Верить в себя и немножко наступать на горло самокритике

Поговорили с преподавателем OTUS Сергеем Терёшиным про ожидания от преподавания, а также о том, как работать с обратной связью студентов и собрать сильную команду

Верить в себя и немножко наступать на горло самокритике

Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в преподавание ?

В преподавание я пришел давно. Ещё в школе мы проходили тесты на профориентацию, и этот тест показал, что у меня хорошо получится преподавать, быть деканом, профессором. Я над этим посмеялся тогда. Но уже в аспирантуре начал преподавать. Классическая высшая школа со всеми ее достоинствами и особенностями.

После я ушел в кровавый enterprise, это был 2008 год, уровень пользовательской грамотности был невысоким, и мы проводили много обучений для своих сотрудников.

Мне это нравилось, и я постоянно кого-нибудь чему-нибудь обучал в компаниях, в которых работал. А в 2021 году, во времена COVID, надо было куда-то девать свою тревогу, и я решил, что преподавание – это лучший выход. Оно очень здорово помогает раскачивать как хард, так и софт скиллы.

Какие у вас были ожидания?

Как уже сказал выше, пришел не столько с ожиданиями, сколько с тревожностью. Помимо COVID, на это было несколько причин: онлайн-формат резко отличается от очных занятий, опыта проведения которых у меня было сравнительно больше. Более того, особенность аудитории, я преподаю для специалистов информационной безопасности, а это люди с аналитическим складом ума, с очень выстроенным логическим мышлением. Если уж им что-то не понравится, то они разложат все по полочкам в отзывах и комментариях к занятию.

Как-то раз мне попалась статья на Хабре, в которой наших коллег по цеху разнесли в пух и прах. Я себе тогда дал слово, что со мной так точно не будет. И придерживаюсь этого слова уже четвертый год.

Чем преподавание в ВУЗе отличается от проведения занятий на онлайн платформах?

Для меня в первую очередь аудиторией. В OTUS в большинстве своем обучаются состоявшиеся специалисты. У меня был опыт работы со студентами, и со стажерами, и должен признаться, что это абсолютно разные вещи.

Как пришла идея создать собственный курс?

Ко мне курс попал на этапе проектирования, был создан первый черновик программы, но была одна проблема – курс был рассчитан на год!

Я понимал, что учиться целый год – это тяжело, потому что у наших студентов есть работа, семья, какие-никакие хобби. Поэтому было решено его уместить в 4 месяца.

Второй задачей было укомплектовать курс именно для российского рынка.

Мы ушли от конкретных производителей, от проприетарных технологий, чтобы знания, полученные на курсе, можно было применять без привязки к определенному стеку.

Курс и сейчас развивается, после первого запуска мы перерабатывали программу, добавляли новые уязвимости в разных языках программирования. Потом мы с удивлением для себя выяснили, что нужно расширять программу дальше: так появились основы Kubernetes и Docker. Все потому что был запрос от студентов.

Как вы взаимодействуете со студентами?

Я всегда с ними на связи в телеграм-чате. У нас есть даже собственное комьюнити выпускников, которое мы со студентами сами создали. Там мы общаемся, обсуждаем актуальные для сферы темы. Я всегда держу руку на пульсе того, что может быть интересно студентам.

Как происходит подготовка к занятиям, с чего она начинается и чем заканчивается?

У меня есть такое правило, я выделяю себе воскресенье на подготовку к занятиям в OTUS. Я проверяю актуальность презентации, мир быстро меняется, кто-то уходит, какие-то компании становятся недружественными, запрещенными, поэтому материал нужно обновлять перед каждым запуском.

Абсолютно новые занятия я репетирую со своей кошкой. Она точно знает о DevSecOps больше, чем все остальные кошки.

Это здорово помогает подготовиться, не теряться в материале на вебинаре, делать паузы в нужный момент.

За 15 минут до начала занятия я подключаюсь, чтобы в неформальной обстановке пообщаться со студентами. Это позволяет им настроиться, понять, что я не просто говорящая голова, а такой же человек. Мне нравится такой подход, когда преподаватель дает чуть-чуть больше, чем просто преподавание. Когда студенты просят советы по реальным кейсам. Но я всегда говорю слушателям, что мы про обучение. Мы не про консалтинг, мы не можем сказать, как сделать конкретно тебе, в конкретной ситуации, потому что мы просто не знаем ее полностью, не видим ее твоими глазами.

