Преподаватель должен понимать, что интересно студенту

Преподаватель должен понимать, что интересно студенту

Поговорили со Станиславом Ступниковым – преподавателем и руководителем курса Python Developer. Professional в OTUS. Обсудили с ним разницу очного и онлайн-преподавания, условия успешного обучения и будущее, которое ждет разработчиков.

Станислав Ступников

Расскажи, пожалуйста, про свою текущую деятельность?

Я работаю в Vk Predict руководителем отдела разработки. В Predict мы занимаемся, как ни удивительно, предиктивной аналитикой, помогаем бизнесам, становится лучше за счет AI и ML. Я отвечаю за стратегическое развитие и за улучшение жизни разработчиков внутри отдела, а также за то, чтобы все наши продукты работали надежно.

Как ты понял, что хочешь преподавать?

Я начал преподавать еще в университете на своей кафедре, вел курсы повышения квалификации по реверс-инжинирингу кода. Также вел для первокурсников введение в программирование, эквивалент Introduction to Computer Science. Затем я преподавал в Технопарке при МГТУ им. Н.Э. Баумана, а после уже меня пригласили в OTUS.

Есть вещи, которые мне нравятся, и мне хочется ими делиться. Можно сказать, что я монетизирую свою любовь к тому, чтобы рассказывать полезные вещи, делиться знаниями, которые мне особенно интересны.

Чем отличается очное преподавание от онлайн-формата?

Основная разница в фидбеке от аудитории. Преподавание онлайн – это «околошизофренический» опыт говорения с коробкой, а в живой аудитории ты чувствуешь, как воспринимается информация, более понятна заинтересованность обучающихся. Самое главное, понятно, смешные ты шутки шутишь или это уже кринж. Должен признать, что онлайн-вариант безусловно удобнее. Надеюсь, что развитие VR и AR позволит комбинировать форматы и получить лучшее из двух миров.

Следишь ли ты за новинками в сфере онлайн-образования?

Источники, которые я изучаю, связаны в основном с программированием, управлением. Я читаю методический канал OTUS: рассчитываю, что ребята-профессионалы из команды нашли и подготовили что-то такое, что сразу можно будет применить на занятиях.

Какие условия важны, чтобы обучение прошло успешно?

Со стороны преподавателя – быть в ресурсе. Ресурс – это подготовка, собственный навык интроспекции, рефлексии и эмоционального интеллекта. Преподаватель должен понимать, что интересно студенту, что рассказать детально, а что – ознакомительно, исходить из потребностей студентов.

Со стороны студентов важна мотивация. В условиях длинных курсов – дисциплина и сила воли. Необходимо регулярно выполнять домашние задания, грамотно распределять время.

Задача студента – достать из головы преподавателя то, что ты хочешь. Это можно сделать, задавая вопросы. Вопрос – это скальпель, которым студент препарирует знание. Можно надеяться на то, что тебе сразу все дадут, все, что ты хотел, но почему-то в реальности так не происходит.

Какие отличительные черты у курса Python Pro в OTUS?

Есть много курсов, ориентированных на язык или конкретный фреймворк. Проблема в том, что они не дают холистического, единого взгляда на разработку. Язык – это всего лишь инструмент, с помощью которого решаются задачи. По сути, это молоток. Есть абсолютно справедливая фраза: «если у тебя в руках молоток, то все вокруг - гвоздь». Так вот, в рамках курса хотелось показать, что не нужно забивать молотком саморезы, а лучше использовать инструменты, наиболее подходящие для задачи. Именно поэтому, несмотря на то, что курс называется Python Developer Professional, он не совсем про Python, а про современную разработку, и как она выглядит через оптику конкретного языка.

К чему готовиться Python-разработчику? Какие изменения будут в следующие 5 лет на рынке?

AI инструменты и генеративные модели собираются плотно укорениться в повседневной жизни, что говорить о программировании. Стоит свыкнуться с тем, что Джеральд Сассман, автор известной книги «Структура и интерпретация компьютерных программ», назвал programming by poking. В повседневной практике мы уже давно ушли от написания нужных алгоритмов или даже систем и сервисов с нуля, чаще берем готовые решения и «докручиваем» до нужного состояния. Внедрение AI будет далее способствовать такому подходу. Программисты привыкнут пользоваться тем, что выдают генеративные модели, поэтому будут больше думать о том, как «склеить» то, что им нужно из полуготовых кусков, либо как адаптировать их к конкретному кейсу.

Какие ресурсы порекомендуешь для желающих начать изучать Python?

Порекомендую кое-что не самое стандартное, с чего начинал в свое время сам: книгу «Programming Collective Intelligence». Она интересна тем, что разбирает прикладные проблемы, а не «сделайте класс Собака, отнаследуйте его от класса Животное» .

А еще курс «Introduction To Computer Science And Programming In Python» на MIT OCW, он дает важную базу для любого начинающего, а еще там невероятно крутые лекторы.

11
Начать дискуссию