Как аптеки адаптируются к турбулентности рынка и чем им помогают облачные сервисы
В России становится меньше несетевых аптек, при этом аптечные сети растут. Без онлайн-каналов продаж и автоматизации бизнес-процессов выдерживать конкуренцию становится всё тяжелее, говорят представители отрасли. Узнали у них, что происходит на фармрынке и какие технологии осваивают его игроки.
В каких условиях работает аптечный бизнес в 2023 году
Ассортимент. В конце 2022 года эксперты «Яков и партнёры» (экс-McKinsey) предупреждали: под угрозой 95% ассортимента российских аптек.Тогда это называли главной проблемой фармрынка в 2023 году, но прогноз не оправдался.
Количество импортных лекарств на полках снижается, но медленно: в 2022 году их доля сократилась на 2,5 процентных пункта. Сейчас на зарубежную продукцию приходится порядка 56% лекарств и 47% БАДов, приводит цифры Сергей Мещан, директор головного офиса аптечной сети «Гармония здоровья» (входит в топ-30 сетей в России).
Цены. Если ассортимент в аптеках почти не изменился, то логистика поставок стала сложнее. Это отражается на ценах. Впрочем, они растут неравномерно. В России есть список жизненно важных препаратов, и розничные цены на них устанавливает регулятор. Как правило, эти лекарства дорожают не быстрее инфляции. Таких позиций, по оценкам участников рынка, около половины. А вот на некоторые лекарства цены в течение 2023 года выросли в два раза, рассказывает Василий Слепов, собственник аптечной сети «Здоровье» (больше 230 аптек в четырёх регионах).
Спрос. В последние несколько лет спрос на продукцию в аптеках нестабильный. В 2020 и 2021 годах он повторял волны коронавируса: в пиковые моменты наблюдался ажиотаж, затем следовало многомесячное затишье.
По итогам первого полугодия 2023 года продажи в аптеках упали на 8%. Сергей Мещан объясняет это тем, что весной 2022 года люди массово скупили импортные лекарства и потом долго не приходили в аптеки. В целом по итогам 2023 года рынок ждёт прирост продаж около 5–8%, добавил Мещан.
Показатели в рублях будут расти за счёт инфляции. А вот в маржинальности мы прогнозируем падение из-за волатильности закупочных цен и усиления конкуренции среди аптек.
Как аптечные сети борются за эффективность бизнеса
Долгое время онлайн-продажи в фарме были под запретом, но во время пандемии часть ограничений сняли. Многие игроки рынка видят в этом зону роста и развивают цифровые каналы: за первое полугодие 2023 года доля онлайн-продаж увеличилась приблизительно на 1 процентный пункт, составив около 12%. Такие цифры приводит Сергей Мещан.
Чтобы идти в онлайн, компаниям надо автоматизировать бизнес-процессы. Пока у многих аптек нет даже инструментов для отслеживания остатков, цен, сроков годности и так далее.
Особенно в автоматизации нуждаются несетевые аптеки: нужно заменить устаревшие системы на современные платформы, например omKassa или Umag. Это позволит улучшить управление запасами и закупками, усилить контроль за сроками годности и усовершенствовать клиентский опыт.
Сетевые аптеки тоже отказываются от коробочных решений. Например, «Гармония здоровья» создала собственную программу 1BF для автоматизации базовых операций: продаж, заказа и прихода товаров и других.
В нашей компании автоматизация — это конвейер, в котором участвуют все направления. Сейчас на этом конвейере не менее 10 проектов. Подавляющее количество проектов по автоматизации воплощаются в жизнь на базе 1BF. Раньше, когда мы пользовались сторонним ПО, это было нереально, а теперь — неотъемлемая часть работы.
Один из примеров автоматизации процессов в «Гармонии здоровья» — ценообразование, которое компания сделала более управляемым и предсказуемым, что помогло сэкономить время сотрудников.
Какую роль в автоматизации аптек играют облака
Переход на облачные решения — ещё один тренд отрасли, по словам Романа Надеина. «Внедрение облачных технологий позволяет быстрее и легче обновлять данные, что важно для сетевых аптек с большим потоком информации. Несетевые же получают доступ к маркетплейсам и аналитику запросов своих клиентов», — объясняет эксперт.
Сервис дистанционного заказа лекарств «Здравсити» развернул в Yandex Cloud несколько управляемых сервисов, рассказал технический директор компании Андрей Пунин. Один из них — Yandex Managed Service for Apache Kafka®. Apache Kafka — платформа с открытым исходным кодом для распределённой доставки, хранения и обработки данных в реальном времени.
Раньше компания использовала Cron — инструмент Unix-систем для планирования выполнения команд в определённое время. «С ними уходило по несколько часов на то, чтобы выложить файл от партнёра на "Здравсити". Сейчас всё происходит в режиме реального времени», — поделился Андрей Пунин.
Также в облачный стек «Здравсити» входят объектное хранилище S3 и CDN (сервис для организации сети распространения контента) и другие инструменты. Архитектуру удалось выстроить так, что можно легко менять набор сервисов при необходимости.
Эта архитектура позволяет менять элементы, если этого потребует логика бизнеса или законодательство (например, в области хранения и обработки персональных данных).
Мы просто делаем это, не ломая всю систему и не выделяя гигантские ресурсы. Нашли в Yandex Cloud правильные сервисы в правильной конфигурации и научились правильно их менеджерить. Это позволило снизить расходы и улучшить работу продукта.
Подписывайтесь на Telegram-канал Yandex Cloud, чтобы узнавать ещё больше новостей и историй о команде.
Другие истории наших партнёров и клиентов, которые активно читают наши подписчики: