Повсеместные массовые сокращения, как и агрессивный наём перед ними, — пример стадного инстинкта в бизнесе

Так считает профессор по организационному поведению в Стэнфордском университете Джеффри Пфеффер. По его словам, это всё равно что переходить дорогу на красный свет светофора, просто потому что «все остальные пошли».

Человек нередко повторяет за действиями других «на автомате», поэтому неудивительно, что стадное чувство возникает и в бизнесе. Сперва многие компании принялись агрессивно нанимать сотрудников на фоне роста в пандемию, и остальные последовали их примеру. Теперь то же происходит с увольнениями: один сократил — другой «собезьянничал».

Большинство объясняет сокращения «кризисом», но возникает парадокс, который фирмы не берут в расчёт: чем больше специалистов останется без работы, тем сильнее упадёт покупательская активность. И чем быстрее распространятся панические настроения в обществе, тем хуже будет производительность оставшихся сотрудников и тем экономнее станут, например, рекламодатели — люди, от которых часто зависит бизнес.

Иными словами, «устраивая увольнения, компании своими же руками порождают тот самый экономический спад, от которого хотят защититься», считает Пфеффер. По его словам, это наглядный пример самоисполняющегося пророчества.

Сокращения, которые раньше были крайней мерой, превратились в рутинную задачу «по сокращению затрат». Но чаще всего они не способствуют росту стоимости акций и не экономят бюджетные средства. Увеличивается ли от них прибыль — неизвестно. Зато известно то, что они требуют денег и снижают продуктивность.

А ещё и увольнения, и наём — сами по себе затратные процессы, отмечает автор. Сначала придётся выплатить выходные пособия, потом — вновь выделить бюджет на зарплаты рекрутерам, чтобы найти новых сотрудников, и на бонусы, ради которых последние захотят приходить.

Если бы компании изначально нанимали осознанно, а не «обезьянничали», то они бы заранее просчитали расходы и возможность нести их в кризис. И вряд ли избавлялись бы от специалистов при каждом экономическом потрясении, говорит профессор.

Как иронично, что ещё год назад компании называли сотрудников самым важным своим активом, а теперь увольняют их по почте, в одночасье отключая доступ ко всем корпоративным сервисам.

Все эти увольнения — [не крайняя мера], а выбор, обнажающий ценности бизнеса. По большому счёту сотрудникам просто показали средний палец.

Джеффри Пфеффер
Джеффри Пфеффер. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fspeaking.com%252Fspeakers%252Fjeffrey-pfeffer%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw3S_q-Wi_0GOBojMwa03Q8M%26amp%3Bust%3D1680275366990000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D2ahUKEwjo3qHU94P-AhWSt6QKHaLaAPkQr4kDegUIARC5AQ&postId=650918" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Speaking</a>
Джеффри Пфеффер. Источник: Speaking
2121
6 комментариев

"По большому счёту сотрудникам просто показали средний палец"

Как будто когда-то было иначе.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Ничто не ново под луной.
Всё пройдёт. Пройдёт и это.

Ответить

если вы это сказать сотруднику перед увольнением, не думаю что это особо утешит человека)

Ответить

Какой прекрасный способ показать свою любовь и заботу о своих сотрудниках - массовые сокращения! Мы же знаем, что безработные люди очень любят экономить на покупках и стимулировать экономику своим бездельем. А если еще и уволить их в одночасье и по почте, то это вообще какой-то нирвана бизнеса. Браво!

Ответить

В России тоже наблюдается подобная тенденция, хотя и не такая активная (https://www.rbc.ru/business/04/08/2022/62eacf839a79476ad70e1b3c). Некоторые работодатели, наученные опытом непродуктивного сокращения штата во время пандемии, сейчас не торопятся так активно это делать. Как вы думаете, какое влияние оказывают массовые сокращения на бренд работодателя?

Ответить