Что общего у Николая II, пылесоса и Джеффа Безоса?

Заметки на основе выступления в рамках ReForum 3 апреля 2021 года. Разбор технологических и культурных трендов.

Что общего у Николая II, пылесоса и Джеффа Безоса?

Краткое содержание доклада:

2015 год из нашей реальности VS ожидания 2015 года из вселенной «Назад в Будущее». Умные замки в 2015 году уже были, остальное действительно не сбылось

Это видео от создателей одного из величайших фильмов — «Назад в будущее». Ролик показывает как люди 30 лет назад видели будущее, то, как они из 85-го года представляли, уже ставший для нас прошлым, 2015.

Им я хотел проиллюстрировать, какое неблагодарное занятие — предугадывание будущего. Все футурологи стремятся делать форсайты — взгляд в далекий промежуток времени, как раз лет на 30 вперед. Вероятность ошибки довольно высока, и на самом деле, такие тренды неприменимы в реальной жизни, и в этом их основной парадокс.

Хайп цикл развивающихся технологий от Gartner

Если поиск технологических трендов вам действительно интересен, предлагаю обратить внимание на хайп-цикл консалтинговой компании Gartner, которая практически ежегодно обновляет статусы технологий, которые, в том числе, оказываются на хайпе, показывая на каком этапе цикла находится технология. Часто оказывается, что медийный интерес сильно опережает проникновение технологии в массы.

Хайп цикл для развивающихся технологий Гартнера
Хайп цикл для развивающихся технологий Гартнера

Таймлайн технологий будущего

Это интересный концепт, чтобы понимать, что нас ждет до 2050 года в понимании большого количества футурологов. Есть такой сайт, Футуризм, где можно заглянуть в будущее.

Приводимый таймлайн уже просрочен, так как начинается в 2019:

  • технологии управления глазами
  • дизайнерские антибиотики
  • поглощаемые роботы
  • умная одежда
  • добыча ископаемых в вулканах и пр.
Таймлайн технологий будущего. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffuturism.com%2Fimages%2Fthings-to-come-a-timeline-of-future-technology-infographic&postId=230178" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Оригинал инфографики</a>.  Futurism.com
Таймлайн технологий будущего. Оригинал инфографики.  Futurism.com

Подобные таймлайны составляются для того, чтобы визуализировать то будущее, в котором мы хотели бы оказаться.

Время на адаптацию технологий сокращается

По сравнению с тем, как жили наши предки, время на адаптацию технологий сокращается. Можно браться за амбициозные цели и достигать их в рамках поколений.

Это хорошо для нас. У авиалиний, чтобы стать популярными, ушло несколько десятков лет. Телефон — 75 лет для адаптации. Электричество, чтобы проникнуть в массы и получить 50 млн пользователей, прошло путь в 46 лет. С развитием медиа, смартфоны, соцсети получили доступ к более быстрому проникновению в жизнь человека. Облачные приложения и игры пользуясь инфраструктурным доступом к миллиардам людей в состоянии собирать миллионы пользователей за считанные часы и дни.

Время на адаптацию технологий сокращается
Время на адаптацию технологий сокращается

Что общего у Николая II, пылесоса и Джеффа Безоса?

Где вы еще такое увидите. Пылесос, Джефф Безос и Николай II на одном слайде
Где вы еще такое увидите. Пылесос, Джефф Безос и Николай II на одном слайде

Николай II (а надо представить, кто тогда совершал прорывы и создавал инновации — это были цари и императоры, потому что больше ни у кого не было такой власти и богатства, которые позволяли им инвестировать в будущее) был одним из первых покупателей пылесоса, который изобрели в 1860 году.

В 1901 году вышла первая промышленная модель, которую и заказал Николай II.

Пылесос Николая II выглядел примерно так. Первые модели были на бензине, их подкатывали к окнам, чтобы закинуть внутрь трубу, которая диковинно гудела и засасывала в себя пыль. Эту историю я расскажу подробнее, но не в этот раз.
Пылесос Николая II выглядел примерно так. Первые модели были на бензине, их подкатывали к окнам, чтобы закинуть внутрь трубу, которая диковинно гудела и засасывала в себя пыль. Эту историю я расскажу подробнее, но не в этот раз.

