Социальное предпринимательство: благотворительность или реальный бизнес

Социальное предпринимательство представляет собой сочетание бизнеса и ряда социально направленных миссий, которые отличают его как от традиционных коммерческих компаний, так и от некоммерческих организаций или благотворительных фондов. Это — ответ на заголовок, а как всё устроено, мы, банк для ИП Хайс, разбираемся в данной статье.

Социальное предпринимательство: благотворительность или реальный бизнес

Как устроено социальное предприятие

Основным отличием социальных предприятий от благотворительных организаций является их цель и методы финансирования. Благотворительные организации обычно фокусируются на решении социальных проблем и поддерживаются за счёт пожертвований, не преследуя первостепенную цель получить прибыль.

Виктор Адебовале, председатель организации группового предпринимательства Великобритании, подчёркивает, что социальное предпринимательство не следует путать с благотворительностью, поскольку это полноценная бизнес-деятельность, требующая специфических финансовых моделей. Так, Великобритания регулирует подобные организации через Комиссию по благотворительности, которая обеспечивает соблюдение ими строгих правил, включая отсутствие владельцев или акционеров, извлекающих личную выгоду. Некоммерческие организации также не стремятся к получению прибыли для распределения между сотрудниками или акционерами: они могут заниматься различными видами деятельности, но их главная цель — служение обществу.

В контексте социального предпринимательства, в отличие от благотворительных и некоммерческих организаций, предприятия включают в свои уставы экономические или экологические миссии и обязуются реинвестировать как минимум половину своих доходов или прибыли на социальные цели. Это позволяет социальным предприятиям не только справляться с актуальными проблемами, но и стремиться к устранению фундаментальных причин социальных бедствий. Они применяют различные подходы к решению сложных вопросов: таких, как борьба с бедностью, безработица или экологические проблемы. Примеры таких предприятий включают организации в сфере образования, здравоохранения, экологии и улучшения жилищных условий.

Социальные предприятия успешно демонстрируют, что могут не только выживать на рынке, но и развиваться, принося значительные доходы. По данным Social Enterprise UK, доля социальных предприятий, стабильно увеличивающих свой оборот, значительно выше, чем у традиционных предприятий. Это говорит о том, что социальное предпринимательство может быть не только эффективным средством решения общественных проблем, но и устойчивой бизнес-моделью.

Социальное предприятие и социальное предпринимательство

Социальное предприятие

  • Бизнес, который использует рыночный подход для удовлетворения существующих потребностей или решения социальных или экологических проблем.
  • В отличие от традиционного бизнеса, основной целью социального предприятия не является максимизация прибыли.
  • Получает доход параллельно с самостоятельным финансированием своих социальных проектов, что отличает его от благотворительных организаций. Ну а финансирование социального предприятия часто осуществляется за счёт продажи услуг и товаров.
  • Что касается трудоустройства, отдаёт приоритет соискателям из непопулярных и уязвимых социальных групп.
  • Есть четыре типа социальных предприятий. Предприятия первого типа трудоустраивают граждан, принадлежащих к социально уязвимым категориям. Предприятия второго — реализуют товары и услуги, созданные такими людьми. Третьего — производят товары и услуги для них же, четвёртого — занимаются решением социальных проблем.

Социальные предприниматели

  • Заинтересованы в том, чтобы начать бизнес ради большего социального блага, а не только из стремления к прибыли.
  • Примеры целей — производить экологически чистые продукты, обслуживать недостаточно обслуживаемое сообщество или сосредоточиться на общественно полезной деятельности, особенно в контексте уязвимых социальных групп.
  • Входят в тип представителей предпринимательства, которое является растущей тенденцией, наряду с социально ответственным инвестированием и EGS-инвестированием.
  • Четыре основных типа — общественные социальные предприниматели, некоммерческие социальные предприниматели, трансформационные социальные предприниматели и глобальные социальные предприниматели. Общественный социальный предприниматель отдаёт приоритет потребностям небольшого географического региона — сообщества, в котором он живёт. Основная цель его предпринимательства — принести пользу своему городу. Некоммерческий социальный предприниматель обладает широко заявленной целью, которая приносит пользу кому-то, но не обязательно непосредственно сообществу. Трансформационный социальный предприниматель стремится масштабировать свою деятельность из одной сферы, чтобы принести пользу различным областям. Усилия же глобального социального предпринимателя не ограничиваются одной проблемой или географией — он хочет решить глобальные социальные концепции, такие как бедность, депрессия или отсутствие хороших условий для жизни.
  • Фокусируют своё мышление на шести пунктах для запуска идеи: люди, проблема, планирование, расстановка приоритетов, прототипирование и преследование.

