Что ценят студенты кроме экспертности? 7 ключей мастерства преподавания

Что ценят студенты кроме экспертности? 7 ключей мастерства преподавания

Сегодня у нас в гостях Александр Пряхин, технический директор в CityAds Media и один из опытнейших преподавателей OTUS. Он руководит программами по PHP, Laravel, Symfony и Team Lead и ведет занятия в общей сложности на 6-ти курсах. Александр поделился своими результатами за 2,5 года сотрудничества с OTUS и рассказал, что помогает эксперту стать сильным преподавателем.

Привет! Начну с того, что проверяя во время отпуска домашние задания, я вдруг решил посмотреть на свою работу преподавателем в OTUS в цифре. Платформа даёт много статистики, да и я не зря у мамы инженер. Итак, с 2019 года на моем счету:

27 завершенных групп

70 принятых проектов

165 прочитанных лекций

458 активно работающих студентов

2 771 проверенная домашняя работа

Что ценят студенты кроме экспертности? 7 ключей мастерства преподавания

Было очевидно, что одних знаний и hard-скиллов мало. Каким же должен быть эксперт, чтобы студенты его ценили и уважали, а занятия посещали с удовольствием? На мой взгляд, это преподаватель, который:

1. Планирует долгосрочно

Один из первых процессов, которые я отстроил на своём курсе — это грамотное планирование занятий на месяц вперёд. Мы все живём в бешеном ритме. А преподавание у многих дополняет основную работу. Имея план на месяц вперёд, вы получаете большой выигрыш.

Во-первых, это планирование собственного времени. Даже если вы понимаете, что на работе будет загруз, вы можете перебалансировать его так, чтобы не сильно пересекать его с днями преподавания.

Во-вторых, план позволит вам заранее понять в случае форс-мажоров, что нужно перенести в ту или иную лекцию. Самое главное — заранее. Ведь студентам неприятно узнавать о переносах в последний момент.

Кстати, план моих лекций уже сейчас расписан на 2-3 месяца. И в команде преподавателей мы уже давно стараемся прикидывать переносы за месяц вперёд. Поэтому план позволяет нам точно понять, кто сможет подстраховать лекцию. Таким образом, нам достаточно раз в месяц потратить около часа времени, чтобы сохранить нервы себе и дать прозрачность и предсказуемость студентам.

2. Заранее готовится

Часто мы меняемся лекциями или вводим новые занятия. И готовиться к ним в день занятия — не лучшая идея. Поэтому мы готовимся заранее.

Раньше я часто писал для себя конспекты лекций, чтобы ненароком что-то не забыть. Но сейчас понимаю, что это неправильно. Преподаватель — это профессионал. И он должен знать и помнить то, о чём рассказывает, а не читать с листа. Поэтому лучше всего делать опорные слайды. Именно они должны содержать тезисы, которые нужно не забыть раскрыть.

Есть тут и другая крайность — превращение презентации в большой текстовый файл. Студенты всё же приходят слушать и воспринимать экспертизу, а не читать с экрана. Нет ничего лучше, чем живая речь преподавателя, подкреплённая практическими примерами.

Поэтому

- Выделяйте 1-2 дня заранее на подготовку презентации и её ревью.

- Подробные шпаргалки не нужны и только отвлекают. Вы уже знаете, о чём хотите рассказать. Если не знаете, то может не стоит браться за эту лекцию?

- Делитесь опытом — именно за ним пришли студенты. Всё остальное можно найти в документации и на stackoverflow.

3. Работает с аудиторией

Говорящая голова в окошке Zoom — лучший способ отойти ко сну вечером после работы. Лектор, который просто рассказывает и рассказывает, редко вовлекает аудиторию в работу. А вовлечённая аудитория понимает материал лучше всего, потому что она поработала с этим.

Не стоит рассчитывать, что вопрос «Вам всё понятно?» активизирует студентов. Узнавайте, насколько откликается тема у слушателей. Задавайте им контрольные вопросы. Просите их поделиться мнением. В конце своих лекций я ещё устраиваю блок рефлексии: вместе со студентами мы обсуждаем то, что каждый из них выносит с лекции, была ли она для них полезна. Так и я понимаю, насколько откликается тема у моих слушателей, а также мотивирую студентов следить за тем, что они услышали.

4. Контролирует свою речь

Поэтому начинайте осознавать то, что говорите. Обращайте внимание на то, что повторяется в вашей речи. Если хотите, пересматривайте записи своих вебинаров. Делайте анализ, выводы и улучшайте речь. Чем больше вы будете слушать, что говорите, тем меньше будете употреблять слова-паразиты.

5. Собирает фидбэк

У нас студенты ставят оценку каждому занятию. Циферки — это красиво, но ценнее слова студентов. Просите их рассказывать о том, что понравилось, что нет. Спрашивайте мнение, что они бы добавили, а что убрали.

Не бойтесь отзывов и критики. Именно они помогают улучшать занятия раз за разом, делать их лучше. Поэтому вы должны стараться и добиваться развёрнутого фидбэка от своих слушателей. Это самый ценный output из лекций для вас. Ведь вы преподаёте не только ради дополнительного заработка, верно?

6. Улучшает и не стоит на месте

Как только вы отработаете фидбэк и сделаете выводы, оттачивайте лекции, приводите их в порядок, вычищайте презентации каждый раз. После 3 лекций вам уже не нужна презентация. Наступит момент, когда вы сможете рассказать свою тему, даже если вас разбудить посреди ночи.

И, естественно, следите за актуальностью материала. Мир IT летит вперёд с бешеной скоростью. И не получится три года давать всем одно и то же. К примеру, с февраля 2019 два курса, которыми я руковожу, пережили пять крупных доработок, не считая мелких исправлений. И это не финиш.

7. Отдыхает

Преподавание должно вас драйвить, быть как хобби. Если вы будете работать со студентами через силу, они обязательно это заметят. Поэтому не стесняйтесь пару раз в году отдыхать от лекций. И не перегружайте себя: 2 лекции в неделю, на моём опыте, это оптимальное количество, которое позволяет вам восстанавливаться.

У меня были «рекорды» по 4 лекции в неделю. Признаюсь, это работа на износ. Я делал ее исключительно для того, чтобы закрыть потребности платформы. Стараюсь больше не повторять, так как это вредит всем. Берегите себя!

Поэтому Самый Главный Секрет успешного преподавания — любите то, что делаете. Тогда всё будет получаться!

Поделитесь в комментариях, задумывались ли вы о статусе учителя или наставника в будущем? А может быть, у вас уже есть опыт преподавания? Расскажите, что бы вы добавили к нашему сегодняшнему списку?

88
Начать дискуссию