Поведенческий анализ. Часть 3. Эвристики
Мозг человека — орган, который требует много ресурсов. При массе около 2% от общего веса тела он потребляет около 20% всей энергии.
При этом мыслительный процесс не всегда быстрый и часто неэффективный, поэтому уделять время сбору пищи вместо осмысления происходящего было более выгодной стратегией (впрочем, и сейчас ничего не изменилось).
Эвристики — это совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение задач. Говоря простым языком, это лайфхаки, с помощью которых мозг избегает долгих вычислений и бесконечного углубления в данные.
В результате использования эвристик в нашем мышлении возникают систематические ошибки (когнитивные искажения), которые могут искажать наше восприятие реальности. В настоящее время открыто и описано более 100 когнитивных искажений.
- Первая эвристика сформировалась под влиянием естественного отбора: если вы заметили, что стая побежала в каком-то направлении, то лучше побежать вместе с ними, иначе любопытная мартышка рискует стать жертвой хищника. Бежать в другую сторону от стаи непрактично, потому что отбившиеся становятся легкой добычей тех же хищников.
Эволюционно сформировалось поведение — бросить все и бежать вместе со всеми, а не думать о вечном. При этом толпа из академиков ничем не отличается от толпы крестьян. Она живет эмоциями, и главное — не становиться на пути. А если встреча неизбежна — слиться с ней (подстроиться) и уйти при первой удобной возможности (медленно отстраиваясь, не привлекая внимания).
- Вторая эвристика — это поиск авторитетов, которые выполнят задачу за индивидуума и предоставят удобную картину происходящего.
С одной стороны, это позволяет сэкономить время на проверке несущественных данных. Например, мы знаем, что атомы существуют, но не бежим покупать туннельный микроскоп для подтверждения этого факта.
С другой стороны, это открывает простор для манипуляций. Причем абы кто здесь не прокатывает: субъект должен обладать определенным уровнем доверия. Тем не менее это позволяет с помощью умолчаний и намеренных искажений (но не открытого вранья) изменять фрейм восприятия.
Будучи действительно экспертом в одной области, персонаж может распространять влияние на все остальные и пытаться навязать свою точку зрения.
Этот кейс мы рассмотрим дальше на примере специалиста по информационной безопасности и информационно-психологическим операциям.