{"id":13743,"url":"\/distributions\/13743\/click?bit=1&hash=9ce8e7ba5f9006c7d0f31fe718fe15db002f72e697d11bb7923fd1c123c3aedc","title":"\u041e\u0434\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0431\u0430\u043d\u043a\u0443 \u0443\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 70 \u0433\u0430 \u043b\u0435\u0441\u0430, \u043e\u0442\u043a\u0430\u0437\u0430\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u043e\u0442\u2026","buttonText":"\u0427\u0435\u0433\u043e?!","imageUuid":"cfd45697-ce40-5ff5-a642-9c0de7814c7f","isPaidAndBannersEnabled":false}

Будущее бизнеса глазами предпринимателей из 7 разных сфер

Мы спросили 7 предпринимателей из 7 разных сфер бизнеса, как на их бизнес повлиял 2022 год и что они собираются делать в ближайшем будущем. Ответы и стратегии получились разные: кто-то ждёт увеличения прибыли в 3-4 раза, а кто-то… читай в материале, тут всего в двух словах не расскажешь.

Сфера разработки ПО и сервисов для бизнеса: Игорь Мандик, CEO PRO32

Как 2022 год и последние месяцы отразились на твоём бизнесе?

С конца февраля и по сегодняшний день — все очень бурно, быстро и насыщенно. Приходилось дважды полностью перестраивать бизнес, искать новые продукты, форматы, менять логистические цепочки. В общем, скучать не приходится :)

Рынок программного обеспечения сильно изменился: ушли практически все крупные иностранные игроки, что кардинально повлияло на структуру рынка.

Какие действия уже предприняли, а какие планируете предпринять?

Уже в марте было понятно, что ситуация серьезная и в условиях нестабильных продаж первое, что сделали, — оптимизировали затраты. К сожалению, пришлось попрощаться и с частью сотрудников.

Затем взялись за повышение эффективности: оптимизация структуры, бизнес-процессов и задач. Также пересмотрели систему мотивации сотрудников, еще больше сфокусировали всех на достижение конкретных целей. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, в чём его зона ответственности, на какой показатель в своей работе он влияет и чем это полезно для него и для компании.

Ну и ввели жесткий контроль за расходами, но это не про экономию, а скорее про более бережное отношение к деньгам. При этом мы продолжаем инвестировать в направления, где чётко видим финансовую выгоду.

Планируете релоцироваться?

Перевозить бизнес не планирую, так как сейчас 80% выручки приходится на Россию, но буду наращивать выручку в СНГ и запускать продажи в других странах. Конечная цель — сделать бизнес максимально распределённым географически, чтобы ни на одну из стран не приходилось более 20% выручки.

Часть сотрудников переехали в другие страны. Оно и к лучшему — географическая распределённость людей сейчас тоже будет полезна. Сам уезжать пока не планирую.

Какие стратегии и планы на ближайшее будущее?

Первое — запуск новых продуктов и сервисов, полезных для клиентов и прибыльных для нас. Второе — расширение географии продаж. В ближайшее время планируем попробовать себя в новых для нас странах. В России и СНГ мы работаем уже 17 лет. Скоро совершеннолетие, пора расширяться :)

Какие прогнозы по вашему рынку?

В российском рынке программного обеспечения всё достаточно очевидно — импортозамещение. Это будет ключевым лейтмотивом в ближайшие 2-3 года.Для отечественных разработчиков наступает уникальное окно возможностей: если сделать классный продукт и правильно его донести рынку, можно стать вторым 1С или Касперским.

Совет предпринимателям Reforma

В тех условиях, в которых мы находимся сейчас, еще никогда и никто не был. Поэтому вряд ли найдутся люди, которые однозначно знают, что сейчас правильно, а что нет. По моему мнению, нужно просто не бояться пробовать делать новое. Возможно, ошибаться, анализировать опыт и снова пробовать.

