{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Воцарение No-сode и Low-сode или оставляем программистов без работы

Настал час всех тех, кто давно мечтал запилить какое-то мега-нужное людям приложение, но на него не было денег. А теперь и не надо))

Платформы no-сode и low-сode скоро оставят программистов-середнячков без работы, а все остальные научатся запускать приложения так же легко, как сейчас собирают сайты на Тильде. Вот вроде все к этому идет, однако массово стартапы и приложения народ все еще не запускает. Почему?

Мобильное приложение на 1-2-3

Я давно топлю за no/low-сode, за открытые API, за уход от снобской дорогой разработки, которую могут себе позволить только обладатели бюджетов размером с Эльбрус, и за битву умов и креативов. И сегодня мы близки к этому как никогда.

Все, что сейчас нужно для разработки приложения и запуска бизнеса:

Шаг 1 - пара недель, чтобы самому разобраться в no/low-сode или 1-2000$, чтобы нанять спецов в нем, которые запилят первый релиз.

Шаг 2 - по накатанной: льем трафик, чиним баги, допиливаем нужные фишки, убираем ненужные, работаем над улучшением ключевых метрик.

Шаг 3 - если попал в product-market-fit, то через полгода приложение будет в прибыли, вы будете обрастать командой и создавать вокруг него инфраструктуру, если замахиваетесь на большее. Нет – так просто будете пожинать плоды со стабильно работающего приложения.

Собственно, недаром Forrester прогнозирует, что уже к концу этого года 75% всех приложений будут разрабатывать на no/low-сode, а это уже на 44% больше, чем в 2020 году. Прогнозы Gartner, чуть менее оптимистичные, но и они отводят на low-code 65% всех разработанных приложений.

Более того, эта история уже очень давно с нами. Сколько лет обычные пользователи создают сайты на базе WordPress или Wix, магазины на Ecwid, Битрикс (чур меня!), Shopify, интегрируют разные инструменты с помощью Whatagraph или Celigo?

Следующий звоночек – то, что на no/low-сode переходят не только стартапы и МСБ, но и корпорации. General Electric, например, использовала no-сode для создания функционала, который автоматически генерирует предложения для клиентов. Thinkmoney создала приложение для цифрового банкинга, которое включает автоматизацию онлайн-кредитов и управление дебетовыми картами.

Лучшие no/low-сode платформы

Четкий признак стабильного, долгоиграющего тренда – появление многочисленных «лопат для золотоискателей», то есть no/low-сode платформ практически под каждую задачу обычного пользователя.

  • Платформы для создания сайтов: WordPress, Wix, Squarespace, WebFlow, Тильда и др.
  • Создание бизнес-приложений: Airtable, Appy Pie, Quixy, AppSheet, Bubble. Thunkable и еще пара десятков

  • E-commerce и онлайн-магазины: лидирующий пример - Shopify.

    Создавать приложухи для управления рабочим процессом: Monday.com, Coda, Notion, Lumavate.
  • Платформы для приложений ERP и CRM: Zoho, Salesforce.
  • Блокчейн и Интернет вещей: Atra

На самом деле, все еще круче и проще. В этом году на Product Hunt появился NoCodeZ — зерокодинговый сервис, который превращает текстовое ТЗ в готовое приложение. Если описать свой проект в коротком тексте, платформа сделает готовую сборку для Android, iOS или веба. Тема?

Платформы растут как грибы, а вот сообщества от них явно отстает. На тему low/no-code уже написаны десятки статей, а вот сообществ, куда можно прийти с вопросами или ресурсов для аутсорсинга практически нет. Или я их не знаю?

А что программисты?

А теперь посмотрим, что происходит на рынке IT. Я недавно написал шуточный пост про программеров, которые умудряются собирать сливки (читай, зарплату) с нескольких работодателей сразу. Есть даже нишевое сообщество Overemployed с полезными лайфхаками, как доить несколько работодателей сразу.

Удается им это, потому что у нас рынок кандидата. Тренд на no/low-сode может поправить этот перекос.

Будут в цене высококлассные специалисты для дорогой штучной разработки; будут те, кто пишет no/low-сode; и будут недорогие программеры, кто может быстро его подпилить под запрос заказчика, если он не хочет разбираться сам. А вот вся серединка, что непонятно чем занимается в раздутых IT отделах, схлынет.

