Кто такой бизнес-аналитик в IT и как им стать?
Сейчас будет неожиданный вопрос: зачем Телеграму – «сторис»?
Аудитория мессенджера и без того неплохо растёт. С чего бы команде Дурова радовать нас подобным? Так вот. Фича (или, возможно, баг) в виде сторис не падает из отдела разработки просто так. Её используют, как элемент в некой последовательности, которая поможет достичь целей бизнеса.
У компании нет пути, только процесс
Когда вы знаете цель и имеете средства для достижения цели, необходима ещё одна составляющая.
Паровоз не доедет до нужной станции, если туда не проложить рельсы.
Компания не достигнет результата с помощью нововведения, если не разработать процесс.
Именно процессами и занимается бизнес-аналитик.
Какими вообще бывают бизнес-аналитики в IT?
Системный аналитик. Создаёт требования к программам.
Например: компания по продаже авиабилетов хочет сократить количество этапов между заявкой и покупкой в своём приложении. Системный аналитик изучает рынок, а потом пишет требования к улучшениям в процессе покупки. Технические требования отправляются команде разработки.
Продуктовый аналитик. Изучает, как продуктом пользуются. Почему приходят новые пользователи, а почему – уходят? А что делать, чтобы не уходили? Например: в России блокируют Инстаграм*, VPN глушат. Пользователь бежит в Телеграм. Надо повысить лояльность аудитории, привыкшей к функционалу запрещённой соцести! Продуктовый аналитик собирает и анализирует данные о поведении пользователей в соцсетях и мессенджерах, а потом на базе статистики строит гипотезы: улучшить пользовательский опыт можно так, а можно – вот так.
*принадлежит компании Meta, запрещённой в РФ
Собственно, бизнес-аналитик. Переводчик с языка бизнеса на язык информационных технологий. Когда описывает процесс, соотносит цели бизнеса с возможностями ПО.
Это посредник между разработчиками и заказчиками: понимает глобальные цели бизнеса; на их основе создаёт требования к программным решениям.
Например: администрация частной клиники хочет автоматизировать заполнение данных о клиенте на этапе приёма. Но врачи опасаются: так будет сложнее оказать первую помощь! Бизнес-аналитик собирает требования к ПО, оценивает вероятности ошибок и сбоев в условиях, когда времени катастрофически мало.
Хочу стать бизнес-аналитиком. Какие гибкие навыки нужны?
Аналитическое мышление. Отделять зёрна от плевел, сравнивать и структурировать.
Эмпатия. Смотреть на проблему и с точки зрения заказчика, и с точки зрения разработчика.
Критическое мышление. Ничего не принимать на веру! Лучше пять раз спросить «зачем?», чем делать бессмысленную работу.
Навык интервью. Задавать нужные вопросы нужным людям.
А профессиональные навыки?
SQL. Вам предстоит работать с базами данных, а потому – нужно знать язык запросов.
Уметь в прототипы. Вы будете наглядно изображать процессы с помощью систем моделирования. Например, в Bizagi. Если нужно улучшать интерфейсы, то пригодятся Figma или Balsamiq.
Язык управления бизнес-процессами: BPML
Язык моделирования бизнес-процессов: UML
Принципы ООП и API. То есть знать, как программы создаются и взаимодействуют друг с другом.
Ну и Excel, само-собой.
С чего мне начать карьеру?
Если в вашей компании уже есть бизнес-аналитик, можете предложить ему помощь. Или найти стажировочную программу в крупной IT-компании: просто следите за объявлениями о наборе стажёров (их называют «трейни»).
Ещё хороший вариант – обучающий курс. В OTUS курсов по аналитике целых 14.
Открывайте каталог и выбирайте сами.