Церемония открытия Олимпиады 2024: фирменный стиль, идеология и скрытые смыслы
Начнем с того, что логотип, фирменный стиль, брендбук и идеология Олимпиады-2024 были утверждены в 2019 году. То есть 5 лет назад было ясно, какие идеи это мероприятие должно транслировать, какие ценности, что хотим донести до аудитории.
Логотип и фирменный стиль, предложенный французским агентством Royalties, вызвал много споров в дизайн среде за сходство с логотипом Tinder.
Сами создатели логотипа объясняют его так:
- Женское лицо, образ французской Марианны, символизирует свободу
- Олимпийское пламя - символ всемирного прогресса
- Золотая медаль - таланты и мастерство
Но любая бренд-платформа помимо лого включает описание главной идеи - сути и характера бренда. Бренд-платформа Paris-2024 лежит в открытом доступе и с ней можно ознакомиться здесь.
«Что я сейчас посмотрела?»
Первая на моей памяти Олимпиада, когда внимание общественности привлекает не вопрос допингов, дисквалификаций, а этика церемонии открытия.
Какой характер у бренда Парижской олимпиады? В официальной бренд-платформе дается следующее пояснение:
Игривая дерзость (playful audacity). Это про соединение современности с вневременным наследием. Оригинальность на грани дерзости. Образ спорта, который глубоко пропитан духом современности.
Церемония открытия в Париже - это театрализованный перфоманс про неоднозначную современность, человеческие желания, прощание со старым, которое уже точно надо отпустить и салютовать новое.
Но все это космические слова брендинговых агентств. Аудитория видит уже проявление бренда - в вещах, событиях, в сценариях. «Любви нет. Есть ее доказательства». Также и про идеологию (бренд) - ее нет, пока нет ее проявления.
Я предложу свою трактовку перфомансов Церемонии Открытия и какие смыслы могли стоять за ними, учитывая главную идею и характер бренда Олимпиады. Итак, поехали....
12
Церемония состоит из 12 сюжетов, у каждого свое название. Число 12 (месяцев/апостолов) это всегда про целостность, про гармонию, где есть место всему - и зиме, и лету, и приверженцам, и предателям. 12 историй рассказывают о 12 достояниях Франции, не скрывая от аудитории и ее темные периоды (казнь, и блуд, и кровавые революции)
«Все стекаются в Париж»
Исторически, Сена - главная артерия города. Город развивался потому, что стоял на судоходной реке. Но и брали его тоже чаще «с воды». Первый сюжет Enchanté (французское приветствие, как в английском Welcome) открывает Зинадин Зидан, алжирского происхождения, интернациональная лодка с детьми, вплывающими в Париж, и парад лодок с командами спортсменов.
Свобода, равенство, братство (и сестринство)
Целующие на лестнице мальчик и девочка, и еще один мальчик открывают сюжет Égalité («равенство»). Это первые игры в истории с равным количеством спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин. И первые игры, где к состязанию в женской категории допущен спортсмен трансгендер-мужчина. Французы, что с них взять.
Воздушный шар
Образ воздушного шара появляется как минимум дважды. Первый раз в сюжете с кино, где воздушный шар переносится из черно-белого фильма братьев Люмьер к Маленькому принцу, а оттуда на желтую лодку миньонов.
Метафора «воздушного шара» - символ приключений, путешествий, свободы и готовности к переменам. Он олицетворяет способность отпускать то, что тянет вниз.
Для тех, кто так ничего и не понял, в завершении церемонии появляется уже гигантский воздушный шар с Олимпийским котлом. «Пора, проснись, старого мира уже не будет, это пора тебе отпустить прошлое». Апологеты воукизма (woke-культура), кажется, приложили здесь руку.
Шоу дрэг-квинз или у всего есть темная сторона
Парижская бородатая Кончита танцует под песню «Freed from Desire»: "Want more and more, people just want more and more. Freedom and love, what he's looking".
Где-то в середине играет Cerrone со строчкой «That people experimented with all kind of things», а все это происходит в сюжете под названием Оbscurité («тьма»/ «неизвестность»). У каждой истории есть темные времена :)
Все вышесказанное является авторской интерпретацией, но не отменяет нижеизложенного :)
Вместо выводов:
- Это тот пример, когда вовлеченность и охват у события выше, чем потенциальная аудитория. Я могу быть не любителем спорта, но «эффект толпы» заставит посмотреть.
- Провокация как маркетинговый прием работает. Всегда.
- Это достойный кейс, чтобы проследить развитие от идеологии и брендинга до действия и обратной связи аудитории. Авторов сценария можно уличить в чересчур авторском подходе, но не в непрофессионализме.
- Для сравнения: здесь по ссылке, лежит другой вариант фирменного стиля Олимпиады-2024. Согласитесь, абсолютно другой характер и другие смыслы. В случае победы этого стиля, вероятно, церемония Открытия носила бы более традиционный характер.