Императору Николаю II обязаны и братья Филипсы.

В 1898 году, спустя всего семь лет после основания компании, Антон Филипс заключил контракт на поставку 50 тысяч ламп для освещения Зимнего Дворца в Петербурге, такое количество в то время Philips выпускал в год.

Раньше богатые и властные люди двигали вперед инновации, обращая взор на то, во что они верили, и продвигали эти идеи.

Такими людьми в наше время стали миллиардеры. Они заменили собой царей, и те компании, за которыми они стоят заместили собой правительство.

Все инновации базируются на предыдущих изобретениях

Нет инноваций, которые появились на пустом месте. Любая технология рождается на пересечении предыдущих созданий. Есть инфографика про создание айфона, таймлайн в ней отражен вплоть до каменного века — и указаны технологии, которые помогли ему появиться: это дисплей и вычислительные мощности, камера, батареи и масса других инженерных задач. Ничто не берется из ниоткуда.

Таймлайн технологий, способствующих появлению  iPhone. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fquartsoft.com%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fiphone-tech-history-infographic.jpg&postId=230178" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Картинка в высоком разрешении</a>.
Таймлайн технологий, способствующих появлению  iPhone. Картинка в высоком разрешении.

Антитренд. Отклонение в сторону статус-кво

Важное когнитивное искажение, которые выступает антитрендом для этих инноваций — консерватизм человеческого общества.

Отклонение в сторону статус-кво. Это когнитивное искажение мешает развитию технологий.

Что общего у Николая II, пылесоса и Джеффа Безоса?

Его суть в том, что люди хотят, чтобы все было по-старому, как раньше. Я не зря упомянул пылесос — он появился в 1860, стал продаваться в начале XX-го века, а массовым стал только после Второй мировой войны, когда пылесосы стали доступными для среднего класса.

Мега-корпорации вместо правительств

С другой стороны, в последние годы мы, как человечество, обзавелись Мега-корпорациями вместо правительств. Они замещают в каких-то вещах правительство.

Продолжающиеся обсуждения Фейсбука и Конгресса (влияние Фейсбука на выбора 2016 года продолжаются уже несколько лет), непонятно, где должна заканчиваться роль и власть Мега-корпораций.

Ставки Мега-корпораций

Мега-корпорации позволяют заглянуть в будущее, потому что сегодня они превратились в самые мощные институты, которые хотят дальше укрупняться, и они делают ставки на те рынки и бизнесы, которые, по их мнению, будут кратно расти. Поэтому, если вам интересно, какие рынки будут развиваться, какие бизнесы можно построить, какие приложения для этих рынков сделать — надо смотреть на ставки крупных компаний.

Создавая приложения под их экосистемы, миллионером, наверное, не станешь, но какие-то деньги можно заработать.

Я коротко выделил некоторые из ставок Мега-корпораций:

  • Создание экосистем. В прошлом октябре в России экосистему анонсировал Сбер. Яндекс и Мейл.ру строят свои экосистемы, развивая сервисы массового спроса: доставку еды, такси и т.д. Можно посмотреть презентацию Сбера — там все подробно описано по этой теме.
Не нашел презентации об экосистеме Сбера 2020 года, зато есть ссылки на их сайт: https://www.sberbank.com/ru/eco

