Что делать, если ты облажался?

Что делать, если ты облажался?

Сегодня хочу поразмышлять на тему ошибок и косяков, которые имеют серьёзные последствия для компании. У меня был интересный опыт взаимодействия с сотрудником, назовём его Гришей. И вот Гриша трудился в маркетинге и был почти безупречен в работе. Всё у него ладилось, всё получалось. Он был максимально уравновешен, предельно собран, внимателен к деталям. Мечта, а не сотрудник. А что не так, спросите вы? Человек хорошо работает, делает результат, надо же радоваться. Да я радовался, но понимал, что человек задрал для себя самого планку до небес. И если на краткосрочной дистанции он, словно спринтер, результат на стометровке показывал отличный, то в марафоне начал допускать ошибки. Как я себе представляю, любой бизнес - это больше затяжной марафон, а бежать длинную дистанцию со спринтерской скоростью невозможно. И конкретно в случае с Гришей стало понятно, что самый его большой страх - допустить ошибку. К нему я ещё вернусь.

Ситуация, которую боится каждый сотрудник, когда вы понимаете, что допустили провал, который может стоить компании денег, репутации или клиентов. Первая реакция - паника, желание скрыть или переложить вину, чувство вины и обиды на судьбу. Многие сразу решают, что сегодня их точно уволят - синдром самозванца, привет. Но именно в этот момент ваши действия определяют не только последствия ошибки, но и вашу профессиональную репутацию. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то немедленно остановите утечку. Если процесс ещё идёт, например, некорректно настроена рекламная кампания и бюджет сливается в трубу, ваша первоочередная задача поставить процесс на стоп. Не ждите разрешения руководства и не надейтесь, что само рассосётся. Даже 5 минут могут стоить компании тысяч. И это пример далеко не самой критичной проблемы. После этого обязательно сообщите непосредственному руководителю. Не откладывайте. Лучше услышать я разберусь от вас, чем от кого-то другого. При разговоре не пытайтесь юлить и сглаживать углы, да, я допустил ошибку, это привело к таким-то последствиям. Покажите, что ситуация под контролем, ведь вы уже остановили процесс.

В такой ситуации я, если сталкиваюсь с проблемой, предлагаю план действий по исправлению. Нормальному руководству нужны не виноватые, а решения. Продумайте варианты, например, как минимизировать ущерб прямо сейчас, как не допустить повторения ситуации в будущем, кто ещё должен быть в курсе. Может быть финансовый отдел, юристы, служба поддержки?

Для самого себя важно провести анализ, но без самобичевания и спросить себя, на каком этапе я принял неверное решение? Что помешало мне увидеть риски - нехватка данных, усталость, незнание процедуры? Какие инструменты или процессы могли бы предотвратить ошибку? Это не для того, чтобы найти себе оправдание, а чтобы превратить провал в карту рисков для себя лично и для всей компании. Примите ответственность и не ищите виноватых в коллегах, процессах или тяжёлом дне. Фраза про то, что вы отвечаете за это и готовы участвовать в исправлении вызывает гораздо больше уважения, чем оправдания в духе “глюк системы” или “все вокруг виноваты”. Поэтому не скрывайтесь, ведь самое разрушительное - это делать вид, что ничего не произошло. Даже если руководство не заметило ошибку сразу, рано или поздно правда всплывёт и тогда доверие будет подорвано безвозвратно.

Это важно для вашей карьеры, практика показывает, что честность в кризисе ценится выше, чем безупречность в спокойные времена. Умение работать с ошибками, безусловно, ключевой навык зрелого профессионала. Компания, которая видит, как вы справляетесь с провалом, с большей вероятностью доверит вам серьёзные проекты в будущем. Крупная ошибка не конец карьеры, а хорошенький стресс-тест на вашу профпригодность. Те, кто проходит его с честностью и хладнокровием, становятся ценнее, опытнее и растут, как профи.

А как там Гриша? Гриша начал тормозить на дистанции, потому что энергия не бесконечна, а боязнь допустить ошибку разъедала изнутри. Потому что в работе всегда приходится делать выбор - ты либо бежишь быстро, но готов делать ошибки и исправлять их, либо хочешь быть “Безупречным”, но тогда скорость твоя будет черепашьей. Тебя уже все обогнали на дистанции, кто-то даже успел заменить порванный кроссовок, а другой марафонец разбил коленку, потому что упал. Но они от тебя убежали так далеко, что догнать их уже нереально. Зато ты красивый и чистенький с отрицательным отрывом, но в красивой форме, замыкаешь марафон, аккуратно попивая изотоник из трубочки.

Я для себя очень чётко понимаю, что в качестве руководителя мне очень комфортно работать с теми, кто приходит ко мне, сообщает о проблеме и предлагает решение, не боясь взять на себя ответственность. С этими ребятами мне по пути, на них можно положиться. И совершенно точно не хочется работать с чистенькими и безупречными, которые не косячат, а если накосячат, будут молчать и медленно думать, как что-то исправить.

В предыдущей статье я писал о подборке любимых книг, которые в том числе помогают принимать правильные решения в критических ситуациях. Если ещё не прочитали - забегайте на огонёк!

Очень рад вашим подпискам и комментариям!

2
3 комментария