Digital-стратегия: создать своими силами или обратиться в агентство?

Автор статьи: Екатерина Федотова, digital-стратег ITECH.

В этом году мы все наблюдали, как за пару месяцев рынок претерпел, казалось бы, невероятные изменения. Компании начали массово и в рекордно короткие сроки осваивать digital, адаптировать бизнес к работе онлайн, с нуля учиться общаться со своей аудиторией в сети.

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) в первом полугодии 2020 рынок онлайн-продаж составил 1,654 трлн рублей — по сравнению с аналогичный периодом прошлого года его объем вырос вдвое.

Однако сегодня компаниям нужно не просто «перейти в digital»: важно научиться эффективно пользоваться его инструментами. Это весомый аргумент задуматься о digital-стратегии.

Три пути разработки digital-стратегии

Многие компании, «новички в digital», зачастую выбирают между двумя вариантами: создать digital-стратегию силами своих сотрудников или обратиться за помощью в агентство.

На выбор влияют такие факторы, как цели и задачи компании, бюджет, наличие внутренней экспертизы, сроки и другие.

Но, как правило, самый оптимальный и эффективный путь — третий: сотрудничество штатных специалистов (одного или нескольких) и digital-агентства. Давайте рассмотрим, почему.

Причины обратиться в агентство

Затраты и ресурсы

На первый взгляд кажется, что услуги штатного специалиста дешевле в сравнении с агентскими. Меньше финансовые и трудовые затраты, так как вы УЖЕ оплачиваете работу сотрудников, а если понадобятся «дополнительные руки» — всегда можно привлечь внешнего специалиста, например, фрилансера.

Здесь кроется нюанс: чем больше инструментов при разработке digital-стратегии вы планируете задействовать, тем больше профильных специалистов вам понадобится. Кроме того, основная цель — сделать не «стратегию ради стратегии», а подготовить рабочий план для достижения целей компании с помощью цифровых решений.

Успех зависит от множества факторов. Как минимум — от глубины знаний специалистов (где выигрывает агентство) и их погруженности в проект (тут преимущество у штатных сотрудников).

Знание бизнеса компании

Никто не понимает бизнес — специфику деятельности, сильные и слабые стороны, точки роста и скрытые ресурсы — лучше руководителя компании и его команды. Казалось бы, зачем привлекать агентство?

На практике же оказывается: одно дело знать бизнес «изнутри» и другое — уметь перестроить его под работу в digital-среде.

Агентство дает возможность посмотреть на компанию «со стороны» и грамотно перевести ее на «цифровые рельсы». При этом у профессиональных подрядчиков нет шаблонных стратегических решений: любой бизнес по-своему уникален, и специалисты агентства это понимают.

Эффективность разработки стратегии зависит от вовлеченности и плотности взаимодействия сторон. Чтобы digital-агентство максимально погрузить в бизнес, важно уделить особое внимание брифингу и дебрифингу и активно участвовать в работе на всех дальнейших этапах проекта.

Компетенции в digital

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Конечно, идеальная ситуация, когда в компании есть сотрудник с глубокими теоретическими и практическими знаниями в digital. Но, во-первых, такого специалиста найти крайне сложно, во-вторых, его услуги — дороги.

Преимущество в данном случае на стороне digital-агентства. В нем уже есть команда, сочетающая высокий уровень экспертизы, умение работать с разным бизнесом и способность достигать конкретных целей с помощью IT.

При этом помощь штатного специалиста (обычно, интернет-маркетолога) агентству будет крайне полезна. Он сможет задать вектор развития проекта, поставить цели и задачи; будет контролировать процесс и оценивать результат работ.

Мотивация

Внутренние специалисты связаны с компанией долгосрочными отношениями и, как правило, в первую очередь ориентированы на выполнение прямых должностных обязанностей.

Если развитие digital-направления не входит в их число, но при этом они вовлечены в проект, необходимо предусмотреть им дополнительные факторы мотивации.

Сотрудники агентства, напротив, полностью погружены в проект и добиваются одной цели — разработать эффективную digital-стратегию для вашей компании. При этом они могут стать экспертным помощником и digital-консультантом штатным сотрудникам.

Сроки

Оперативность принятия решений — один из залогов развития бизнеса. Если вы ограничены в сроках, не обладаете всей полнотой опыта в digital и судьба вашей компании зависит от скорости и правильности действий — вам поможет команда специалистов digital-агентства.

Она сможет подхватить срочные задачи менеджера проекта со стороны компании (например, интернет-маркетолога) и благодаря большому опыту в IT подскажет, в каком направлении следует двигаться. Разработка digital-стратегии пойдет в разы быстрее, нежели без участия агентства.

Исключения

Конечно, надо понимать, что не всегда компании нужно так тесно взаимодействовать с digital-агентством. Например, в этом нет необходимости, если в штате уже есть укомплектованная IT-команда, которая закроет задачи по выводу бизнеса в онлайн.

В случае, если у вас с digital-агентством налажено тесное и долгосрочное сотрудничество (вплоть до совместной работы над бизнес-процессами компании), то, вероятнее всего, вы сможете передать работу по проекту его специалистам.

Вывод

Совместная работа штатных специалистов и digital-агентства — оптимальный вариант для компаний, которые делают в онлайн только первые шаги, но уже вынуждены конкурировать с сильными игроками. Любое профессиональное агентство — в первую очередь друг и партнер бизнеса, консультант в достижении целей.

Перед стартом проекта по разработке digital-стратегии найдите помощника, отвечающего вашим требованиям и ожиданиям. Как понять, что это именно «ваше» агентство и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться с партнером — читайте в нашей статье «Как выбрать digital-агентство для маркетинга в интернете».

22
Начать дискуссию