Презентация о экосистеме Сбера (версия 2019 года): https://t.me/ni404head/214

Версия 2018 года:
https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/ir/docs/sberbank_analyst_day_2018_ru.pdf https://t.co/LGrBIMhOZ4
Что общего у Николая II, пылесоса и Джеффа Безоса?
  • Логистика. Ситуация с Суэцким каналом показала, что вся мировая экономика встала на колени из-за одного танкера, который недостаточно грамотные моряки провели по каналу. Логистика до сих пор в силу каких-то причин не оптимизирована. На логистику ставят Google, Alibaba и Amazon. Это повод задуматься, какие продукты делать на этом рынке.
  • Голосовые ассистенты. Футурологи придумали, что голос может стать поиском, как в свое время стал гипертекстовый поиск. Поэтому нужно создавать инфраструктуру, чтобы у людей было как можно больше устройств на руках, чтобы была база пользователей. Мега-корпорации со своими бюджетами ускоряют инновации, потому что они субсидируют стоимость производства hardware-девайсов, чтобы расширить пользовательскую базу, ускорить развитие рынка, чтобы появление 50 млн пользователей заняло меньше, чем 30 лет.
  • Облачные технологии. Это очевидное развитие многих сервисов, связанное с тем, что рост приходится во многом на IT-продукты, а они растут на облачных технологиях. Невозможно представить рост Instagram без облачных сервисов Amazon. Облачные решения направлены на оптимизацию хранение, хостинга и др. вопросов.
  • Здоровье. Эта сфера хорошо иллюстрируется покупкой компанией Google FitBit — производителя умных браслетов и часов. Это широкий рынок, нельзя сказать, что есть конкретное направление куда смотрят гиганты. Но многое говорит о консолидации данных для отслеживания здоровья человека. Apple, например, внедряет в свои часы технологии для ЭКГ. Интерес к оцифровке здоровья растет.
  • VR/AR/MR. Здесь хайп подсхлынул. Единственным амбассадором направления остался Марк Цукерберг, который развивая Oculus, показывает, что он верит, что коммуникация в соцсетях переместится в смешанную реальность.
  • Индия. В отличие от Китая, рынок Индии открыт для иностранных компанией и инвесторов. В 2020 году сразу три техно-гиганта сделали несколько громких анонсов в отношении Индии. Facebook инвестировала $5.7 млрд в телеком-стартап Jio, Google в него же $4.5 млрд и объявила, что вложит до $10 млрд в ближайшие годы, тогда же Amazon анонсировала план вложить $1 млрд в развитие бизнеса в стране.

Чтобы понять, куда движется интерес компании, стоит посмотреть на историю поглощений IT-гигантами других компаний.

Противостояние общества и миллиардеров

Перед нами развивается драма, заключенная в том, что долгое время капитализм стимулировал создание большого капитала. Настолько большого, что сейчас у самых богатых людей в мире сотни миллиардов долларов. Большинство из них живет в США. Их богатство помогает реализовывать им невиданные масштабы проектов. Джефф Безос и Илон Маск строят космические проекты, что было бы невозможно без этих капиталов. Сейчас решается важный вопрос — оставят ли в покое власти миллиардеров или нет?

Список богатейших людей планеты
Список богатейших людей планеты

Опыт Китая, где прессовали Джека Ма и не допустили, чтобы Ant Group вышла на IPO, показывает, что где-то власть не даст возобладать капиталам над обществом.

Посмотрим, что произойдет в случае с США. Это будет новая реальность — либо Мега-корпорации будут над государствами, либо останутся под ними.

Пока их пытаются держать в узде, не дают, к примеру. создавать криптовалюты. Потому что, если у компании своя валюта, и она может существовать в закрытой экосистеме, что с ней можно сделать?

Географический арбитраж

Его суть в том, что в каждый момент времени в мире есть страны отстающие от России в развитии новых технологий и рынков. Латинская Америка, Африка, отчасти Азия, Индия. На этих рынках можно работать.

Компания Genesis с украинскими корнями делает медиа и приложения в Африке. Леонид Богуславский активно инвестируют в Индию.

Можно посмотреть, какой проект популярен на рынках развитых стран, но еще не проник в отстающие страны, и запускать его там, имея преимущество перед местными. Например, Skillbox запустили спин-офф в Бразилии.

Мир после пандемии

Мир изменился и не вернется после пандемии к тому, каким был до марта 2020 года. Легче строить распределенные команды, людям проще договариваться о том, что они могут работать удаленно из разных городов. Можно дешевле нанимать людей, которые находятся в любом регионе или стране мира. Вырастут какие-то рынки, например, внутреннего туризма, потому что 2-3 года у людей не получится много ездить в другие страны. Люди начали больше инвестировать в быт, обращать внимание на свое жилье.

