Образование в пандемию: протухли курсы или подход?
Удивительное дело, в 2011 году я начинала бизнес с небольшого тренингового центра и коротких лекций на разные темы. Потом был мой первый 3 - часовой курс "Facebook для бизнеса", а дальше шли вглубь и в индивидуальном формате. Затем — план сделать что-то основательное, большой жирный продукт, адаптированный под эстонский рынок. Поработав в Таллине, я поняла, что жизнь здесь устроена иначе. И в жизни у меня всё стало иначе.
Мне показалось логичным и важным структурировать всё, что я знаю и делиться с теми, кто готов слушать, учиться и повышать своё качество жизни в Прибалтике. Так появился 2-месячный курс по SMM. А позже — полугодовой Интернет-маркетолог. И собственно, школа бизнеса MOST. Спустя 10 лет всё вернулось на круги своя, мы снова создаём компактные курсы по узким темам, отдельным скиллам и пишем ролики-15-минутки, где всё просто и быстро — от подачи до интерфейса. И это называется прогресс. Который в разы ускорила пандемия.
Многие платформы открыли бесплатный доступ к своим программам. Для новых пользователей это стало отличным стартом в EdTech, дистанционку, новые компетенции и профессию. В пандемию вырос спрос на краткосрочное обучение, посильное финансово и морально. Но если раньше я запускала краткосрочные программы на собственные деньги и на голом энтузиазме, то сегодня эти “15-минутки” собираются международными командами и финансируются инвесторами. Короче, всё вернулось, но на уровень прилично повыше.
Как мне видится, первыми пошли грызть гранит науки в первую волну пандемии те, кто уже был в теме. Например, спецы из креативных индустрий пошли качать конкретные навыки. Новички в онлайн-обучении сходили на мастер-классы на общие темы. Казалось, карантин скоро закончится. Обучение было игрой, способом скоротать время.
Во вторую волну ситуация обострилась, всё порядочно подзатянулось. Приличных спецов в офлайне стали сокращать, а особо уязвимые бизнесы затрещали по швам. Появился спрос на получение новых профессий и навыков, которые можно быстро применить и монетизировать в удалённом формате. Сегмент малого бизнеса доводил до ума свои сайты и инстаграмы, они честно ходили на все бесплатные мастер-классы, вписывались в платные программы и искали новичков в диджитал за недорого.
В третью волну относительно спокойно. В полку фрилансеров и удалёнщиков прибыло. Они вышли на бизнес, который смог с минимальными потерями оцифроваться в короткий срок, и, собственно, Хуан встретил свою Марию. Что касается обучения в свободное от работы время, то тут, как мне кажется, зашёл формат интенсивов, рассчитанный на пару часов в неделю для настройки надпрофессиональных гибких навыков. Предприниматели взялись на отчётность и технологии работы без физического офиса.
"Сколько же онлайн-курсов протухло за пандемию?" — задалась я вопросом. Но, кажется, протухли не курсы, а сам формат. Хотя и курсы тоже. Инфобизнес и “цыгане” вообще быстро сошли с дистанции, когда в открытом доступе появились продукты от серьёзных компаний. Серьёзные перепрошились, усилились по вопросу наставничества и индивидуальных консультаций. Но количество предложений явно превышало спрос. С интересом смотрю, что будет дальше. Не думаю, что офлайн умрёт, но прежним точно не будет. У дистанционного образования тоже планка высока. Попробовав разное, пользователи уловили разницу. “Голым” на образовательный рынок больше не зайдёшь. А значит, работать над созданием методологий и курсов придётся ещё больше. Но я готова! И да, почти официально: 2020-ый — год трансформации образования во всём мире.