Сфера автоматизации офлайн-маркетинга: Николай Ермишин, Co-Founder & CEO phygitalsignage.io, совладелец & CMO Umvek.ru

Как 2022 год и последние месяцы отразились на твоём бизнесе?

Среднегодовой темп роста упал с 78% до 32%. Более 70% в деньгах приносил коммерческий сектор, он просел сильнее всего. Дефицит товара сыграл большую роль в сокращении темпов роста, но после 21 сентября и спрос сократился.

По стартапу отменили второй pre-seed раунд. Также отменили изначальные планы по развитию его через Startup Hub Poland.

Какие действия уже предприняли, а какие планируете предпринять?

  • Ввели 3 сценария доходов и расходов, то есть сразу обозначили, что срезаем и на чём экономим при наступлении разных сценариев по фактическому и прогнозируемому доходу.
  • Подали на аккредитацию стартап, чтобы получить хоть какую-то потенциальную защиту для сотрудников.
  • Отменили все внутренние инвестиционные проекты, которые направлены на результат не «здесь и сейчас».
  • После февраля стали проверять ближайшие внешние рынки, проверять воронки привлечения клиентов на новых рынках.

Планируете релоцироваться?

Hardware-бизнес не планируем релоцировать, IT-бизнес частично релоцировали.

Всё строится на прогнозе и динамике развития коммерческого сегмента наших ниш. Наш бизнес растёт, когда индекс предпринимательских настроений растёт, когда оффлайн-канал борется за качество и внимание клиента. Если рынок сосредоточен на коротком горизонте планирования и основной ценностью для клиента становится цена и наличие товара, наша модель нежизнеспособна.

Какие стратегии и планы на ближайшее будущее?

Поиск синергии, M&A, возможности объединиться с игроками на рынке для усиления позиций, расширение воронки, сокращение расходов на дублирующих функциях.

Формировать продажи на новых рынках, привлекать инвестиции под новые рынки не из России.

Совет предпринимателям Reforma

Предприниматели Reforma, соединяйтесь! =)

Сфера фудтех: Анастасия Ковалева, сооснователь и CEO Jump.Bio

Как 2022 год и последние месяцы отразились на твоём бизнесе?

Спрос резко снизился после 24 февраля. Потом постепенно восстановился к июню-июлю. В августе и начале сентября был приличный рост. После объявления частичной мобилизации снова рухнул спрос. Ждём восстановления. В марте-феврале также серьёзно выросла себестоимость и после снижения курса практически не откатилась назад. Логистика постоянно дорожает ещё с 2021 года.

Какие действия уже предприняли, а какие планируете предпринять?

Укрепляем силу духа — это самое важное :)

Планируете релоцироваться?

В каждой стране есть свои нюансы ведения бизнеса, проблем хватает везде. И лучше их решать в своей стране.

Какие стратегии и планы на ближайшее будущее?

Действуем по обстоятельствам, так как горизонт планирования практически исчез. На данный момент отказались от крупных трат на рекламу. Сместили фокус с роста оборота на рост прибыли.

Совет предпринимателям Reforma

Не теряйте присутствие духа. Всё проходит, и это тоже пройдёт :)

Сфера эдтех: Дмитрий Лушников, co-founder обучающего проекта в сфере психологии и личностного роста

Как 2022 год и последние месяцы отразились на твоём бизнесе?

У нас рост примерно в 2 раза по сравнению с 2021 годом.

Рост идёт тяжело, так как менялся рынок рекламы после февраля. Ещё порой на клиентов и сотрудников влияет политико-экономическая ситуация, но мы не сдаёмся и растём дальше :)

Какие действия уже предприняли, а какие планируете предпринять?

Оптимизируем процессы и затраты в бизнесе, повышаем устойчивость финмодели бизнеса.

Планируете релоцироваться?

Релоцировать бизнес не планируем. То, что за рубежом что-то будет легче — иллюзия. Свои сложности есть везде. Мы много жили за рубежом, но вернулись в Россию и видим себя здесь.

