликов и свиней можно поставить бункерные кормушки и нипельные поилки, а гусей, уток, баранов и бычков можно выгнать на огороженое поле (если есть таковое) и не навещать несколько дней - проживут. Но в целом животина - это серьезная зависимость. Грядки и огороды при организации автоматического полива вполне могут отпустить вас на несколько дней в отпуск.
  • Прерываемые процессы. Агротуризм - вы сами регулируете поток гостей и рабочие дни. Переработка продукции (кроме молока): варить колбасы, консервировать овощи и ягоды, лепить пельмени - все это вполне поддается планированию и отсрочке.

Итак, семейное дело в нашей интерпретации - это бизнес, который:

  1. Призван наполнить семейный бюджет.
  2. Не вызывает отторжения, а напротив - наполняет приятными эмоциями.
  3. Занимает в среднем 50% рабочего времени (6 часов в сутки).
  4. Желательно должен иметь возможность быть поставленным на паузу на несколько дней.

И в итоге мы получаем баланс жизни и работы, вдохновляясь результатами и не испытывая отвращение к выбранному пути.

Удачи, и ничего не бойтесь.

Подписывайтесь на ютуб-канал Жизнозем.

Присоединяйтесь в телеграмме.

Начать дискуссию