Эмпатия и выгорание у представителей помогающих профессий

Связаны ли выгорание и эмпатия у специалистов помогающих профессий? 
Связаны ли выгорание и эмпатия у специалистов помогающих профессий? 

Изучив публикации зарубежных коллег, исследователи из МГППУ Карягина Татьяна Дмитриевна (кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии) и Рощина Светлана Юрьевна (магистр психологии, выпускница магистерской программы «Консультативная психология») выяснили, как связаны выгорание и эмпатия у специалистов помогающих профессий (в основном медиков) и волонтеров социальных проектов.

Эмпатия традиционно считается профессионально важным качеством в сфере помогающих профессий. Профессиональное выгорание помогающих специалистов отличается высоким уровнем и широким распространением, имеет существенную специфику с точки зрения вызывающих его причин, связанную, в том числе, с регулярным столкновением профессионалов с негативными эмоциями их клиентов/пациентов, человеческим страданием и смертью.

В 2012 г. группа французских авторов, обобщая существующие представления об отношениях между эмпатией и выгоранием, представила их в виде трех основных гипотез:

1. эмпатия способствует выгоранию,

2. выгорание способствует снижению эмпатии,

3. эмпатия является средством профилактики выгорания.

Оба понятия — и эмпатия, и выгорание — обязаны своей популярностью и началом активной научно-психологической разработки контексту помогающих профессий.

Выгорание начинает исследоваться после описания данного феномена на материале волонтерской деятельности по реабилитации наркозависимых и изначально касается именно социономических профессий.

Эмпатия совершает более сложный путь к своему утверждению в психологии: возникнув в эстетике и феноменологической философии (немецкое понятие Einfühlung), постепенно «дрейфуя» в психологию уже под именем «empathy» в первой половине ХХ века, понятие становится широко распространенным начиная с 1960-х гг. во многом благодаря его появлению в гуманистической психотерапии Карла Роджерса, выдвинувшего гипотезу об эмпатии помогающего специалиста, как об одном из необходимых и достаточных условий личностного развития клиента/пациента.

Эмпатия способствует развитию синдрома профессионального выгорания.

Роль эмпатии в развитии синдрома выгорания традиционно отмечается критиками популяризации эмпатии как фактора гуманизации человеческих отношений — <b>эмпатия затратна, нерациональна, неуправляема.</b>
Роль эмпатии в развитии синдрома выгорания традиционно отмечается критиками популяризации эмпатии как фактора гуманизации человеческих отношений — эмпатия затратна, нерациональна, неуправляема.

Возражая на подобноe, исследователи чаще всего отмечают характерные для критиков узость понимания эмпатии как «эмоции в ответ на эмоцию», недооценку многоуровневости и многофакторности регуляции эмпатии, ее сложной связи с мотивацией помощи.

Эмпатия нередко предполагает и определяется через разделение эмоционального состояния другого человека; клиенты и пациенты помогающих специалистов испытывают и выражают интенсивные и крайне неприятные чувства; высокая эмпатия в работе помогающего специалиста означает «заражение» этими эмоциями, ежедневный труд по переработке и/или сдерживанию этих эмоций и, в конечном итоге, эмоциональное истощение специалиста.

Профессиональное выгорание — «убийца» эмпатии

Снижение эмпатии рассматривается как своего рода защитный механизм в ситуации выгорания, «бессознательная попытка» защититься от страдания клиентов/пациентов снижением чувствительности к ним.
Снижение эмпатии рассматривается как своего рода защитный механизм в ситуации выгорания, «бессознательная попытка» защититься от страдания клиентов/пациентов снижением чувствительности к ним.

Логика такой гипотезы также вполне объяснима. Испытывающему сильный стресс сотруднику любой специальности сложно «встать на место другого», «проникнуться» его эмоциями.

В ряде работ в доказательство гипотезы «убийцы эмпатии» приводятся многочисленные исследования, демонстрирующие снижение эмпатии у студентов-медиков, усиливающееся на старших курсах, во время активного начала практики и резкого усиления профессионального стресса.

Эмпатия способствует профилактике профессионального выгорания

Эмпатия оказывает положительное влияние на навыки коммуникации, способность разрешения конфликтов, что приводит к повышению удовлетворенности профессиональной деятельностью и снижению риска выгорания.
Эмпатия оказывает положительное влияние на навыки коммуникации, способность разрешения конфликтов, что приводит к повышению удовлетворенности профессиональной деятельностью и снижению риска выгорания.

Логика рассмотрения профилактического значения эмпатии как фактора, препятствующего выгоранию, основывается на идее о том, что разделение чувств человека, которому оказывается помощь, имеет смыслообразующий и потому «энергетизирующий» и «вознаграждающий» эффект и способно влиять на трудовую мотивацию.

Выводы:

  • Эмпатия традиционно определяется в качестве важнейшего профессионального качества или компетенции медиков, педагогов, психологов, социальных работников; без нее невозможна качественная помощь. Характер труда многих специалистов помогающих профессий таков, что в своей деятельности они практически ежедневно сталкиваются с сильными негативными эмоциями своих подопечных, человеческой болью и страданием, умиранием и смертью. Поэтому возникающие при этом усталость от сочувствия, вторичная травматизация и выгорание являются распространенными проблемами для этих профессий.
  • Проблема профилактики негативных последствий такого характера труда ставит вопрос о конкретизации их связи с эмпатией. Как показывает развитие этой области исследования, вопрос о том, способствует ли эмпатия выгоранию, предохраняет от него или из-за него снижается, трансформируется в проблему качества эмпатии — на первое место выходит проблема баланса эмоционального и когнитивного в ней, способности к ее регуляции и связи с ценностными аспектами профессии.
  • Эмпатия может являться тем, что смягчает требования и трудности работы, способствует вовлеченности в свою деятельность, поддерживает мотивационно-ценностные, смысловые аспекты профессии. В то же время, негативное влияние выгорания на эмпатию демонстрирует важность комплексного взгляда на проблему профессионального стресса, учета системных факторов, приводящих к нарастанию эмоционального истощения специалистов и ощущения ими бесплодности своих усилий.

Прочесть полную версию статьи можно в новом выпуске №2-2023 года журнала «Современная зарубежная психология»:

44
1 комментарий

Давно известный факт. Нужен качественный отдых и психолог

1
Ответить