Разговоры о личном: должен ли руководитель оставаться big boss

Разговоры о личном: должен ли руководитель оставаться big boss

«Ты» на работе — теперь не просто форма вежливости, а символ доверия. Но что происходит, когда руководитель переходит на «ты» со всеми своими сотрудниками и делится личными историями за чашкой кофе? Размывается ли граница между работой и личной жизнью, и не теряет ли руководитель авторитет?

Разговоры о личном: должен ли руководитель оставаться big boss

Хьюстон, у нас проблема!

«Как быть в доверительных отношениях со своим подчиненным, но при этом не уйти в панибратство?» — этот вопрос, звучит на почти каждом новом потоке моего курса для руководителей Сильный руководитель (strong-manager.ru) . Для топ-менеджера эта задача напоминает попытку усидеть на двух стульях одновременно. И это ощущение не случайно: в последние 3-5 лет граница между работой и личной жизнью становится всё более размытой.

Вспомните свой первый день на работе 5-10 лет назад: строгие костюмы, «вы» на каждом шагу, ощущение, будто вы попали на заседание Совета Федерации. Сегодня в офисах господствует другая атмосфера. Поколение X и Y, пришедшие в компании, сразу переходят на «ты» и идут работать туда, где разрешено приходить в офис в розовых худи. Именно они формируют новую реальность, где близкие отношения в коллективе становится нормальным явлением. Поэтому джинсы, кроссовки и «ты» — уже не ново. Нередко в офисе можно услышать разговоры о том, что вчера кто-то съел на ужин, а не о том, как оптимизировать проект. А за офисными зданиями уже становятся актуальны посиделки по пятницам, совместные походы в кино, разговоры о детях или о ближайшем отпуске.

Поэтому руководителю важно найти баланс между непринужденностью и профессионализмом, ведь линия между дружескими и профессиональными отношениями очень тонкая. И от того, как руководитель ее прочертит, зависит не только его авторитет, но и эффективность работы всей команды.

Разговоры о личном: должен ли руководитель оставаться big boss

Разговоры о личном — важны

Может быть кто-то после прочтения первого блока статьи подумает, что личные разговоры между начальником и подчиненным под запретом, но не будьте столь категоричными.

Взаимодействие в коллективе — это не только строгие регламенты и отчеты. Иногда, чтобы построить настоящую команду, нужно заглянуть за рабочий стол и понять человека целиком. Именно тут и приходит на помощь участие руководителя в личных разговорах, но в рамках деловой этики. Например, руководителю не стоит переходить черту в личных темах: обсуждение взаимоотношений с супругом может быть неуместно. Однако, поделиться планами на отпуск или интересами за рамками работы — вполне допустимо.

Один из удачных кейсов, когда сам руководитель четко понял границы и разработал свои правила общения с сотрудниками.

Руководитель отдела Татьяна - эмпатичная и внимательная по характеру. Она стала чувствовать, что сотрудники этим злоупотребляют, вываливая на нее тонны личной информации и проблем вместо обсуждения рабочих вопросов. Татьяна решила ввести четкий регламент для тет-а-тет встреч и планерок: Первые 5 минут - короткий сбор информации о настроении, новостях. Следующие 20 минут посвящены рабочим темам: обсуждению текущих проектов, задач, результатов. Далее - 20 минут для определения планов на неделю и постановки новых задач. И заключительные 15 минут были отведены на неформальный разговор о заботах и жизненных событиях сотрудников.

Такой подход позволил ей оставаться в курсе жизни своей команды, создавая атмосферу доверия и открытости, но при этом не терять профессионализм. Она четко обозначила границы и сделала планерки и встречи структурированными, что позволило сохранить эффективность работы отдела.

В неформальной общении руководитель становится не просто начальником, а человеком, с которым можно поговорить о жизни. Это сближает и создает атмосферу доверия, где сотрудники чувствуют себя комфортно и готовы делиться не только рабочими проблемами, но и личными заботами. А это, в свою очередь, позволяет руководителю лучше понять своих сотрудников. Возможно, недавняя ошибка в работе была не из-за некомпетентности, а из-за личных переживаний. В этом случае, знание контекста может помочь не только понять ситуацию, но и оказать поддержку, что повысит лояльность и мотивацию сотрудника.

И, наконец, личное общение дает сотрудникам возможность «открыться» и получить поддержку от руководителя. В неформальной атмосфере легче говорить о сложностях, делиться страхами и мечтами, а для руководителя это ценная возможность показать свою человечность и заботу о своих сотрудниках, что повышает лояльность к нему со стороны подчиненных.