Плохая новость: для низкоквалифицированных кодеров это приговор, потому что число людей, которые могут сами создавать приложения, вырастет геометрически. А корпорации начнут вкладываться в обучение сотрудников low/no code, чтобы те сами создавали парк приложений вместо того, чтобы аутсорсить дорогие команды. Рынок сорсинга будет сжиматься.

Хорошая новость: порог входа в low-code программирование немного ниже, следовательно, специалистом по нему стать проще.

А что предприниматели?

Для предпринимателей, строящих бизнес из кирпичиков no/low-сode, тоже есть нюанс. Идеально продуманную архитектуру, которая не поползет от того, что кто-то изменил код в одном месте, на нем не выстроишь.

Но no/low-сode идеален для того, чтобы запустить идею, протестировать варианты, сделать первые продажи и набрать бюджет для того, чтобы написать движок своего приложения с нуля. Причем, с работающим прототипом даже на low-code индивидуальная разработка выйдет намного дешевле, так как есть, от чего оттолкнуться.

Плохая новость: чтобы запустить бизнес или создать мобильное приложение, которое не сможет тут же повторить каждый желающий, все равно придется вложиться в индивидуальную разработку. Но она с опорой на low/no code станет значительно дешевле.

Хорошая новость: число стартапов и SaaS, мембершип сайтов и приложений, запиленных на low/no code и получивших финансирование, исчисляется уже десятками тысяч.

Вам не нужно владеть программированием, чтобы запилить то, что хотите. Более того, как 15 лет назад владение компьютером стало второй грамотностью, так в горизонте нескольких лет создание приложений без кода станет базовым навыком.

Если вам понравилась статья и интересна тема цифровизации, финансов и технологий, создания продуктов и ведения бизнеса в цифровом пространстве, то можете подписаться на мой аккаунт в фейсбуке, где я пишу чаще и делюсь историями и полезностями из мира цифры.

0
138 комментариев
Написать комментарий...
MedievalRain
Платформы для создания сайтов: WordPress, Wix, Squarespace, WebFlow, Тильда и др.

Вот на их примере очевидно, что ждет no-code сервисы. Их предел - одностраничные сайты-игрушки или визитки для совсем уж маленьких бизнесов. Ни одна серьзная компания не будет использовать no-code, потому что добавить что-то для себя крайне сложно.

будут недорогие программеры, кто может быстро его подпилить под запрос заказчика

Не будут. Править сгенерированный код крайне сложно, он нечитаемый.

Конструкторы игр существуют уже более десяти лет. Они позволяют сделать игру вообще без программирования. Повлияло ли это хоть как-то на игровую индустрию? Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Leytman

тут вопрос скорее — почему как минимум Wordpress, ну и частично Webflow названы no-code, когда первый вполне себе code, а второй при желании идеальная кандидатура под jam stack ;) у меня vyjuj клиентов которые делают на WP успешные магазины, порталы, итп а на Webflow — корпоративные сайты. а по поводу маленьких бизнесов или сайтов-игрушек — ну, вот вчера допиливал очередной сайт для самой крупной в ЮС компании по 3д-печати. это маленький бизнес, или сайт-игрушка?)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурлаков
Автор

я тоже не совсем согласен с такой классификацией Wordpress, но постоянно их вижу во всех глобальных обзорах ноукод платформ. Поэтому тоже упомянул.

Полагаю, они попадают под low/no code потому, что тоже выступают некой базой, на которой можно сделать что-то свое. Просто для этого без нормальных программистов не обойтись, а true low/no code все-таки предполагает, что программист тебе не нужен:))

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Если говорить о базах, то их уже давно столько, что их перечисление ни в одну книгу не влезет. No code просто тренд, который используют маркетологи в рекламе своих продуктов. Ведь одно дело, говорить потенциальному покупателю продукта, что он может его просто поставить и использовать, а совсем другое - говорить ему, что продукт ему не очень то и подходит и что ему придётся содержать штат разработчиков, чтобы жто все работало как надо

Ответить
Развернуть ветку
135 комментариев
Раскрывать всегда