Эпоха инфлюенсеров

Развитие социальных медиа создали модель видеоблогера как профессии, создав пласт людей, которые специализируются на создании контента и продажи своей аудитории товаров и услуг. Каждый человек стал телевизором. Вы, как представитель компании, тоже вещаете и транслируете свои мысли. Кто-то транслируя свои мысли, превращает это в работу на постоянной основе. Я считаю важным быть публичной личностью, вести аккаунты в разных соцсетях. Этим надо пользоваться. Моя компания Madrobots.ru за прошлый год сделала около 1000 размещений у блогеров, что дало нам несколько десятков тысяч продаж. Этот канал построения продаж невозможно игнорировать, он огромный, и позволяет создавать спрос на новый продукт.

По мере развития соцсетей все соцсети теряли виральность. Сначала они были заинтересованы в развитии креаторов, стимулировали создание контента тем, что делились с креаторами трафиком. Со временем креаторов стало слишком много, соцсети начали стараться больше зарабатывать, закрывая окно возможностей и уменьшая вирусность контента. Эта участь постигла Facebook, Instagram, YouTube. Пока вирусным контентом обладает ТикТок. Там много людей продвигает бизнесы, снимая серьезные видео, а не только липсинки и танцы.

Если бизнесу присутствовать в соцсетях, надо быть в релевантное время на релевантной платформе, которая может дать потенциал вирусного роста. Компаниям необходимо присутствовать в ТикТок.

Как искать тренды

Как найти что-то раньше других, что станет популярным в ближайшее время? Я подписан на 7 сервисов с трендами:

  • tweekly.ru — этот сервис я бы отметил особенно, потому что они собирают данные большинства перечисленных далее сервисов и выдают их на русском языке с четкими выводами и рекомендациями (стоит 750 рублей в месяц)

Эти сервисы собирают данные о том, что к какому-то продукту или явлению резко поднялся поисковый спрос, и начало появляться больше публикаций с хэштегом, или выросли продажи продукта на Amazon очень сильно. Подобные инсайты агрегируются и представляются в виде какого-то набора описаний.

Я собираю в Dropbox папку, где выкладываю иностранные рассылки с трендами по мере выхода (да простят меня за это основатели этих рассылок, кроме tweekly). И раз в месяц пишу пост с трендами месяца.

Тренды месяца

На свою голову я расширил список подписок на сервисы трендов до шести и потратил сегодня несколько часов, читая рассылки, вышедшие за последний месяц. Могу сказать, оно того не стоит.

В большинстве случаев в рассылках речь о внутренних трендах рынка США (вроде роста внимания к CBD продуктам), которые по разным причинам сложно транслировать на российскую реальность, но для расширения кругозора пойдет.
Список сервисов, на которые я подписан:
1. Tweekly.ru (6/10)
2. Meetglimpse.com (5/10)
3. Trends.co (4/10)
4. Trends.vc (4/10)
5. Gumroad.com/signalspage/
6. Еxplodingtopics.com

На последние два в списке сервиса (Signals и Expoding Topics), я подписался пару недель назад и пока не составил мнение о их полезности.
Trends.co и Trends.vc шлют рассылки слишком часто, просто не успеваешь читать. Да и подходят к оформлению спустя рукава, много информационного мусора.
Больше всего мне нравится формат отечественного Tweekly (коротко и по делу, но по этическим соображениям я эти отчеты не выкладываю) и Glimpse.
Из свежего Glimpse я узнал о продукте под названием «Инфракрасное Одеяло» (Infrared Sauna Blanket). Казалось бы, дичь, но интерес явно растет. Стоят такие одеяла в США ± $500 (https://higherdose.com/products/infrared-sauna-blanket-v3) и даже продаются в РФ (на авито, например).

#ni404trends
Напомню, что я завел Dropbox папку, куда складываю вышедшие рассылки: https://www.dropbox.com/sh/fs8phvawwrexlje/AADCsIJKNkakFYk9601zWbnfa
Тренды марта 2021 года

Как валидировать тренды

Когда вы нашли растущую нишу, важно проверить, соответствует ли продукт магистральному тренду в обществе.

