Что должен знать Data Scientist?
В DS ты всегда учишься и подбираешь новые решения. Даже будучи продвинутым спецом, ты часто де-факто закрываешь только темы с которыми работаешь, а преподавание - это мощный мотиватор к собственному развитию.
Aleron рассказал о своем пути в DS, подходе к преподаванию и о специфике обучения в OTUS.
1. Поделись своей историей! Чем занимаешься? Как пришел в сферу? В какой момент решил преподавать?
Я учился в Физтехе на биоинформатика и мечтал быть генным инженером. Даже полтора года поработал в лабе Физтеха. Сфера интересная, но захотелось больше технических задач. Так начал работать биоинформатиком в Insilico Medicine, но должность требовала, в том числе решать задачи data scientist’а и ml-инженера. Там-то я и прокачался в ML. В процессе начал преподавать. Сначала Python на Физтехе, потом статистику в Нетологии и спустя примерно год меня схантили в OTUS.
2. Ты начал с работы на базовом курсе ML, а недавно уже руководил одним из потоков продвинутого курса MLOps. Какие главные уроки ты вынес для себя как преподавателя и специалиста за 2 года работы в OTUS?
Когда преподаешь Data Science, то важно передать студентам именно концептуальное понимание. В нашей сфере многое сильно зависит от того с какими именно данными ты работаешь. Самый важный навык для DS - это уметь применить то, что вы понимаете на концептуальном уровне. Знать как подобрать к конкретной задаче свое решение. Часто DS про новый инструмент на ходу.
Хотите заинтересовать темой студентов? Преподавайте только то, что сами часто используете или то, что вам очень интересно. Так я следовал за интересом и пришел от самых базовых ML занятий, к лекциям по MLOps, подготовка к которым может сама по себе быть испытанием для преподавателя, требующим нескольких часов выстраивания инфраструктуры.
Один же из главных инсайтов за время работы в OTUS для меня это, что студенты часто не просто студенты, а специалисты с крутым опытом. Зная это, ты обучаешь студентов будучи с ними “на равных”. Так стирается граница “студент-преподаватель” и студенты выходят в более интерактивный формат общения с тобой. Это позволило со многими сохранить личное общение за пределами занятий.
3. Я знаю, что ты ведешь свой блог о Data Science. О чем там рассказываешь? Какую ценность он представляет для тебя?
Создал я канал ~1,5 года назад. Он быстро рос в начале, когда я активно писал статьи на Хабр, участвовал в чемпионатах, публиковал решения.
Я стараюсь рассказывать там не сильно известные вещи в формате small tips - это когда ты очень кратко, в формате небольшого лайфхака, можешь рассказать как упростить себе жизнь. Люблю когда человек может здесь и сейчас, не переходя ни по каким ссылкам усвоить полезную информацию.
Блог полезно вести независимо от рода деятельности. Это учит формулировать свои мысли и фиксировать классные идеи. Это разгружает голову. Блог не обязательно должен быть публичным. Его можно делать для узкого круга друзей. Однако, для меня очевидным плюсом публичного блога является, то что меня узнают, зовут на чемпионаты, приглашают в проекты и на собеседования.
4. Можешь поделиться тем что ты узнал о себе как о преподавателе?
Моя сильная сторона - умение быстро подготовиться, схватить важное в теме и передать это студентам. Рекомендую новым преподавателям не быть слишком серьезными, оставлять простор для юмора или мема. Делитесь историями про свои факапы из реального опыта! Чтобы в особенности новички не думали, что в DS у вас все сразу будет получаться и вы начнете получать 300 тысяч в наносекунду. Важно донести, что часто на работе вы можете столкнуться с тем, что ваша задача просто нерешаема.
5. Ты часто брал большую нагрузку в OTUS помимо основной работы. Как получается не выгорать и получается ли?
Да, в какие-то моменты, нагрузки было много. У меня были месяцы когда я вел по 11 вебинаров в месяц в OTUS + основная работа + преподавал на Физтехе + своя учеба.
Думаю, что никакого секрета энергии нет. В реальности, я не могу всегда работать на все 100% по своим фокусам. Условно, я могу с одинаковым успехом выложиться на 70% по двум задачам за месяц, а могу по четырем на 60%. Суммарный результат будет лучше во втором случае.
К счастью, я довольно чувствителен к выгоранию и заранее наношу превентивные удары по нему. Обычно работает смена обстановки, спорт и общение с друзьями. Зал, бассейн, прогулки, новые знакомства помогают перезагрузить голову.
6. Какие основные пути развития для себя видишь?
Как преподаватель я хочу больше сфокусироваться на коротких курсах, которые быстро приводят к развитию конкретного навыка. В идеале ведущие максимально прямой дорогой к монетизации нового навыка. Например курс по созданию Reels, как пример. Хочу делать такое, но в сфере Data Science. Недавно запустил свой курс по серии очень конкретных навыков - соревновательный DS. ( Введение в соревновательный Data Science · Stepik ).
7. Что в текущий момент должна давать онлайн-школа IT-специалистам кроме актуальных знаний и практики?
Кажется, что сейчас в основном на рынке курсы общего характера. Не хватает небольших курсов по конкретному, редкому навыку или нише. Не хватает курсов, которые бы шли на опережение. А в идеале, несли некоторую священную миссию, кроме как заработать денег.
IT-школы должны сейчас помогать в нетворкинге, создавать не “урезанные” группы и чаты. Нужны такие сообщества, в которых есть лидер с личным брендом, который ведёт курс, создает и поддерживает естественную активность сообщества. Я думаю, что так должно быть организовано комьюнити хорошего курса.
В ML сильно не хватает курсов, которые бы давали студентам вычислительные мощности. Большая часть курсов на рынке выглядят как вебинары, где рассказывают кейсы и показывают, но не дают попробовать поднять что-то серьёзное самим. В OTUS такая возможность есть и это очень круто.
8. После двух лет в OTUS, что для тебя этот проект, эта команда?
В OTUS я встретил много крутых преподавателей, которые мотивированы не деньгами, а именно процессом преподавания и учебным опытом студентов. Студентам, которые пришли научиться с нуля и попали на такого преподавателя, очень везёт. Самый очевидный пример - руководитель направления ML, Маша Тихонова. Не знаю, где она берет столько энергии!
Сам я за 2 года прокачал навык формулирования сложных мыслей и доступного изложения на ходу. Научился «не душнить» и подбирать общий со студентами язык. Делать так, чтобы конкретный человек с его опытом меня понял. Научился преодолевать стрессовые ситуации, когда все идет не по плану.
В процессе подготовки к вебинарам в OTUS я изучил много материала и углубил свои знания. Как я говорил в начале, в DS ты всегда учишься и подбираешь новые решения. Даже будучи продвинутым спецом, ты часто де-факто закрываешь только темы с которыми работаешь, а преподавание - это мощный мотиватор к собственному развитию в новых направлениях.