Какие стратегии и планы на ближайшее будущее?

Планируем повысить темпы роста бизнеса и за 2023 сделать х3-х4 к 2022 году.

Какие прогнозы по вашему рынку?

Тенденция роста сохранится, могут быть колебания из-за политических факторов, но в целом рынок растёт и будет расти.

Совет предпринимателям Reforma

Заботьтесь о своем душевном и физическом здоровье и принимайте трезвые и взвешенные решения :)

Сфера автоматизации бизнес-процессов: Михаил Сенченко, CEO Интегратор 2.0

Как 2022 год и последние месяцы отразились на твоём бизнесе?

Хреново отразились последние месяцы. В целом, 2022 был нормальный, если не учитывать февральскую просадку. Последний месяц глухо с заявками и принятием решений. Сейчас вроде всё меняется. Это что касается новых проектов и клиентов. Старые держатся :)

Планируете релоцироваться?

Из России уезжать не планирую. Только если потребует бизнес, расширение и что-то вроде того. Москва — топ. С вопросом мобилизации у меня всё окей. Если позвонят, я найду решение.

Какие стратегии и планы на ближайшее будущее?

Стратегия — не останавливаться, двигаться дальше, расти в ширину, смотреть новые направления.

Какие прогнозы по вашему рынку?

Будем жить, расти за счёт текущих клиентов. Медленно расти, потому что многие ушли, но расти.

Совет предпринимателям Reforma

Давайте уже возвращайтесь в Москву, будем вместе делать движухи. Нужно двигаться и не останавливаться.

Сфера разработки сайтов и приложений: Олег Чебулаев, CEO & сооснователь Mad Brains

Как 2022 год и последние месяцы отразились на твоём бизнесе?

С марта по июль 2022 года была практически полная стагнацию в направлении новых продаж. Исключением стала лишь сфера электронной торговли. Существующие клиенты не стали останавливать разработку core-проектов, от которых зависит выручка или рентабельность бизнеса. Однако бюджеты на инвестпроекты были срезаны почти до нуля.

Если говорить о цифрах, то в текущем кризисе мы как бизнес больше потеряли, чем приобрели. По моим оценкам, недополучили около 25% от планируемой прибыли.

Какие действия уже предприняли, а какие планируете предпринять?

В первую очередь нам пришлось поработать с командой, а потом заниматься всем остальным. В условиях неопределённости людям важно видеть цель и будущее, это помогает пережить сложные времена.

Большую и срочную работу провели для получения отсрочек для сотрудников. За пару дней подготовили все необходимые документы, информировали о всех появляющихся требованиях практически в режиме реального времени, помогали правильно заполнить форму.

Планируете релоцироваться?

Релоцировать бизнес не планируем. Пока мы не столкнулись с проблемами, которые могут серьёзно угрожать развитию нашего бизнеса в России. Но, конечно, ситуация в российской экономике изменилась. Сейчас прорабатываем стратегии выхода на международные рынки.

Мы лояльны к релокации сотрудников, работать можно удалённо. Сейчас у нас есть хаб в Кыргызстане. Если сотрудник хочет переехать на время в Бишкек, мы помогаем с этим процессом.

Какие стратегии и планы на ближайшее будущее?

Работа с фаундерами: критическое мышление, поиск мотивации, составление риск-карты. Если «сдуется» собственник, остальные сдадутся следом.

Работа с продажами и маркетингом: поиск растущих сфер, отсечение стагнирующих, вывод линейки продуктовых решений.

Работа с клиентами: развитие аккаунтинга существующих контрактов, заморозка индексирования ставок.

Работа с командой: информирование о сложившейся ситуации, психологическая помощь, создание политически нейтрального климата внутри компании, остановка набора джунов, реализация точечного набора под контракты, инвестирование в корпоративную культуру.

Работа с инфраструктурой: переход на отечественные серверы и сервисы.