А если мы будем говорить об абсолютно новых занятиях?

Да, я как раз готовлю занятие по гибким навыкам в DevSecOps сейчас.

Я всегда тестирую материал разными способами, прежде чем представить студентам: обсуждаю с командой коллег, либо с командой поддержки, иногда тестирую на открытых мероприятиях.

Помимо собственного опыта, я опираюсь на опыт коллег, помимо полезных статей на Хабре, читаю тематические каналы в ТГ, опираюсь на мнение лидеров рынка, смотрю открытые уроки в OTUS линейки HR, чтобы развивать гибкие скиллы.

Как вы понимаете, что занятие прошло успешно?

Интуиция. Надо понимать, что преподаю я в основном людям из информационной безопасности – это не самые болтливые люди, не самые открытые и не самые коммуникабельные, потому что у них работа такая. Поэтому не стоит ждать от них отклика, что они будут включать микрофоны, включать камеры на вебинаре. Я всегда смотрю на активность в чате, как студенты отвечают на мои вопросы. Отзывы на занятия – это очень классный инструмент. Студенты могут оставить отзыв, поделиться своей обратной связью, предложить улучшения. Очень жаль, что это не работает в высшем образовании. Ведь это здорово помогает преподавателю понимать о себе чуть больше. Бывали случаи, что даже негативные отзывы свидетельствовали о том, что студент заинтересован, ему интересно. Он просто не умеет бережно коммуницировать.

Расскажите, пожалуйста, как вы реагируете на обратную связь от студентов?

Первое и самое главное для меня – не читать отзывы сразу после занятий. Обычно я делаю это утром на следующий день. Я в 99% случаев ухожу с занятия в некой эйфории, и хочется ее продлить.

Если отзывы негативные, это, конечно, неприятно. В этом случае нужно отстроиться от эмоций: отзыв оставляют не тебе как личности, а тебе как преподавателю – это надо четко понимать. Я думаю, что необходимо сделать паузу, переключиться. Может оказаться так, что на восприятие отзыва влияют внешние факторы, например, семейные неурядицы. Нужно осознавать свою меру ответственности. Может быть, действительно, просто неинтересно рассказал. С этим нужно смириться и в следующий раз исправить.

Другое дело, если критика в отзыве неконструктивная, в таких случаях приходит на помощь команда поддержки: методист, продюсер, куратор. Мы связываемся со студентом, чтобы понять, что произошло и как мы можем помочь. Иногда бывает, что студент в запале написал что-то, а утром пересмотрел и изменил свое мнение, а отзыв удалить уже нельзя.

Именно благодаря обратной связи студентов мы дорабатываем программу, делаем ее более привлекательной и полезной для них.

Тяжело ли собрать команду преподавателей?

Многие члены нашей команды со мной с самого запуска, за что им большой респект. Понятно, что многие руководители мечтают, собрать команду, чтобы они пришли после института и вышли на пенсию, но так не бывает. Бывает, что преподаватели уходят, это, конечно, жалко, но тут надо понимать, что все преподаватели – действующие эксперты, у нас есть основная работа, на которой есть всплески нагрузки, когда у тебя просто не хватает моральных сил, времени на преподавания.

Какой совет вы могли бы дать тем, кто хотел бы преподавать?

Не бояться, верить в себя и немножко наступать на горло собственной самокритике. У экспертов очень развито чувство ответственности за результат своей деятельности. И когда они начинают рассматривать преподавание как результат собственной деятельности, они начинают сами себе предъявлять зачастую повышенные требования, что вызывает у них некоторые сомнения в том, что они будут качественно преподавать. Это может стать стоп-фактором.

Я очень сильно рекомендую всем, кто захочет прийти в команду OTUS, просто попробовать: провести тестовое занятие, познакомиться с методистами. На самом деле это не страшно, плюс мы учим преподавать. Мы прекрасно понимаем, что одно дело быть экспертом, а другое дело — передавать свои знания.

Что вы бы посоветовали вашим потенциальным студентам?

В информационной безопасности знаний много не бывает. Мы работаем в той сфере, где знания устаревают буквально в моменте. Поэтому нужно быть постоянно учиться, постоянно пополнять свой багаж знаний, изучать новые инструменты. Поэтому приходите, это будет точно полезно. И это точно оправдает ваши инвестиции или инвестиции вашего работодателя.

11
Начать дискуссию