Как разработать стратегию, которая работает? Практические советы

Создание рабочей стратегии требует комплексного подхода: важно учитывать всё — от глубокого анализа внешней и внутренней среды, вовлечё��ности и объединения сотрудников едиными целями и ценностями, до системы трекинга и адаптации стратегии к изменениям.

Такой подход позволяет компании развиваться сбалансированно, сохранять конкурентоспособность и быстро адаптироваться к изменениям.

Однако на что компании и владельцы бизнеса часто не обращают внимания?

В этой статье я рассмотрела ключевые элементы, которые делают стратегию по-настоящему успешной. Один из компонентов успеха - система и синергия стратегий, ведь многие компании и управленцы до сих пор полагают, что бывает только 1 вид стратегий, подразумевая только бизнес-стратегию.

Как разработать стратегию, которая работает? Практические советы

Немного расскажем о каждом виде стратегий, формирующих единую систему стратегического управления компанией.

Видение, миссия и ценности

Это фундамент любого бизнеса. Видение отвечает на вопрос, какой компания хочет быть в будущем, миссия — на вопрос, зачем она существует, а ценности формируют внутреннюю культуру и определяют принципы работы компании.

Видение. Мы — лидер на международном рынке эстетической медицины, активно внедряющий инновационные экспертные решения на базе научно-исследовательских центров с использованием глобальной цифровой платформы.

Миссия. Создавая прорывные экспертные решения, мы развиваем новую философию бережного поддержания естественной красоты и здоровья, помогая людям чувствовать себя счастливыми.

Ценности.

  • Развитие экспертизы.
  • Свобода и ответственность.
  • Дерзость.
  • Сотрудничество.
  • Бережно к каждому.

Бизнес-стратегия

Сердце стратегического планирования или ее иногда еще называют “генеральной стратегией”. Она определяет ключевую бизнес-цель компании и то, как компания будет достигать своих целей - на этом этапе верхнеуровнево и без глубокой детализации. Она охватывает анализ рынка, конкурентные преимущества, долгосрочные цели и планы по увеличению выручки, расширению бизнеса и укреплению позиций на рынке и что важно - распределение ресурсов компании при достижении цели.

Например, "Занять позицию лидера в сегменте premium-медицины города N к 2026 году через: увеличение выручки до X рублей в год, рост доли высокотехнологичных операций до Y% от общего объема услуг, создание команды врачей-экспертов международного уровня и внедрение передовых медицинских технологий".

HR-стратегия

Люди — главный актив компании. Эффективная HR-стратегия включает привлечение необходимого количества специалистов с нужными компетенциями или план их развития у существующих специалистов, мотивацию и взращивание талантов, удержание сотрудников и повышение их вовлеченности, формирование корпоративной культуры и управление организационными изменениями. Она обеспечивает организацию необходимыми ресурсами для достижения целей бизнеса.

Задачи стратегии:

  • планирование и эффективное привлечение профессиональных кадров в нужном для достижения бизнес-цели качестве и количестве;

  • адаптация и вывод сотрудников на эффективность;

  • мотивация сотрудников, формирование лояльности, удержание персонала и снижение текучести;

  • работа с кадровым резервом и развитие талантов, HiPo;

  • снижение абсентеизма и презентеизма, повышение вовлеченности;

  • вдохновение на открытия и сверхрезультаты посредством управления на основе миссии и ценностей компании, за счет развития корпоративной культуры и тд.

Стратегия продукта и сервиса

Этот блок формирует стратегию по созданию и развитию продукта и сервиса на основе анализа рынка и конкурентов. Детально изучает целевую аудиторию, выявляя потребности и задачи клиентов (JTBD, драйверов, барьеров и тд), после чего - создается план реализации бизнес-модели. Результатом становится продуктовая матрица, где каждый продукт решает конкретные задачи бизнеса и потребителя.

