Как мы сделали благотворительную программу эффективнее в девять раз

Несмотря на то, что в России всё меньше помогают нуждающимся.

Итог последних лет: россияне стали реже поддерживать благотворительные организации, в основном потому, что опасаются мошенников. Число жертвователей сегодня минимальное за период с 2017 года. Для нас в «Ozon Заботе» — благотворительной программе маркетплейса — это стало важной проблемой. Чтобы помогать эффективнее, мы запускаем разные инициативы: в некоторых участвуют продавцы, в других — покупатели. А пожертвовать можно не только деньги, но и товары.

В одной из благотворительных акций покупатели Ozon fresh за 41 день отправили 600 заказов для подопечных фонда «Собаки, которые любят» — результат оказался в девять раз лучше, чем на старте программы.

Как этого добились — рассказали вместе с самим фондом.

Как мы сделали благотворительную программу эффективнее в девять раз

Придумали разные акции и разработали детальную проверку организаций

В «Ozon Заботе» мы применяем ресурсы, которые есть у нас как у маркетплейса: саму площадку, аудиторию продавцов и покупателей. Сперва мы дали некоммерческим организациям возможность зарабатывать на Ozon: продавать мерч или товары собственного производства. Потом добавили сертификаты. А затем пригласили жертвовать на благотворительность продавцов: сегодня любой селлер — от крупного бренда до ИП — может перечислять фиксированную сумму или процент от своих продаж.

Главное правило: любое решение должно быть настолько простым, чтобы для доброго дела пользователю требовалось не больше трёх кликов.

Например, витрина с животными из приютов. По клику можно пожертвовать деньги или перейти в карточку — и посмотреть, в каком приюте живёт животное, если захочется забрать его домой.

Как мы сделали благотворительную программу эффективнее в девять раз

В 2023 году активно тестировали товарную благотворительность. Вместе с Ozon fresh запустили акцию «Покупаю — помогаю», в которой покупатели выбирали и оплачивали нужные товары, а курьеры доставляли все заказы фонду. Спойлер: формат «зашёл», и теперь «Покупаю — помогаю» станет постоянной акцией. Меняться будут только организации, ну и списки необходимых им вещей.

<i>Подопечные приюта «Лапушки» — благополучатели акции «Покупаю — помогаю»</i>
Подопечные приюта «Лапушки» — благополучатели акции «Покупаю — помогаю»

Любая некоммерческая организация может отправить заявку, чтобы помогать своим подопечным вместе с нами. Чтобы наши пользователи могли жертвовать без опаски, сначала мы проверим организацию. Сотрудничаем только с теми, кто работает минимум три года и ежегодно публикует отчёты о своей деятельности. Запрашиваем 16 разных документов: от лицензий и регистраций Минюста до уставов и механик проектов.

Изучили, кому хотят помогать именно наши пользователи

Дважды в год команда исследований Ozon проводит глубинные интервью и блиц-опросы пользователей — мы выясняем, как эффективнее помогать на нашей площадке. По статистике, россияне чаще жертвуют на лечение детей, но пользователи Ozon признались, что с большей готовностью помогали бы бездомным животным. Поэтому одну из акций «Покупаю — помогаю» организовали вместе с фондом «Собаки, которые любят». Организация больше шести лет помогает бездомным животным в Москве, Московской, Тульской и Калужской областях: покупает корм, оплачивает лечение, социализирует животных и ищет для них хозяев.

На Ozon fresh мы разместили товары, которые можно было купить и отправить в организацию, их доставляли наши курьеры. Вместе с фондом намеренно выбрали формат товарной благотворительности: по нашим данным, пользователям психологически проще помогать продуктами или другими товарами. Так они чувствуют конкретную пользу, которую купленный ими товар принесёт питомцам из приютов. Кроме того, покупая корм или игрушку, пользователь уделяет своё время фонду и его четвероногим подопечным. Вовлечение усиливает эмоциональную связь — вполне вероятно, благодаря ей пользователь поучаствует в акции повторно.

<i>Приёмка первой партии товаров от курьера Ozon fresh в приюте «Кошки Машки»</i>
Приёмка первой партии товаров от курьера Ozon fresh в приюте «Кошки Машки»

Корректировали процесс, чтобы акция стала эффективнее

В список необходимого фонд включил сухой и влажный корм, лечебные шампуни для животных, товары для поддержания чистоты в вольерах и клетках (перчатки, пакеты для мусора, швабры), наполнители.

