Почему Европа боится ИИ

EdTech / HRTech
EdTech / HRTech

Помнится, в былые офисные времена чуть что не так, коллеги могли запросто послать тебя… в Гаагский суд по правам человека. Например, когда кто-то утаскивал у тебя со стола любимый степлер, а ты выражал своё негодование и “что же это здесь вообще творится?!”. Сегодня эта шутка обрела новый смысл. Прогресс шагает по планете семимильными шагами, а Европа по-прежнему оплот прав человека в мире хаоса и вселенской несправедливости. Современные технологии сюда вписываются слабо.

Журналисты сразу ударили не в бровь, а в глаз — мол, пропустила Европа свою волну цифровизации и ИИ. Но если разобраться, цифровой серфер из ЕС так себе — тут история про другие ценности. Но главный парадокс в том, что будучи консервативной и неконкурентоспособной по части прогресса, Европа обладает сильным влиянием в вопросе стандартов использования высоких технологий. Американские IT-корпорации, например, со своим уставом в чужой монастырь не лезут, аккуратно лавируя в расплывчатости самого понятия искусственного интеллекта.

США и Китай по части прогресса далеко впереди. Европа тоже не против, чтобы роботы выращивали пшеницу, были на подхвате в качестве санитаров и с пользой для человечества гоняли на беспилотниках. Но дело в том, что прогресс есть, а правил его использования ещё нет. Их только предстоит создать, предварительно переосмыслив значение технологий в повседневной жизни человека и установив разумные границы.

Этика искусственного интеллекта

Размышляя о технологиях, недолго снять бразильский сериал. Что и делает компания Netflix, например. Аспектов взаимодействия с ИИ масса, сценарии развития событий различны: от маленькой утопии, в которой технологии спасают человечество, до глобального апокалипсиса, в котором роботы крадут жизнь людей и списывают своих создателей в утиль.

Я разделяю оптимизм первых и опасения вторых. Но на данный момент ситуация такова:

  • Нет специалистов по ИИ, у которых есть ответы не только на технические вопросы, но и на все остальные. Зона влияния ИИ либо сильно преувеличена, либо недооценивается.

  • Технологии постоянно развиваются, синтезируются, трансформируются, совершенствуются. Нештатные ситуации и “не доглядели-не додумали” вообще норма в мире, который мчит на пятой скорости в светлое будущее. Мне странно постоянно слышать слово “ошибка”, находясь в режиме #идииделай 24/7. Не ошибка, а новый поворот!

  • Сильно обесценивается влияние людей на ИИ. Но тут снова этическая стена — как сильно можно прижать технологию, если что-то пойдёт не так? А если у технологии человеческое лицо, голос и собственное мнение в довесок? И что делать, если машины нахватаются у людей плохого (привет, машинное обучение), станут токсичными и бестактными?

ИИ и бизнес

Со всеми этими вопросами предприниматели сталкиваются каждый день, ибо ищут толковые кадры, создают новые продукты и смыслы вокруг них, стратегии развития, рекламные кампании, масштабируются и выстраивают границы — к аудитории стараются быть ближе, от хакеров — дальше. Зона ответственности выросла в разы. И сбор данных — далеко не самое сложная задача, просто обладать информацией — сложнее.

А люди действительно волнуются. Персонализация нынче королева маркетинга. Можно сколько угодно сегментировать и собирать аудитории, но по факту бизнесу нужно попасть в смартфон каждого пользователя — а там вообще всё, вся его жизнь.

Мой уход в стартап и IT-технологии — не блажь, а вполне себе логичное движение вперёд. Что я могу гарантировать ученикам своей школы, если меня физически не хватает пообщаться-поработать с каждым? С чего мне должны присылать святая святых — свои данные, если я не понимаю базовых принципов их конфиденциальности? В общем, в голове Кремниевая долина, а руки “европейские” — учиться ещё и учиться.

Если вы, как и я сейчас погружаетесь в технологии, делюсь своими инсайтами:

  • Автоматизировать бизнес-процессы — хорошо, но не факт, что “чужой” алгоритм решит все проблемы. Не отказывайтесь от решения создать что-то своё, если нужно учитесь и погружайтесь в новую сферу

  • Неточные или неэтичные алгоритмы — либо просто опыт, либо узость мышления разработчиков. И я сейчас не про айтишников, а про предпринимателей. Ведь цель сбора и дальнейших манипуляций с данными закладывается на этапе стратегии. И снова перелопатить всё, что знаете, а лучше добрать недостающих навыков и перезагрузиться.

  • Система контроля — ещё одна тема, требующая переосмысления. Как вы воспринимаете данные пользователей, с которыми работаете? Вы их владелец или они недостающий компонент маркетинга? Доступ к ним есть у всей команды или у конкретных отделов? Все эти неудобные вопросы требуют ответов для гармоничного существования вашего бизнеса бок о бок с ИИ.

  • С последствиями внедрения технологий тоже нужно работать. Мы все сейчас первопроходцы, что ни день, то появляется что-то новенькое, либо ведущие игроки рынка меняют правила игры. Сценарий развития событий открыт и требует ответной реакции по мере продвижения вперёд и достижения определённых результатов.

В общем, не нужно ждать от технологий слишком многого. Как работают технологии в бизнесе — это совокупный интеллект компании. Пока Европа думает над стандартами внедрения ИИ, пошла подтягивать свой уровень и учиться мыслить системно.

2
Начать дискуссию