Бренд-стратегия (коммерческий и HR-бренды)

Бренд — лицо или образ компании в глазах целевых аудиторий, система представлений о ней, сочетающая как эмоциональные, так и рациональные преимущества. Стратегия бренда закладывает привлекательность, приверженность и лояльность аудитории к бренду.

Включается в себя разработку:

  • позиционирования;

  • сути бренда и его характеристик;

  • инсайтов бренда и его характера,

  • уникального ценностного (UVP) и торгового предложения (USP), а также ценностного предложения работодателя (EVP) и тд.

Маркетинговая стратегия

Эффективный маркетинг помогает компании быть видимой и востребованной. Цель стратегии — создать условия конкурентоспособности и изменить поведение целевой аудитории для достижения бизнес-цели компании путем грамотного управления маркетинг-миксом и эффективного использования маркетинговых инструментов. А также — найти своих идеальных покупателей, убедить их в ценности продукта и побудить их совершить покупку.

В рамках стратегии определяем:

  • приоритетные потребительские сегменты;

  • в каком ценовом сегменте позиционировать продукт и политику цен;

  • на каких рынках (видах, типах, в тч территориально), в каких точках продаж (форматах и тд) стоит продавать наш продукт;

  • как максимал��но увеличить эффективность вложений и прибыль за счет управления маркетинг-миксом 7P (Product, Price, Place, Promotion, Process, People, Physical Evidence).

Стратегия дизайна и коммуникаций

Дизайн и коммуникации формируют визуальный и вербальный язык компании, через который она общается с внешним миром. Это не только логотипы и рекламные макеты, но и тон коммуникации, взаимодействие с клиентами и партнерами. Грамотный дизайн и ясная коммуникация через соответствующим образом подобранные каналы коммуникаций усиливают восприятие бренда, делают компанию узнаваемой, а продукты и услуги - востребованными.

Цель — донести преимущества компании и ее продуктов, привлечь и удержать аудиторию, сформировать приверженность и, в конечном итоге, увеличить ROI (окупаемость средств) за счет эффективных коммуникаций. Или проще говоря - задача этой стратегии - попасть в “умы и сердца” целевой аудитории для достижения бизнес-цели компании.

Проработка каждой стратегии компании — это, конечно, сложный и трудоемкий, но крайне важный процесс, который требует не только полного включения руководящего состава в разработку комплекса стратегий, но и правил��ной организации самого процесса разработки.

Сделать этот процесс более легким и эффективным помогают экспертные стратегические сессии со специалистом по стратегическому планированию. И здесь есть важный нюанс - не каждый фасилитатор или командный коуч является таким экспертом. Максимальную эффективность по созданию сильных стратегий приносят компаниям специалисты, одновременно являющиеся экспертами-консультантами в стратегическом управлении (идеально, если еще и с бизнес-опытом в стратегировании инхаус) и владеющие методологией фасилитации стратегических сессий и командного коучинга.

И, конечно, важно понимать, что работая совместно с экспертом по разработке и внедрению стратегий, вы снизите риски неудач, потери ресурсов и получите существенные преимущества:

  • Освоите новые знания и навыки комплексного стратегического планирования от профильных исследований до профессиональной реализации и оценки эффективности;

  • Получите четкую структуру работы и обретете поддержку на каждом этапе;

  • Детально проработаете все важные элементы каждой стратегии: от бизнес-модели и HR-плана до маркетинговой и коммуникационной составляющей;

  • Вовлечете руководство и ключевых сотрудников в процесс, объединяя их едиными целями и ценностями, повышая эффективность принятия решений и снижая риск сопротивления изменениям;

  • Пройдете по намеченному пути, избегая ненужных экспериментов, потери времени и других ресурсов, с трекингом внедрения и адаптацией в условиях изменений.

Желаю вам успешных стратегий для развития и процветания вашего бизнеса!

Получить консультацию по составлению ключевых стратегий бизнеса или отправить заявку на разработку можно по ссылке.

Еще больше полезных материалов о стратегиях, бизнес-миссии и брендинге в телеграмм-канале

10
2 комментария