Ежедневно мы корректировали позиции товаров в выдаче. Например, если корма купили достаточно, переносили его в конец списка необходимых фонду товаров, а выше выводили те позиции, в которых приюты нуждались острее.

Благотворительные заказы Ozon fresh привозил в фонд так же быстро, как и остальным покупателям, — за 60–90 минут. Затем сотрудники организации «Собаки, которые любят» сортировали посылки и отправляли в приюты. Помочь можно было из любой точки мира.

<i>Пелёнки и подстилки пригодятся щенятам в приюте «Заокский»</i>
Пелёнки и подстилки пригодятся щенятам в приюте «Заокский»

В итоге наша акция привлекла столько жертвователей, что мы перевыполнили план почти в четыре раза: поддержали не 3, а 14 приютов. Благотворители помогли 93 собакам и 145 кошкам в приюте «Pro100KOTT», 87 собакам и 60 кошкам в «Лохматых судьбах» и 1700 собакам в «Щербинках». Поддержали и небольшие сообщества (например — «Лапы и сердца», в котором всего 4 собаки и 12 кошек) и частных кураторов. Тысячи собак и кошек проведут зиму в тепле и сытости.

<i>Подопечные приюта «Лохматые судьбы» обнюхивают гостинцы</i>
Подопечные приюта «Лохматые судьбы» обнюхивают гостинцы

За 41 день покупатели Ozon fresh отправили фонду 600 заказов — в 8 раз больше, чем в первый год акции «Покупаю — помогаю». 18 жертвователей участвовали в акции повторно, а один клиент и вовсе сделал 17 заказов. Активность благотворителей на маркетплейсе выросла примерно в девять раз — и наверняка продолжит расти и дальше.

Формат акции «Покупаю — помогаю» мы дорабатывали весь 2023 год. Например, сделали удобнее процесс. Поначалу пользователи могли оформить заказ в пользу организации только в будние дни (чтобы там могли сразу принять доставку): теперь это можно сделать в любое время. Адрес фонда подставится автоматически, и вводить вручную ничего не придётся. Ozon fresh расширил ассортимент товаров на своих складах — чтобы в наличии было всё, что может понадобиться разным организациям.

До 29 февраля 2024 года помочь необходимыми товарами можно благотворительной организации «РусДог», которая спасает животных, попавших в беду. Лечит, социализирует, а затем находит для каждого подопечного любящую семью. За 7 лет работы организация помогла двум тысячам собак.

Четвероногим подопечным пригодятся корма, наполнители, лекарства и средства гигиены. Курьеры Ozon fresh доставят посылки пользователей напрямую в приют — сразу же, в день заказа.

А вы жертвуете на благотворительность? Если пока нет, обязательно расскажите в комментариях, что лично вам мешает решиться, — мы учтём отклики, когда будем разрабатывать новые проекты «Ozon Заботы».

2424
50 комментариев

Уважаемая пресс-служба компании Озон !
Сделайте что-нибудь с вот этой цифрой, и люди к вам потянутся без этой рекламы !

7

Вообще почему эта Площадка еще работает? Ведь реально полное не соблюдение законодательства РФ, отвратительное отношение к клиентам, а про доставку из за рубежа это отдельная ветка тут в пору уже правоохранителям заниматься! 9 лет заказывал и проблем не было, а последние 2 заказа трэш! Я думаю это а ля МММ, схлопниться и будет бунт кинутых клиентов! А что укачается благотворительности так вы с процентов оплаченных и не доставленных товаров перечисляете!!! Там суммы будут не один храм построить можно!

2

А расскажите про то, как, помогая животным, вы под шумок отжали у селлеров дистрибуцию кормов, наполнителей и т.д. Будьте честнее)

7

не покупаем на озон.
у производителя берем - норм,
на озоне раз взяли тот же и по марке и по наполнению - 14 кг поноса
у собак.

что в пути происходит, непонятно

Я жертвую Озону, например. Когда регистрировался на маркетплейсе, комиссия в моём разделе была 12%, а сейчас 20.5% и это не считая услуг по доставке, обработке, эквайрингу и т.д и т.п.

3

Скорее, платите комиссию за использование площадки, — а мы инвестируем часть этих денег в её развитие и привлекаем новых покупателей, что выгодно и вам, и нам

В кабинетах озона тоже есть котики, которым надо заправить яхту и покушать лобстеров.