HRlink — сервис кадрового электронного документооборота. Мы родились в пандемию и были готовы к удалёнке, но это не спасло нас от состояния шока. В феврале мы были готовы закрываться, но оказалось, что спрос на продукт только вырос. За 2022 год мы выросли практически в 5 раз.
В сентябре, когда многие люди решили перейти на удалёнку, мы предложили пользоваться нашим сервисом бесплатно. Это не было маркетинговой стратегией, но сейчас эти люди остаются с нами и становятся платными клиентами.
Кажется, сейчас происходит смена эпохи — вряд ли дела когда-то вернутся на круги своя. Я могу выделить несколько рекомендаций предпринимателям на 2023 год:
1. Думайте о людях и вставайте на их место. Нельзя заставлять человека переступать через себя и через свои моральные ценности, иначе сотрудник перестанет быть эффективным.
2. В то же время проявляйте строгость и делайте то, что выгодно бизнесу. В такие времена сотрудники могут требовать не только то, что действительно нужно, но и то, что просто хочется. Например, в компаниях, которые помогают с релокацией, часто бывает, что сотрудники запрашивают её без объективных причин для переезда.
3. Не сопротивляйтесь цифровизации. Особенно это касается процессов, которые становятся невозможны из-за удалённой работы.
Владею сетью агентств недвижимости, занимаемся только коммерческой недвижимостью. Так как офисов несколько, то моя статистика репрезентативна. Скажу следующее: спада сейчас нет.
Если касаться моего бизнеса, то в феврале этого года у нас был рекорд по выручке. После начала Сво весной и летом была просадка, но осенью начали делать очень хорошую выручку и в декабре совершили новый рекорд.
Что касается трендов, То они такие:
- Главный арендатор на сегодня это алкомаркеты. Народ пьет((( Очень много сделок с пунктами выдачи заказов: ВБ, Озон, ЯМ и авито.
- общепит открывается только в бюджетном сегменте, это недорогие Кафе и столовые. Рестораны наоборот, на спаде.
- продолжают снимать офисы (хотя я прогнозировал большой спад). Офисы берут, может стали более придирчивы к арендным ставкам и Ремонту, но офисы сдаются. Ищут кабинетную нарезку, хотя раньше предпочитали опен-Спейсы
- везде рост швейных производств, а с ними рост магазинчиков для тканей, одежды и Обуви.
- после закрытия икеи, прошёл резкий рост петельных производств и шоу румов. До сво мебельщики были одни из самых часто закрывающихся магазинов. Сейчас они наоборот, ищут помещения
- на взлёте Кондитерка. У нас многие небольшие производства отмечали как целое событие уход кит-ката. Прямо радовались, звонили нам и делились своим бизнес-счастьем, что типа появились возможности.
Таких нюансов очень много, все не вспомнишь, одним из-за этих событий плохо, другим хорошо. Но, тренды нам заметны, так как именно мы видим какие помещения пустуют и кто оттуда съехали, а с другой стороны мы на пустые помещения сажаем других арендаторов, видим кому стало легче работать.
главное на чем не стоит экономить так это на оставшихся людях и оплате их труда
ну что сказать, этот год был трудный, дальше будет еще сложнее, но мы все держимся