Пока остальные совещаются и анализируют, Маск пробует снова и снова: почему повторный запуск Starship — это не «провал»

У NASA на запуск двухступенчатой сверхтяжёлой ракеты-носителя ушли годы. SpaceX не боится публичных «неудач», поэтому не медлит с тестированиями, и это её сильная сторона.

Источник: <a href="https://phys.org/news/2023-11-starship-ship-booster.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Phys.org</a>
Источник: Phys.org

Запуски космических кораблей — отличный способ выяснить, кто разбирается в ракетно-космическом бизнесе, а кто совершенно ничего в нём не смыслит, считает обозреватель Ars Technica Эрик Бергер.

18 ноября 2023 года SpaceX во второй раз запустила в космос сверхтяжёлую ракету, предназначенную, помимо прочего, для полётов на Луну и Марс. Уже через несколько минут после запуска издания запестрели заголовками об очередном провале Илона Маска.

Первая ступень Starship действительно взорвалась после отделения, а на корабле сработала автоматическая система аварийного прекращения полёта. Вопрос только в том, можно ли считать этот запуск «неудачным», пишет Бергер.

Компания смогла быстро перепроектировать наземные системы

Первый запуск Starship, состоявшийся в апреле 2023 года, серьёзно повредил стартовую платформу, оставив после себя разлетевшиеся по округе бетонные обломки, покорёженные металлические листы и кратер под пусковым столом. SpaceX надеялась, что сможет отправиться в космос без продвинутой системы шумоподавления, — чтобы, наоборот, смягчить возможный урон. Оказалось, нет.

Компания проанализировала ошибки и к августу — всего за четыре месяца — сумела не только перепроектировать, но и протестировать обновлённый стартовый комплекс, оснастив его шумозащитной системой с водяным распылением. Благодаря этому во время ноябрьского запуска платформа осталась почти невредимой.

Так выглядит распыление

Для этого команде SpaceX, по словам бывшего старшего инженера компании Филиппа Рэнча, пришлось работать в трудных условиях: на невыносимой жаре с повышенной влажностью.

Ракета перетерпела изменения в кратчайшие сроки

Чтобы минимизировать риски последовательного отказа двигателей Raptor, инженеры компании перестроили первую ступень ракеты-носителя, пишет Бергер. В итоге все 33 двигателя проработали до расстыковки, чего в прошлый раз достичь не удалось: тогда отказали сразу шесть «движков».

SpaceX также успела внести ещё одно крупное инженерное изменение: она установила на Super Heavy теплозащитный кольцевой экран. Он должен был упростить «горячую» расстыковку — этап, на котором двигатели второй ступени зажигаются при ещё работающих двигателях первой. При первом запуске они включились, только когда отключились двигатели ускорителя.

Так как ступени успешно отделились, компания в очередной раз доказала, что умеет проводить сложнейшие инженерно-проектировочные работы в такие короткие сроки, замечает Бергер и добавляет: «Если вас это не впечатлило, переосмыслите ситуацию ещё раз».

Да, после расстыковки корабль начал отклоняться от курса и был взорван, но все его шесть двигателей включились, а сам он поднялся примерно на 150 км над Землёй. Для компании это уже большая победа — в том числе потому, что любые полученные в ходе запуска данные помогут ей устранить часть ошибок в будущем.

Как выглядела «горячая» расстыковка

Подход SpaceX к разработке позволяет ей ошибаться

В ноябре 2022 года — после более чем десяти лет исследований и семилетних разработок — NASA впервые запустило двухступенчатую сверхтяжёлую ракету-носитель Space Launch System. Запуск прошёл успешно, но управление и не могло ошибиться: агентство работает при правительстве, а инвестиции в программу составили несколько десятков миллиардов долларов.

Почему тогда запуск Starship считается некоторыми неуспешным — непонятно, недоумевает Бергер. Запущенная Маском ракета — пока что самая крупная в мире. Инвестиции были в основном негосударственными, строительство заняло всего несколько месяцев, а затраты составили 1/10, а то и 1/100 от стоимости Space Launch System.

Назвать запуск «неудачным» просто потому, что компания хочет использовать системы многократно, но пока не может, — «глупо». SpaceX научилась быстро строить и меньше тратить, потому что использует итеративный подход: она не медлит с тестами, чтобы как можно быстрее выявлять ошибки и исправлять их к следующим запускам. Илон Маск может позволить себе такие «неудачи», потому что это и есть суть его подхода.

Специалисты аэрокосмической отрасли в целом делятся на два лагеря: это наблюдатели и исполнители. Первые постоянно совещаются, анализируют и составляют отчёты. Без них никуда, поскольку космические запуски — это риск, пишет Бергер. Однако «магия» SpaceX заключается как раз в том, что большинство её сотрудников — исполнители.

За 20 лет существования компания могла давно пасть жертвой бюрократии, но выстояла благодаря усилиям Илона Маска — противника слишком долгих теоретических рассуждений. Его нередко критикуют за жёсткость и спешку, но он хочет быстрого прогресса, поэтому и не боится «ломать» — и публично на это идёт, даже если позже кто-то назовёт его попытки «неудачными».

Те, кто осознают, как устроена отрасль, понимают: это вовсе не промахи, а важнейшие шаги, которые помогают ей не стоять на месте.

1515
16 комментариев

Подход SpaceX к разработке позволяет ей ошибатьсяА вот Роскосмос умеет признавать свои ошибки!

2
Ответить

я так понимаю из этого следует что SpaceX не признает ошибок своих?

Ответить

А вот Роскосмос умеет признавать свои ошибки!.

Ответить

У Роскосмоса бывают ошибки?

Ответить

Очень уважаю Маска и его сотрудников за попытки, но такие жополизные статьи статьи прям перебор.

Статью стоит переименовать в "От крушения только выиграл!"

И пополнить всеми любимый словарь новояза:
неудача > успех
промахи > важнейшие шаги
крушение > большая победа

2
Ответить

Маск даёт американскому обществу то, что оно любит - шоу. И в данном контексте отрицательный результат - это ни чуть не худшее шоу. Ну а тем немногим, для кого важнее успешный результат, и предназначена эта разъяснительная статья.

Ответить

выглядит конечно эпично и красиво

1
Ответить