Дорога на север 1915–2023

Дорога на север 1915–2023

В новостной повестке теряются даты и фамилии, которые стоило бы помнить. Конечно, здорово (наверное), что Индия не только решила переименоваться в Великий Бхарат, но и живо интересуется участием в разработке Северного морского пути, который обещает регулярно переустанавливать собственные рекорды грузоперевозок.

В 2022 году, согласно данным "Росатома", по СМП было перевезено 34, 1 млн. тонн грузов, к концу 2023 года этот показатель приблизится к 46 млн.т., а в к 2035 году увеличится до 250 млн.т.

На фоне этих бодрых цифр несколько затерялась неюбилейная дата, без которой мы вряд ли бы смогли рассуждать о необыкновенных возможностях "новой" транспортной артерии. Ее первооткрывателем, то есть первым в мире человеком, прошедшим маршрут "Архангельск-Владивосток" морем стал русский гидрограф, геодезист и исследователь Арктики Борис Вилькицкий. Возглавляемая им экспедиция на двух ледокольных пароходах вышла из Владивостока летом 1914 года, а завершила свой поход 16 сентября 1915 года, прибыв в Архангельск.

Надо сказать, что большую часть времени ледоколы пробыли в ледяном плену, в котором экспедиция находилась с сентября 1914 по июль 1915 года. Кстати, тогда же была предпринята попытка применения в Арктике авиатехники, но тогдашние воздушные суда с северной погодой не справились. Суда морские оказались крепче, и, после высвобождения изо льдов, продолжили движение по намеченному маршруту. Успех экспедиции Вилькицкого, в ходе которой был еще и открыт пролив между Карским морем и морем Лаптевых, доказал принципиальную возможность обойти Евразийский континент с севера и установила новый транспортный коридор.

И хотя для освоения нового коридора потребовалось почти столетие, благодарным потомкам, отправляющим груз из "ПЭК Владивосток" в "ПЭК Архангельск" стоит вспомнить добрым словом Бориса Вилькицкого и его соратников по открытию СМП.

22
Начать дискуссию