Как учиться на курсе ClickHouse?

Обсудили подготовку к занятиям, работу с обратной связью студентов и то, какие навыки важны для успешного обучения с автором и преподавателем курса ClickHouse в OTUS

Как учиться на курсе ClickHouse?
Алексей Железной
автор и преподаватель курса ClickHouse в OTUS

Каким был твой путь в преподавание? Что тебя изначально привлекало?

Еще в школьные годы многие учителя отмечали, что у меня достаточно хорошо получается объяснять материал занятий, пророчили мне карьеру учителя, но я этого несколько побаивался. Школьным учителем я точно не хотел быть: высокая нагрузка, работа с детьми – казалось, что это не для меня.

Преподавать я начал в первый свой год жизни в Москве, чтобы выйти на новый профессиональный уровень: как говорят, если можешь объяснить что-то другому, то ты точно в этом хорошо разбираешься сам. Мне повезло с руководителем курса, на котором я вел свои первые занятия - он давал мне ценные рекомендации, как развиваться в новой для меня сфере, и поддерживал при неудачах.

В начале преподавательского пути я не понимал, чем можно заполнить 1,5 часа занятия, сейчас есть другая проблема – не понимаю, как за 1,5 часа рассказать все то, чем хочу поделиться со студентами.

Как появилась идея создать свой курс?

На основной работе мне пришлось достаточно глубоко погрузиться в тему использования ClickHouse, и я обратил внимание на то, что обучающих программ по этой теме на российском рынке просто нет. Было несколько предложений от зарубежных платформ, в том числе Udemy, но это совсем другое. И я подумал, раз уж я этим так плотно занимаюсь, почему бы не поделиться своими знаниями с другими.

Ты упомянул Udemy, можешь рассказать, в чем принципиальное отличие от обучения на этой платформе и в OTUS?

Самое главное – это живые преподаватели, специалисты, эксперты, которым можно задать вопрос, и сразу получить ответ, предложить разобрать свой кейс, и так персонализировать свое обучение. Для меня текстовые и записанные курсы кажутся сухими, а посещение вебинаров, общение с экспертами, делает процесс более живым.

С какими главными сложностями столкнулся при создании курса?

Не было понимания, какой объем работы предстоит сделать, поэтому я иногда срывал сроки. Нужно было инвестировать намного больше времени, чем я ожидал. Наш курс создан для инженеров данных, аналитиков и архитекторов - DevOps разработчиков, а это не мой профиль. Со временем к нам присоединились преподаватели, которые глубже погружены в тему разработки. Константин Трофимов и Алексей Цыкунов создали нужные нам материалы занятий и усилили программу курса. После первого пилотного запуска мы внедрили значительно улучшенную программу, которая еще лучше отвечала ожиданиям наших студентов.

Какие отличительные черты можете выделить в своем курсе?

У нас действительно сильная команда преподавателей. Я специализируюсь на архитектурных решениях, рассматривая не только сам ClickHouse, но и инструменты для интеграции и работы с данными. Например, системы для выгрузки или взаимодействия с другими СУБД. Коллеги-преподаватели делятся своим опытом, который накапливали чуть ли не с самых первых версий клика, опираясь на внутреннее устройство базы данных и DBA/SRE вещи. Именно благодаря такому преподавательскому составу, у студентов есть возможность рассматривать ClickHouse с разных сторон, получать разный опыт и видение.

В чем преимущество ClickHouse перед другими базами данных?

Скорее, это не преимущества, а отличительные черты. Он занимает свою нишу, особенно в условиях, сложившихся после ухода зарубежных компаний. Многие популярные СУБД либо становятся платными, либо ограничивают доступ к своим open-source версиям, как это произошло с Greenplum в мае этого года.

У ClickHouse, напротив, есть сильное сообщество, опытная команда разработчиков и сохраненный open-source статус. Это позволяет ему закрывать текущие потребности рынка, такие как создание архитектуры хранилищ данных и мощных распределенных систем, bi-аналитика, интеграция с разными инструментами и др. И, конечно, это быстрая и эффективная аналитика, что делает ClickHouse оптимальным выбором для решения многих задач.

Давай теперь поговорим о занятиях. Как готовишься? Сколько занятий провел?

Мне всегда кажется, что лучше всё сделать заранее, чем в последний момент. Это привычка, сложившаяся ещё со студенческих времен. Если мне давали задание с дедлайном в феврале, а был только октябрь, я старался максимально реализовать его уже к концу октября, чтобы потом к нему вообще не возвращаться.