Финансовая политика: составление платёжного календаря, ужесточение требований к работе с дебиторкой, уменьшение размеров индексации заработных плат.

Что касается стратегии, то мы внедрили OKR. Сейчас как никогда важно синхронизировать цели компании, отделов и сотрудников. Краткосрочная цель использования этого метода — увеличения маржинальности проектов.

Какие прогнозы по вашему рынку?

Прогнозы сейчас давать практически бесполезно, но позитивного сценария ожидать не стоит. На американском рынке рецессия, а это значит, что вслед за ней стоит ожидать и мировую. На нашем рынке она также отразится, помимо уже существующих санкций.

Совет предпринимателям Reforma

Кризисы не должны «прибивать к полу» предпринимателей. Воспринимать кризис стоит как челлендж: нужно понимать риски и искать возможности развития в изменившихся условиях.

Серийный предприниматель Рустем Богданов: birc.ru, x8team.ru, itbp.org, merchmerch.ru и другие

Как 2022 год и последние месяцы отразились на твоём бизнесе?

Бизнесы разные, индустрии разные, поэтому по-разному.

Если говорить о крупных энтерпрайзах с высокой инертностью, то они продолжают работать, на них сказалось не сильно. Новые контракты, безусловно, многие откладывают, перекладывают на следующий год, долго думают, тяжело согласовывают бюджеты.

В сферах, где клиенты — МСП (малые и средние предприятия) с маркетинговым направлением, — тоже нормально.

В товарке люди вполне активно покупают, просто потому что сезон и всё не так активно сказывается.

Фокус нужно делать либо на постоянных клиентов, либо на том, как переиграть рынок, переиграть себя.

Какие действия уже предприняли, а какие планируете предпринять?

Безусловно, нужно диверсифицировать, искать разные направления, потому что одно растёт, другое падает. Нужно искать варианты и смотреть на бизнес-модели.

Пусть на рынке было 100 рублей, а осталось 80, но ведь 80-то осталось. Нужно думать, как забрать их у конкурентов

Планируете релоцироваться?

Нет, не планируем.

Какие стратегии и планы на ближайшее будущее?

Стратегия достаточно простая: если мы делаем бизнес, то делаем его для пользователей. Чтобы они были счастливы и богаты. И если мы реально помогаем — спрос будет.

Совет предпринимателям Reforma

В любой непонятной ситуации есть люди, которые фиксируются на проблемах. Наверное, то, на чём ты фокусируешься, и приводит к результату. Нужно смотреть на возможности, которые предлагает рынок, или фокусироваться на рутинных процессах бизнеса, а не негативных вещах. Бездействовать нельзя, нужно хотя бы тестировать возможности и гипотезы: хоть на коленке, хоть самому клиенту звонить. Нужно любым способом продолжать движение вперёд, и лучше бы, чтобы оно было стратегическим.

Можно прочитать ещё десятки историй резидентов и найти ответ на давно волнующий вопрос. Для этого есть Telegram-канал клуба: https://t.me/+5mQdLMQ22KRmMWJi

А можно начать рассказывать свою историю. Например, стать новым резидентом клуба и выступить на «Открытом микрофоне»: https://t.me/reforma_business/1410

0
2 комментария
Pavel Voronkov

Не в тренде как-то. Где про экономику в труху? МСП выживает и вот-вот умрет? Все пропало и все уехали? Ничего не понимаю!

Ответить
Развернуть ветку
Команда Reforma
Автор

Павел, мы и сами не знали, что расскажут предприниматели, когда задумали тему статьи. Но как видим, во всех сферах всё по разному: кто-то получает ещё больше прибыли и растёт, а кто-то действительно экономит и сокращает сотрудников. Можно сказать, получился некий срез в моменте по разным сферам и направлениям бизнеса. Единственное, что объединяет всех предпринимателей в статье — все продолжают дейстовать, искать новые возможности и способы преодоления трудностей 💪😎

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null