Огрехи кибербеза. Кто виноват в инциденте: бизнес или ИТ-партнёр?

Вопрос, кто должен отвечать за последствия кибератак, остаётся открытым. В России нет чётких регуляторных механизмов, которые определяли бы виновника. В каких случаях платить штраф должен владелец данных, а в каких — компания, которая разработала ИТ-решение, или интегратор, который его установил? Дискутируем с экспертами.

Огрехи кибербеза. Кто виноват в инциденте: бизнес или ИТ-партнёр?

О чём речь

ИБ-инцидент — это любое событие, которое нарушает конфиденциальность, целостность или доступность данных. Сюда относятся:

  • утечки данных
  • взлом системы через уязвимость в софте
  • DDoS-атаки
  • мошенничество с учетными записями (фишинг, кража паролей)
  • вредоносное ПО
  • физический урон (повреждение или кража серверов, ПК и других устройств с чувствительными данными)

Удобнее на слух?

Огрехи кибербеза. Кто виноват в инциденте: бизнес или ИТ-партнёр?

В новом подкасте от «ОБИТ» эксперты препарируют вопрос, кто на самом деле должен платить за ИБ-инциденты, на реальных примерах из бизнеса.

Смотрите: YouTube

Или слушайте: Яндекс Музыка

Границы ответственности бизнеса

Кто владеет данными, тот их и защищает

Представим ситуацию. Отель обеспечил информационную безопасность решениями от надёжного поставщика, но хакеры сумели провести таргетированную атаку. Персональные данные гостей похищены, целостность ИТ-периметра нарушена. Кто виноват?

Никита Черняков, руководитель департамента информационной безопасности (ИБ) Центра экспертизы и дистрибуции цифровых технологий Axoft, считает, что ответственность лежит на компании. ИТ-директор должен предусмотреть потенциальную атаку и дифференцировать систему защиты:

«За сохранность данных отвечает бизнес. Особенно на объектах КИИ (критической информационной инфраструктуры). Если ИБ-инцидент всё-таки произошёл, ИТ-отдел должен принять ответственность и в будущем сделать так, чтобы именно этот инцидент не повторился».

Бизнес должен проверять подрядчиков

Никто не будет спорить, что поиск надёжного ИТ-партнёра — ответственность бизнеса. Изучайте рынок, проверяйте репутацию, степень безопасности и составляйте строгий договор с уровнем ответственности, обязательствами по устранению уязвимостей и санкциями за нарушения. Часто у подрядчиков есть доступ к системам клиента, а значит — взлом ИТ-партнёра ставит под угрозу вашу кибербезопасность. Когда сотрудничество заключено, регулярно тестируйте инфраструктуру подрядчика на уязвимости и внимательно следите за обновлениями.

Помните: дешёвое ИТ-решение от недобросовестного ИТ-партнёра может стоить вам миллионы рублей при утечке.

Человеческий фактор и ошибки эксплуатации

Поставщик ИТ-решения должен снабдить заказчика инструкциями по эксплуатации продукта, но он не может контролировать, как решение используется в повседневной работе. Если к инциденту привели ошибки сотрудников или неправильное применение— отвечать будет бизнес.

Никита Черняков рекомендует инвестировать в Security Awareness, то есть обучать сотрудников цифровой гигиене и способам защиты информационных ресурсов компании:

«У вас могут стоять совершенные средства защиты. Но если бухгалтер нажимает на ссылки в фишинговых письмах, а сотрудники вводят корпоративные учётные данные на непроверенных сайтах и используют везде один и тот же пароль, систему защиты ждёт крах».

Огрехи кибербеза. Кто виноват в инциденте: бизнес или ИТ-партнёр?

Штрафы и урон репутации

В России санкции за утечку персональных данных в большинстве случаев накладывают на бизнес. И хотя по федеральному закону №152 ответственность несёт тот, кто обрабатывает данные, эксперты отмечают, что механизм распределения ответственности не проработан.

Рука об руку с финансовыми потерями идут репутационные. Если в банке произойдёт ИБ-инцидент и чувствительные данные улетят в сеть, клиенты обвинят в халатном отношении к кибербезопасности банк, а не поставщика средств защиты. Как итог — утрата лояльных клиентов и низкий кредит доверия у потенциальных.

Максим Сошников, ИТ-директор сети отелей Wawelberg, считает, что ответственность должна оставаться на организации:

«Это бодрит. Если компания знает, что понесёт персональную ответственность за утечку, она приложит больше усилий, чтобы защитить данные».

Границы ответственности вендора и интегратора

Бизнес платит за услуги и ожидает, что риски минимизированы

Простая истина: если вендор предоставляет ИТ-решение, он должен гарантировать его безопасность. Владимир Владимиров, руководитель ИТ-службы государственного учреждения, предлагает поставщикам решений разделять ответственность за инцидент. Например, если бизнес следовал всем рекомендациям вендора, но ИБ-инцидент всё-таки произошёл, вендор мог бы покрыть часть убытков средствами, которые получил от клиента.

А если к инциденту привели уязвимости из-за кастомизации, интеграция с небезопасными решениями или отсутствие регулярных обновлений, за которые отвечал интегратор ИБ-решения, и он должен разделять ответственность за инцидент.

SLA, договорные обязательства и сертификаты

ИТ-партнёр, будь то вендор или интегратор, точно должен компенсировать убытки в двух случаях:

  • если контрактом прописано, что он несёт ответственность за ИТ-безопасность клиента;
  • если он гарантирует, что деятельность соответствует стандартам безопасности, но в реальности это не так.

Когда партнёр не защищает данные клиента по контракту, есть три пути: 1) отказаться от сотрудничества; 2) «подстелить солому» и самостоятельно настроить резервное копирование, шифрование и т. д.; 3) доверить укрепление безопасности интегратору.

Никита Черняков:

«ИТ-партнёры отвечают только за тот объём услуг, который прописан в договоре. А многие думают, что, например, хранение данных у облачного провайдера предусматривает и защиту, и резервные копии. Это не так. Если бы договоры читались чаще и внимательнее, таких конфликтов удалось бы избежать».

Ошибки в коде или инфраструктуре

Уязвимости в продукте, допущенные вендором, остаются в его зоне ответственности. Поставщик должен устранять их своими силами и отвечать за последствия. Если надзорные органы предъявили претензию за утечку вашей компании, но вы уверены, что виноват вендор и его уязвимый код, докажите это и переложите ответственность. Но будьте готовы провести расследование и предъявить суду весомые доказательства.

Есть ли однозначный ответ?

С нашей точки зрения — нет. А как вы считаете, кто чаще виноват в ИБ-инцидентах? Продолжим дискуссию в комментариях!

Огрехи кибербеза. Кто виноват в инциденте: бизнес или ИТ-партнёр?

Подписывайтесь на наш VC-блог и Telegram-канал, чтобы регулярно получать полезную информацию об ИТ для бизнеса.

4
Начать дискуссию