С лекциями я поступаю также, но многое зависит от нагрузки на основной работе. Обычно я готовлюсь по вечерам или на выходных. Начинаю с каркаса занятия — ключевых моментов, которые обязательно нужно донести до слушателей. Дальше я обогащаю его практическими примерами и теоретической информацией. Благодаря опыту преподавания я понимаю, сколько времени займет тот или иной блок, где можно что-то сократить или, наоборот, углубить. Такой подход позволяет мне организовать материал наиболее эффективно.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы занятие прошло успешно?

Первое и главное – это активные студенты. Я люблю каверзные вопросы - те, которые требуют остановиться, подумать несколько секунд, а потом дать осмысленный ответ. Активные студенты — это не просто участники занятия, они создают его атмосферу.

Другой важный аспект – это качественная практика. Бывают неприятные случаи: та практика, которая идеально работала в процессе подготовки, может внезапно перестать работать во время занятия. Это какая-то необъяснимая магия! Но если все же все удалось, студентам она понравилась и была понятна, это успех.

Наконец, соблюдение тайминга — тоже важный момент. У слушателей всегда есть разные мнения: кто-то считает, что за оплаченные курсы нужно разбирать всё, даже если занятие выйдет за рамки времени. А кто-то настаивает на строгом соблюдении расписания. Поэтому приходится балансировать, чтобы все остались довольны.

Какие студенты чаще всего приходят на курс ClickHouse?

Одни из самых требовательных из всех, с кем я работал, будучи преподавателям на 8-9 курсах в OTUS. Это связано с тем, что ClickHouse, по сравнению с другими СУБД, имеет более высокий порог входа. С ним нельзя работать так же, как, например, с PostgreSQL, не задумываясь о нюансах. ClickHouse не терпит такого подхода.

Наш курс разработан для архитекторов и инженеров хранилищ данных и DevOps-специалистов. Каждой специальности особенно важно понимать «подкапотные» механизмы работы системы, ведь это напрямую связано с профессиональными обязанностями.

После каждого вебинара вы получаете обратную связь от студентов, как ты работаешь с ней?

Думаю, что именно «работаем» мы с негативной обратной связью, потому что когда получаем положительные оценки, то просто радуемся, что удалось донести материал именно в том количестве и тем способом, который был нужен студентам.

Когда видим низкие оценки - стараемся не обращать внимания на свои эмоции, а сразу начать обрабатывать конструктивные замечания. Всё-таки подготовка вебинара занимает много времени, мы пытаемся учитывать все сложности, которые могут возникнуть у студента, создаем качественные практические задания, но негатив, так или иначе, случается. Проблема начинается, когда вместо объективной критики слушатель выплёскивает эмоции или переходит на личности. К сожалению, такое случается.

С конструктивными отзывами я работаю следующим образом: анализирую их и смотрю, с чем я согласен, а с чем — нет. Если возникают сомнения, обсуждаю это с командой: показываю материалы коллегам, спрашиваю мнение других преподавателей. Это помогает понять, действительно ли нужно что-то менять.

Если отзыв оставил конкретный студент, я могу написать ему напрямую. Не для того, чтобы оспаривать мнение, а чтобы уточнить детали: «Здравствуйте, я видел ваш отзыв. Вы отметили это как минус, но мне не совсем понятно, что именно вы ожидали. Давайте разберёмся». Обычно студенты реагируют на такие запросы положительно.

Конечно, бывают случаи, когда отзывы носят чисто эмоциональный характер. С этим сложнее, но я стараюсь принимать это как часть нашей работы. Постепенно приходит понимание, что негативная обратная связь, даже если она не совсем корректная, может указывать на точки роста.

Какие можете дать советы студентам?

Будьте немного противными — но в хорошем смысле. Если что-то не понимаете, не стесняйтесь докапываться до преподавателей. Это наша работа — объяснить вам так, чтобы вы всё поняли. Будьте настойчивыми, когда выполняете домашку. Изучайте не только обязательные пункты, которые вам очевидны, но и те, что на первый взгляд могут показаться незначительными. Приходите на обучение не просто для получения сертификата, а для получения знаний.

Интервью провела Терегеренко Оксана — ведущий педагогический дизайнер OTUS.

Начать дискуссию