В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» экономист Адам Смит писал: «Не от доброжелательности мясника, пивовара или пекаря мы ожидаем нашего ужина, а от их отношения к собственным интересам». Смит считал, что когда люди будут преследовать свои интересы, они будут заодно стремиться к решениям, которые приносят пользу другим. Пекарь, например, хочет зарабатывать на жизнь и содержать свою семью. Для этого он производит хлеб, который питает и питает сотни людей. Впрочем, так работает не только социальное предпринимательство, но и малый и средний бизнес в целом — если предприниматели верны своим ценностям и стремятся приносить пользу окружающим.

Мифы и реальность

Социальные предприятия — не для прибыли

Большинство социальных предприятий, которые мы видим, нельзя назвать некоммерческими. Прибыль они получают, и это является одной из целей, но они направляют её часть и на достижение благого дела — выполнение какой-либо социально полезной миссии.

Социальные предприятия не могут выплачивать зарплату

Могут — и активно это делают. Более того, социальное предприятие, оборот которого составляет сотни миллионов, будет иметь право выплачивать своему генеральному директору зарплату, соразмерную ведению такого бизнеса.

Социальные предприниматели не могут управлять настоящим бизнесом

Многие социальные предприниматели имеют успешный опыт ведения бизнеса. Так же, как и другие предприниматели, они иногда преуспевают, иногда меняют сферу деятельности, а иногда даже терпят неудачу.

Социальные предприятия полагаются на гранты и пожертвования

Социальное предпринимательство не есть благотворительность. Смысл социального бизнеса заключается в том, что вы всё же продаёте свои товары, продукты, услуги, чтобы сделать что-то социально полезное. Например, часть суммы, полученной с продажи, направить в фонд помощи. Или предоставить больше рабочих мест для представителей разных социальных групп, обеспечить полную инклюзивность.

Социальные предприятия автоматически более устойчивы

Социальные предприятия будут успешны только в том случае, если они смогут продавать свои услуги и продукты клиентам. Нужна сильная бизнес-модель, отличное понимание рынка и способность предоставлять то, что хотят и в чём нуждаются клиенты. На самом деле, это очень похоже на «стандартный» бизнес.

Социальные предприятия не масштабируются

Социальные предприятия ничем не отличаются от «стандартных» предприятий в этом отношении. Если у вас есть отличный продукт или услуга, прекрасная команда, амбиции, стремление, решительность и четкий план масштабирования, нет причин, по которым вы не cможете значительно масштабировать свой бизнес.

Социальные предприниматели озабочены только социальным воздействием

Хотя большинство социальных предпринимателей мотивированы социальными или экологическими проблемами, они также понимают, что бизнес должен быть прибыльным, чтобы они могли достичь своих социальных целей. Сосредоточение только на социальном воздействии без учета финансов, маркетинга, клиентов и всех стандартных бизнес-вопросов — верный путь к проблемам.

Основная идея социального предпринимательства заключается в том, что такие предприятия могут и должны быть прибыльными, чтобы их социальные миссии были устойчивыми и масштабируемыми. Это отличает их от традиционной благотворительности, которая полагается исключительно на пожертвованные средства и не всегда может гарантировать долгосрочное влияние на решаемые проблемы.

Таким образом, социальное предпринимательство — вполне себе реальный бизнес, но особого типа: такие компании создают экономическую ценность, одновременно стремясь к социальному воздействию. Это делает их не просто предприятиями для получения прибыли, но и мощным инструментом для решения общественных проблем, что, в свою очередь, приносит пользу как самим предпринимателям, так и обществу в целом.

Пишите в комментарии, стали бы вы развивать подобный бизнес, или всё же предпочтёте традиционную модель? А чтобы узнавать больше историй о бизнесе, деньгах, маркетинге и всём, что может быть интересно предпринимателю даже во время отдыха от работы, подписывайтесь на телеграм-канал Хайса! Там только интересный контент с пищей для ума, и никаких банальных банковских тем.

11
11 комментариев

Неплохая статья, но создавать подобный бизнес я бы не стал. Частично идеи социального предпринимательства мне импонируют, например, нанимать людей из разнообразных социальных групп. Я против, грубо говоря, увольнений после наступления пенсионного возраста. Но фокусировать бизнес на решении общественной проблемы — не знаю зачем, это же государство должно делать.

Тут уже каждый сам решает, бездействовать или же взять бразды в свои руки! :)

В целом интересно, но можно сказать, что любое предприятие социальное. Ведь и кофейня, и магазин, и салон и все остальное так или иначе приносят пользу. Не понял разницы...

Вот тоже не совсем уловил)

Люди на этом зарабатывают - значит бизнес. Вот если бы это делалось бескорыстно - да, благотворительность. Другое дело, что в том, что это бизнес, нет ничего зазорного. Все равно делают хорошее дело, и о себе не забывают.

Помог себе, помог окружающим — что может быть лучше?

Виктор Адебовале, председатель организации группового предпринимательства Великобритании, подчёркивает, что социальное предпринимательство не следует путать с благотворительностью, поскольку это полноценная бизнес-деятельность, требующая специфических финансовых моделей.- и все таки речь здесь о получении прибыли скорее для покрытия расходов,чем о реальной прибыли