Но установите границу «работа-личная жизнь»

Во-первых, когда руководитель погружает своего сотрудника в свои сугубо личные вопросы, то размываются границы между ролями руководителя и сотрудника. В глазах подчиненного начальник теряет свой авторитет и становится «одним из своих»: кому можно пожаловаться на жизнь или на другого коллегу, рассказать о неудачных свиданиях и тд. В такой ситуации руководителю сложнее принимать решения, ставить задачи, внедрять нововведения и контролировать процесс, потому что в какой-то момент сотрудник может сказать так: «Ты чего на меня наезжаешь? Мы же друзья».

Одна из моих учениц рассказала давнюю историю — она наняла свою школьную подругу в своей отдел, потому что на прошлой работе с ней нехорошо обошлись. И моя ученица, руководствуясь дружбой и заботой о подруге, наняла ее на вакантную должность. Ученица была уверена в ее профессиональных качествах, но со временем ситуация изменилась. Подруга стала не выполнять свои обязанности в полной мере, задерживать сроки. Один из странных случаев, который она мне рассказала:

«В тот день у нас было важное онлайн-совещание в отделе продаж с директором компании. Нужно было показать выручку и динамику продаж в сравнении с прошлым годом. Встреча была стандартной, с участием всей команды и топ-менеджмента. За несколько минут до начала Оксана (так зовут подругу ученицы) написала, что не сможет подключиться, так как ее вызвали в школу — дочери стало плохо на уроке. Я успокоила ее, сказав, что все в порядке и ее помощь на совещании не требуется, так как выступаю только я.

Но позже от общих знакомых я узнала, что Оксана в тот день была не в школе, а на джазовом концерте, который проходил в 16:00. Оказалось, что кто-то из ее знакомых не смог пойти на концерт, и предложил ей выкупить два билета. Доверие к ней было подорвано, я чувствовала будто меня как человека предали. После я «посадила» ее на KPI и ведение ежедневного мини-отчета о проделанной работе. Но она поняла, что ее положение стало неустойчивым и начала поиск нового места работы. После ее ухода из компаний мы совсем перестали общаться».

Во-вторых, такое общение может привести к потере уважения со стороны других сотрудников отдела. Если руководитель слишком открыт и делится своей личной жизнью, сотрудники могут начать воспринимать его как «подружку», а не как лидера.

В-третьих, существует риск потери фокуса на реальных задачах. Когда руководитель слишком зацикливается на личных отношениях с сотрудниками, он может потерять фокус на рабочих задачах. Это может привести к снижению эффективности работы и негативно сказаться на результатах команды.

Ко мне обратилась руководитель отдела маркетинга — Анна, с серьезной проблемой: ее команда плохо воспринимает поставленные задачи, из-за чего многие маркетинговые кампании буксуют или показывают низкие результаты. Ситуация переросла в критическую: если отдел не продемонстрирует успехи в следующем квартале, руководству придется создавать новую команду.

Чтобы понять корень проблемы, я попросила Анну рассказать о своем рабочем дне и стиле общения с командой. И она рассказала довольно интересную «традицию»: каждую день за чашкой кофе в начале рабочего дня Анна делится с подчиненными новостями о своей личной жизни: о свадьбе племянницы, о проблемах с ремонтом в квартире, о своем молодом человеке. Обсуждение рабочих проектов отходит на второй план и она теряет фокус на важных решениях. Когда же она переходит к рабочим моментам, ее сотрудники не улавливают этот переход и относятся к нему легко. В итоге, отдел не воспринимает задачи серьезно, теряет из вида сроки и не может добиться желаемых результатов.

Это яркий пример того, как слишком тесные личные отношения с сотрудниками могут повлиять на рабочий процесс и подорвать авторитет руководителя.

Важно помнить, что руководитель — это не только человек, но и лидер, который несет ответственность за команду. Он должен сохранять профессиональную дистанцию, даже в неформальной обстановке, чтобы не потерять авторитет и не размыть границы между работой и личной жизнью.

При этом необходимо периодически проявлять свою личность, свои человеческие заботы и события, чтобы слишком не дистанцироваться от команды и создать достаточный уровень доверия для эффективной коммуникации.

22
1 комментарий

Смотря какой коллектив, бывают совсем гнилые люди или просто не способные к эмпатии и непонимающие определенных рамок. Однако очень не плохо когда руководитель может создать дружелюбную и комфортную атмосферу в офисе, а это невозможно сделать не общаясь доверительно с подчиненными.

Ответить