На российском рынке HR-проектов действительно мало, но чтобы их становилось больше, нужно больше инвестиций. Мы не заключили в этом году ни одну сделку в России: всё было в Азии, в Индии, на развивающихся рынках. Фонды разделились на те, которые остаются в России, и те, которые переключились на зарубежные рынки.
В результате стартапы пошли несколькими путями. Первый — смена венчурной модели на классическую традиционную. То есть основная задача стартапа — перейти на окупаемость, выйти в прибыль, чтобы продолжать развиваться, пусть и это медленный рост. Второй путь — выход на другие рынки и привлечение уже иностранных инвестиций. И реже создаются отдельные фонды для вложений только в российские проекты.
Вопрос в том, что мы получим в итоге через три-пять лет, какой ожидать мультипликатор и ожидать ли его вообще. Сейчас даже те проекты, которые смотрят на российские стартапы, это не чисто венчурная история, а дивидендный запасной плацдарм. Инвесторы ищут какие-то комбинации, чтобы развиваться дальше.
Комментарий будет максимально ботовский, но хороший обзор — спасибо!
Александр, спасибо! Рады, что контент был полезен)