  • Магистральный тренд в обществе. Это может быть тренд на экономию времени, на замещение онлайном офлайна, «глупых» гаджетов «умными».
  • Бритва Оккама. Если что-то можно делать проще, надо делать это проще. Не надо усложнять. Если продукт или услуга упрощает жизнь человека, то у него есть шанс стать популярным.
  • Принцип MAYA. Его придумал промышленный дизайнер Реймонд Луи. Принцип расшифровывается следующим образом: новый продукт должен базироваться на чем-то знакомом людям, он должен иметь черты существующих технологий. Например, айфон — это эволюционировавший айпод, а это, в свою очередь, плеер с экраном. То есть мы готовимся к новому витку технологий, чтобы задать ориентиры для того, чтобы легче адаптировать новые технологии.
Видео-версия доклада

Если вам понравилась колонка, подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или же на телеграм канал «Репродуктор Белоусова». В нём я пишу о гаджетах, трендах, бизнесе и публикую конспекты интересных деловых книг.

Вопросы к выступлению:

— Ты покупаешь самые разные гаджеты для дома, следишь за этой сферой и строишь бизнес. За какими гаджетами, на твой взгляд, будущее?

Я не ожидаю сейчас каких-то новых прорывов или то, что уже существующие инновации станут более популярными. Последнее, что взлетело — AirPods. Мы подобрали категорию «умные весы», продали более 300 000 этих весов. Это была наша ставка 3 года назад, это то, чем уже пользуется большое количество людей.

Bluetooth трекеры, которые позволяют найти паспорт, кошелек, сумку. Это делается через приложение. Я ожидаю, что Apple и Samsung выйдут на этот рынок с бюджетами, что увеличит интерес к нему.

Еще одна продуктовая ставка — гаджеты для животных, например, автопоилки и автокормушки, роботоунитазы, хотя они пока дорогие, чтобы быть массовыми. На первом этапе технология может измеряться в тысячах или десятках тысяч долларов. Например, первые плазмы стоили $10 000.

— Ты читаешь доклады о трендах. Как ты принимаешь решение, что ты идешь в технологию и продаешь этот продукт?

В основном, я делаю это для самообразования. Зачастую из этого нельзя сделать конкретные выводы или применимые к бизнесу. Иногда речь о технологиях, которые будут популярны еще очень нескоро. Парадокс в том, что ты не можешь заниматься новым бизнесом, потому что уже занимаемся бизнесом. Надо сначала вывести себя из операционной деятельности. Если вы увидели тренд и решили его реализовать, важно наличие капитала и времени. Просто так не получится.

Сейчас я анализирую рынки, которые могут появиться на пересечении последних технологических достижений, но все же чаще читаю для расширения кругозора.

— Насколько ты долгосрочно веришь в свой видео-подкаст, это хобби или может стать мощным драйвером для бизнеса?

У меня нет четких KPI. Когда говоришь о каких-то трендах, ты должен сам их тестировать. Например, я сказал, что надо идти в ТикТок, тогда почему сам не пошел?

С января 2021 года я передал управление компанией трем топ-менеджерам, и у меня освободилось много времени, чтобы заниматься тем, что мне интересно.

Я занялся самообразованием, запустил подкаст — для того, чтобы пообщаться с интересными людьми, когда ищу какие-то тренды — могу пойти к людям, которые уже занимаются этими технологиями и узнать у них подробности. Я не испытываю иллюзии насчет популярности подкаста, потому что у него нет вирусного распространения. Но всякое может произойти, позитивный «черный лебедь», например, если Дудь о нём снимет выпуск, но это даже не 20% вероятности. Собираюсь попробовать ТикТок, чтобы проверить этот тренд.

2828
9 комментариев

В таймлайн технологий можно засесть на несколько дней

1
Ответить

"Что общего у Николая II, пылесоса и Джеффа Безоса?"Все мы сделаны из звёзд.
https://www.youtube.com/watch?v=x1rFAaAKpVc

Ответить

Понравилась статья +++

Ответить

Максимально необычное сравнение! Не ожидал такого поворота событий. Статья интересная. 

Ответить

Спасибо за интересную статью 👍

Ответить

Интересная статья! Спасибо за Ваш труд!

Ответить

Отлично, спасибо! 

Ответить