Почему премии и бонусы зачастую не делают нас счастливее? Герцберг знал ответ ещё в 1959-м

Зарплата и бонусы кажутся топливом мотивации. Правда в том, что они лишь гасят недовольство, а настоящий огонь и страсть в работе включают совсем другие вещи.

👨‍🏫 Кто вообще такой этот Герцберг

Фредерик Герцберг - американский психолог и профессор менеджмента.
В 1959 году он провёл масштабное исследование, чтобы ответить на простой вопрос: что делает людей довольными работой, а что их демотивирует?
Результат оказался парадоксальным:
💎 то, что убирает недовольство, не всегда мотивирует;
💎 то, что реально и надолго мотивирует, зачастую не связано с деньгами и условиями.

Согласно этой теории есть два типа факторов:


1. Гигиенические факторы.
Их отсутствие рождает недовольство, а наличие - норму.
Примеры в бизнесе:
🔷 зарплата и выплаты;
🔷 офис, оборудование, условия труда;
🔷 соцпакет и безопасность;
🔷 адекватное руководство и политика компании.
📌 Вывод: зарплата сама по себе не вдохновляет, но её задержка или несправедливость моментально демотивирует.
Это если бы вы снимали квартиру- наличие горячей воды и отопления- база, вряд ли вы будете сильно радоваться наличию этого функционала. Но при отключении воды или отопления, вы будете нервничать и скорее всего будете искать альтернативные варианты проживания.

2. Мотивационные факторы
- то, что реально включает вовлечённость и желание работать.
Примеры:
🔷 интересная работа;
🔷 признание успехов;
🔷 рост и развитие;
🔷 участие в принятии решений;
🔷 чувство смысла и ощущение, что результат работы приносит пользу обществу.
📌 Вывод: именно эти факторы зажигают и мотивируют команду надолго.
В нашем примере с квартирой такими факторами могут выступать- остановка автобуса недалеко от дома и освещённая дорога до подъезда для человека, часто работающего до позднего вечера или наличие красивого парка или шикарной детской площадки во дворе для семьи с детьми.
Мы видим на примере съемной квартиры, что мотивационные факторы могут быть разными для разных людей и в бизнесе менеджеру необходимо определить главные мотивационные факторы для каждого сотрудника и команды

🎯 Итоги для команды согласно модели Герцберга

🔷 Сначала убери источники недовольства (зарплата вовремя, нормальные условия работы, прозрачные правила, хороший онбординг).
🔷 Потом включай мотивацию (смысл, амбиции, признание, участие, развитие).
💰 Деньги и комфорт = фундамент и стены дома
🔥 Смысл, признание и рост = внутренняя отделка.
Невозможно жить в доме без крыши или стен, но и жизнь в доме без ремонта и отделки тоже невозможна. Для долгосрочного успеха команды необходимо удовлетворять как базовые, так и мотивационное факторы.

Я - Ирина, автор канала Ирина С | Вообще-то я проджект. Пишу об управлении проектами, бизнесе, путешествиях и просто о жизни. Если Вам понравилась эта статья - присоединяйтесь к моему каналу.

Начать дискуссию